ГОРОД

Изображение 3. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 1.

Проект «Охта центра»Изображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 2.

Общественно-деловой комплекс «Охта центр», где планировалось разместить офис компании «Газпром нефть», включал 403-метровую башню, которая в 4 раза превышала высотный регламент Петербурга. Согласно результатам компьютерного моделирования, небоскрёб должен был доминировать над 44 охраняемыми законом историческими объектами города. С 2004 года губернатор выступала за строительство башни, полагая, что проект станет серьёзным экономическим подспорьем Петербургу. Строительство центра оценивалось примерно в 60 миллиардов рублей, 49 % суммы должен был вложить город. Грянувший экономический кризис скорректировал планы, от финансирования проекта отказались.

«Охта центр» вызвал бурную полемику среди горожан: высотка в непосредственной близости от исторического центра могла испортить панораму города. Археологи упоминали шведский замок Ландскрона и крепость Ниеншанц, которые раньше стояли на этом месте. Известные общественные деятели писали коллективные обращения к правительству, 5 лет в городе регулярно проходили акции протеста. Озабоченность по поводу строительства «Охта центра» выразила ЮНЕСКО, пообещав в случае реализации проекта внести Санкт-Петербург в список городов, в которых мировое наследие под угрозой. Однако 6 октября 2009 года губернатор Матвиенко подписала разрешение на строительство башни. В 2010 году своё мнение о проекте высказал президент Медведев. Он отметил, что строительство такого высокого объекта возможно только после окончания всех судебных экспертиз. 9 декабря 2010 года Матвиенко официально объявила, что до сих пор считает небоскрёб «большим благом» для города, но компанией «Газпром» и петербургской администрацией принято решение о переносе объекта в другое место. В данный момент город выделил участок в районе посёлка «Лахта» на северо-западном выезде из города. Новый проект здания только разрабатывается.

 

Градостроительные скандалыИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 3.

С 2003 города в Петербурге разрушили порядка 108 исторических домов. Зачастую здания отдавали застройщику для реставрации или на перепланировку с условием сохранения исторического фасада. Однако впоследствии девелопер уничтожал памятник. За восемь лет такую схему стали называть «градостроительной политикой Смольного». Скандал со строительством торгового центра «Стокманн» на углу Невского и улицы Восстания стал одним из самых показательных. Пока застройщик целиком реконструировал отданное ему здание, рухнул фасад соседнего дома (позже он стал частью торгового центра). Жилые дома вокруг тоже сильно пострадали: просел фундамент, стены пошли трещинами. Валентина Матвиенко обратила внимание на проект на финальной стадии: мансарды и пристройки на верхних этажах не были согласованы и выходили прямо на Невский, что портило вид проспекта. Валентина Матвиенко официально отказалась от участия в открытии торгового центра, который раньше называла хорошей инвестицией, и обещала найти ответственных за градостроительную ошибку.

 

Футбольный стадион за 33 миллиардаИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 4.

Валентина Матвиенко была одним из главных сторонников строительства новой базы для питерского футбольного клуба «Зенит» на месте Кировского стадиона, разобранного в 2005 году. Проект разработало бюро японского архитектора Кисё Курокавы, стоимость стадиона оценивали в 6 миллиардов рублей. Строительство началось в 2007 году, потом застройщик сменился и бюджет сразу увеличился до 19 миллиардов. Когда Россия выиграла возможность проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, возникла новая проблема — стадион не соответствовал требованиям ФИФА по вместимости и безопасности. Уже строящийся проект отправили на доработку. Бюджет возрос до 33 миллиардов рублей. Теперь недостроенная питерская арена — одна из самых дорогих в мире. Компания «Газпром», которая была главным спонсором проекта, после отказа города от небоскрёба «Охта центр» не хочет субсидировать стадион. Просьба Матвиенко выделить дополнительные 10 миллиардов из федерального бюджета на окончание строительства не была удовлетворена. Тем временем первый матч на арене запланирован на ноябрь 2012 года.

 

Петербург не историческое поселениеИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 5.

