Изображение 2. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 1.

 
Джейсон Брюджес — специалист светового дизайна в сфере архитектуры. После работы с Норманом Фостером основал собственную студию и сейчас занимается разработкой и воплощением интерактивных проектов по всему миру.

«Световая инсталляция может быть постоянным городским объектом, частью городской среды»

— Джейсон Брюджес

 

Инсталляция — это всего лишь определение. Например, в 60-е вы не могли и подумать об инсталляции в городе, как о чем-то постоянном, как о части городской среды: это что-то в галерее, что-то из области популярного искусства, что-то изощренное, что-то вне времени. Но сейчас границы размылись — инсталляция может быть постоянным городским объектом.

Изображение 1. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 2.

Стереотипы по поводу световых инсталляций как вещи для фестивалей и праздников легко разрушить, нужно лишь начать создавать их в конкретном месте, в городе, на улице, или делать архитектурный проект, в который интегрирована инсталляция. Кстати, когда художников нанимают на работу, это всегда небольшой подъем для инвесторов. А для нас это новый уровень реализации собственных возможностей, всегда можно придумать отличный проект, соединив свои пожелания и пожелания заказчиков.

 
Изображение 10. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 3.Проект Peasouper, (2010),Yota Space, Петербург. 

Изображение 1. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 4.

Световая архитектура в странах, где всё напичкано технологиями, где всё светится и переливается — это крайне заманчиво, но очень сложно. Китай, Япония, Корея, Тайвань — места, где технологии на каждом шагу. Из-за того что примеров светового дизайна на улицах много, их уже просто не замечают. Технологии как часть городского процесса становятся такими интегрированными, такими привычными, что жители перестают обращать внимание на конкретные световые решения. В России всё иначе, как у страны с трансцендентной культурой. Людей до сих пор можно удивить практически любой инсталляцией. Мне кажется, что световое переустройство конкретного места в такие моменты очень важно — свет становится частью городской среды и дизайна.

Изображение 4. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 5.
1. Редизайн электроподстанции (2008), Даденхейм, Шотландия. Светящиеся шары на здании подстанции отображали изменения спроса на электроэнергию для конкретного района. В зависимости от времени суток (интенсивности потребления) цвет сфер менялся. 2. Проект «Север-Юг через Запад-Восток» (2008) London Bridge, Лондон. Автоматический луч света зажигался и несколько секунд следовал за человеком, который пересекал мост. На мосту на короткое время оставались тени прохожих.

Изображение 1. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 7.

Мы делаем развлекательные инсталляции в самых рутинных городских местах. Наша задача — увлечь прохожих. В Лондоне вы можете просто стоять и ждать автобус — довольно обыденная ситуация, я бы даже сказал, скучная, но мы хотим ее разнообразить. Как-то мы сделали луч света на одном из пешеходных мостов, который преследовал пешеходов — некоторые не обращали внимания, а кто-то начинал за лучом бегать.

Изображение 1. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 8.

Участие в проекте башня «Россия» Нормана Фостера для меня — это другой уровень анализа и понимания световых решений, нежели инсталляция для выставки или музея. Мы придумывали световое решение для целого здания: по каждой из сторон небоскреба должны были идти светящиеся квадраты, которые образовывали яркие линии. Квадраты постоянно мерцали, и в итоге казалось, что линии движутся. У нас был клиент, коммерческое предложение и проект, и вроде бы никакого полета для фантазии и игры, но мы сделали интересный проект здания. Представьте: перед вами 100-метровая башня, где будут офисы, какие-то магазины, социальные объекты и наверняка еще много всего — воодушевляет. У здания не одно назначение, а несколько, поэтому свет, который мы заложили, должен был дополнять его многофункциональность. Вы можете называть это арт-инсталляцией, световым дизайном, световыми технологиями или лайт-архитектурой, но я избегаю каких-то конкретных определений.

 
   
Изображение 9. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 9.Проект «Пандомониум» (2010), Brit Insurance Designs Awards

Изображение 1. Прямая речь: Джейсон Брюджес о световых инсталляциях в городе.. Изображение № 10.

Я хочу сделать проект в самом центре Петербурга, что-то необычное на всех этих исторических зданиях. У меня нет каких-то конкретных планов, но придумать нечто с Эрмитажем было бы неплохо. Проблема лишь в согласовании с властями.

Фото Джейсона Брюджеса: Антон Демидов, фотографии проектов студии — www.jasonbruges.com
Лекция Джейсона Брюджеса в Москве приходила при поддержке проекта Citycelebrity.ru, посольства Великобритании и БВШД.