В январе 2011 года Валентина Матвиенко написала письмо Владимиру Путину, в котором просила исключить Петербург из списка исторических поселений. Иными словами, из реестра 40 городов, сохранивших исторический вид. Статус исторического поселения предполагает жесткий контроль не только над конкретными городскими памятниками, но и над целыми архитектурными ансамблями. Также закон обязывает согласовать с Росохранкультурой все одобренные местными властями градостроительные планы и регламенты. По мнению губернатора, исключение Петербурга облегчило бы жизнь местным властям: бюрократические проволочки с документами угрожали развитию инвестиционных и строительных проектов в Петербурге. Позже выяснилось, что губернатор просила снять статус исторического поселения с новых районов, а не центра, однако подобных уточнений в письме не было.

 

ЗИМА

Изображение 1. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 6.

Замена ломов на лазерыИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 7.

В зимний сезон 2009/2010 губернатор выступила с критикой способов борьбы коммунальных служб с наледью и снегопадами. Вместо ломов она предложила сбивать сосульки с крыш городских домов лазером или паром. При этом сосульки она назвала сосулями. Новое слово быстро вошло в словарный запас чиновников и стало главным камнем преткновения для филологов. Учёные утверждали, что такого словообразования просто не существует. Новость облетела интернет, блогеры растиражировали изображение губернатора с мечом джедая в руке и писали стихи про сосули. Позже Матвиенко напомнила, что Петербург является центром инновационных технологий и имеет высокий научный потенциал, который можно использовать в борьбе с осадками.

 

Трагические случаи падения сосулекИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 8.

Зима 2011 года в Петербурге унесла жизни 6 человек. Сосулька убила шестилетнего мальчика Ваню Завьялова, один из видных кардиологов Петербурга Ирина Ганелина, мать историка Льва Лурье погибла под колёсами снегоуборочной техники. После череды трагических случаев губернатор обратилась к горожанам с просьбой без лишней надобности не выходить на улицу и следить за прогнозом. Обращалась губернатор в основном к пожилым людям и родителям с маленькими детьми. Уже после зимы Матвиенко отметила, что убрать 90 тысяч кровель в городе «просто невозможно».

 

Бомжей и студентов на борьбу со снегом Изображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 9.

Чтобы решить проблему с уборкой снега и нехваткой людей для этих нужд, губернатор выступила с предложением привлечь к расчистке города студентов и бомжей, а также обратилась к органам правопорядка с предложением лучше контролировать рестораны и магазины, которые по закону должны расчищать близлежащие территории. Позже Валентина Матвиенко попросила предоставить городу дополнительные полномочия для эвакуации машин с тротуаров, чтобы заставить автовладельцев убирать снег в радиусе 3 метров от своего транспорта. Несоблюдение этого зимнего правила считалось административным правонарушением.

 

ТРАНСПОРТ

Изображение 2. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 10.

Строительство Кольцевой автодороги (КАД)Изображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 11.

О необходимости строительства Кольцевой автодороги вокруг Петербурга заговорили в далеком 1965 году, в 1995-м в Указе президента России о развитии автодорог в РФ трасса уже значилась. Строительство началось в 2001 году, до губернаторства Матвиенко, за счет денег из федерального бюджета. КАД нужна была для того, чтобы соединить транспортные магистрали, ведущие в Москву, Мурманск, Хельсинки, Таллин и Киев. По южной части КАД можно было перевозить грузы в Морской порт без заезда в жилые районы города. Высокий вантовый мост как часть дороги не нуждался в разводке, что сразу решало вопрос логистики для горожан в период летней навигации, а из одного конца города можно было доехать в другой, избегая центра. Протяженность КАД составила 115 км с 18 транспортными развязками, 2 тоннелями и 58 мостами. Дорогу открывали кусками, начиная с 2002 года. В 2010-м она была закончена целиком, при этом за последние три года строительства сумма инвестиций составила почти 130 млрд рублей. Из-за ступенчатой сдачи проекта некоторые куски КАД успели покрыться ямами. Валентина Матвиенко курировала проект на каждой стадии, согласуя нарастающие бюджеты. Эксперты отмечают, что именно благодаря вниманию губернатора проект удалось завершить на 2 года раньше заявленного срока. В 2010-м Матвиенко пообещала построить КАД-2 к 2020 году, которая бы решила проблему переноса промышленных предприятий за город.

 

Губернатор против «вёдер с гвоздями» Изображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 12.

С момента своего вступления в должность Валентина Матвиенко критиковала общественный транспорт в Петербурге. В основном её высказывания касались трамваев, троллейбусов и частных маршрутных такси. Маршрутки Матвиенко называла «вёдрами с гвоздями». В 2005 году город провёл первый конкурс на право перевозить пассажиров маршруток — в Петербурге осталось 402 маршрута вместо 552. Сокращение маршрутов вновь заставило жителей обратить внимание на общественный транспорт. Губернатор также не раз пыталась вывести из реестра городского транспорта трамваи. На её взгляд, они создавали пробки на улицах и являлись советским пережитком. В 2005 году губернатор предложила местным производителям трамваев купить европейский аналог, разобрать его на части, а затем собрать из наших деталей такой же трамвай. По её словам, такой подход сэкономил бы деньги производителям. Губернатор предлагала профинансировать покупку опытного образца из бюджета. В 2011 году решено было сменить существующий транспортный парк на скоростные трамваи, правда, чтобы их запустить, необходимо построить новые пути. В 2007 году губернатор высказалась насчёт троллейбусов, которые мешали движению, так как были изношены. Состав троллейбусного парка начали обновлять каждый год, на закупку десятков машин тратили по 300–600 млн рублей. В апреле 2011 года Смольный решил отказаться от этого вида транспорта, но в июне передумал и снова выделил на закупку троллейбусов 45 млн рублей из бюджета. 

 

Внедрение водного таксиИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 13.

В 2009 году Валентина Матвиенко внесла в городской парламент проект закона «О водном транспорте Санкт-Петербурга». Депутаты решение одобрили, но кризис помешал запустить систему сразу. В 2010 году в Петербурге заработало водное такси. При этом Смольный и Матвиенко регулировали цену поездки, сделав ее максимально низкой — 54 рубля. За первый летний сезон специальные судна, аквабусы, рассчитанные на 12 пассажиров, смогли перевезти 1 миллион человек. Новый транспорт стал популярен среди курьеров и туристов. В 2011 году система водного транспорта состоит уже из 6 линий, одна из них соединила Петербург, Кронштадт и Зеленогорск.

 

ЭКОНОМИКА

Изображение 7. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 14.

Город для туристовИзображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 15.

В 2005 году по инициативе Матвиенко город запустил программу превращения Петербурга в крупный туристический центр. Стратегия «5х5х5» должна была к концу 2010 года привлекать по 5 млн туристов в год. По планам, Петербург должен был занять место в пятёрке крупнейших туристических центров мира. На реализацию программы выделили 1 миллиард рублей. Открытие паромного сообщения с Европой и запуск скоростных поездов Хельсинки — Петербург помогли привлечь дополнительные туристические потоки. В рамках программы создали службу «Городских ангелов» — молодые люди в униформе, знающие два иностранных языка, дежурили на улицах города для помощи иностранцам. Также открылось несколько туристических центров, где можно было узнать о гостиницах, достопримечательностях и получить бесплатную карту. Количество гостиничных номеров с 17 тысяч увеличили до 28 тысяч. Однако цены сразу взлетели, и туристические операторы стали говорить о вялом интересе иностранцев к Петербургу. К концу 2010 года город вошёл в десятку наиболее привлекательных туристических центров, количество туристов действительно достигло 5 миллионов. В новой спланированной пятилетке туризма уже другие ориентиры: развитие яхтенного туризма, создание кемпингов, а не гостиниц. Последнее — личная инициатива Матвиенко. Туриндустрия приносит бюджету 115 млрд рублей ежегодно, это 10 % ВВП города.

 

«Ларёчная война»Изображение 8. 35 проектов и высказываний Валентины Матвиенко.. Изображение № 16.

С самого начала губернатор обещала поддержку малому бизнесу. Однако розничная торговля оказалась в затруднительном положении, когда Валентина Матвиенко не признала ларьки и палатки малым бизнесом. Уже в 2004 году началась кампания против ларьков около метро и остановок общественного транспорта, градоначальница подчёркивала в каждом выступлении, что у правительства хватит воли снести все палатки. Полный демонтаж торговых точек в 50 метрах от метро и 10 метрах от остановок произошёл в 2005 году. Собственникам обещали помочь торговыми площадями вместо утраченных. Процесс тянулся почти 2 года и больше известен как «ларёчная война». Около 15 тысяч человек остались без работы. Тогда же в городе появилась новая тенденция — ларьки на колёсах.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

«Спорт — это жесть! А на молодёжном сленге «жесть» — это, оказывается, всё, что бурлит, кипит жизнью, даёт эмоции, даёт движение, перспективу. Причем эта перспектива зависит только от тебя. И я сразу согласилась: да, спорт — это жесть!»

 

«Сбивать сосульки ломом — это каменный век. Надо найти другой способ. Лазером, горячим паром срезать... Надо собрать научно-технический совет и посовещаться. Если учёные разведут руками и скажут — только ломом, тогда да».

 

«Мозги-то у вас должны быть! Что ж вы в парк-то полезли со строительством храма? Это парк развлечений, веселья... Я понимаю, в углу где-то, а то прямо в центре!» (По поводу возведения храма Всех Святых в парке 300-летия Петербурга.)

 



ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО В ПЕТЕРБУРГЕ ТВОРИТСЯ?
НА ЛОШАДЯХ ЕЗДЯТ ГДЕ, ЧТО, КОМУ ВЗДУМАЕТСЯ


 

 

«Батурина в Москве вытворяет и не такое!»

 

«Пусть хотя бы один день в месяц все сотрудники Смольного, включая губернатора, будут ездить на общественном транспорте. Но во вторник этого делать не будем, иначе вы опоздаете на правительство. Но всё равно готовьтесь, коллеги: в метро и в автобусе душно!»

 

«При всей самокритике, и об этом сказали Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович, мы не должны заниматься садомазохизмом».

 

«Хватит сопли на кулак наматывать!»

 

«Мне трудно уже польстить: я прошла все ступени власти. Меня ничем не удивить. Именно поэтому нет никаких карьерных амбиций...»

 

«Я очень ленивый человек, но так как всю жизнь занимаюсь спортом, то даже если в полдвенадцатого прихожу домой, хотя бы полчаса гуляю. Мне тоже иногда не хочется. Хочется посмотреть фильм на кассете. Вот я часто своим подчинённым говорю: кому нужны больные вице-губернаторы и больные председатели комитетов?»

 



НА ВСЮ ЖИЗНЬ ГРЕЧКОЙ НЕ ЗАПАСЕШЬСЯ. СПОКОЙНО.
РАЗБЕРЕМСЯ. ПРИМЕМ МЕРЫ. БУДЕТ ГРЕЧА! БУДЕТ ВСЕ!


 

 

«У нас излишне эмоциональное население. Всегда нагнетают ситуацию. Пример со свиным гриппом: скупили маски, теперь они лежат в тумбочках. Весной опасались наводнения — смели с полок резиновые сапоги на три поколения вперёд, теперь их нужно посыпать тальком, чтобы не испортились... Потом залежалась гречка — подняли ажиотаж вокруг неё. Все положили её на полку, теперь там заведутся жучки».

 

«Может быть, я уже надоела со своими просьбами, но я буду их повторять снова и снова. Тут я проезжала по Ленинскому проспекту — чего только нет у горожан на балконах. Вот уже скоро первое мая, а у многих там ещё ёлки новогодние стоят...»

 

«Взаимодействие правительства (Города. — Прим.) с градозащитными организациями перешло в новое качество. Это ещё не штиль, но это уже и не шторм».

 

«Буду делать выводы по руководителям всех уровней. Не могут убрать снег до 1 февраля, будут заниматься другой работой, вязать носки по вечерам».

 



ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ, КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ СРОК,
ЛЮДИ СКАЗАЛИ МНЕ «СПАСИБО»


 

 

«В наше время отключать горячую воду стыдно. Хватит издеваться над людьми. Попробуйте сами принимать душ под холодной водой».

 

«Посмотрите, когда случилась катастрофа в Японии с тяжелейшими последствиями, японцы дисциплинированно, спокойно, не ноют, не хнычут, не плачут, один за одним, гуськом… А у нас население такое требовательное, хотя даже вокруг своих машин убрать не могут. Нужно было понимать, что это форс-мажорная ситуация».

 

«Я прошу пожилых петербуржцев, родителей с детьми без крайней необходимости не выходить на улицу сразу после обильных снегопадов и резких перепадов температур».

 

«Завозить кого попало и куда попало, а потом разбираться с нелегалами, и с  преступностью, и со всем — этого делать нельзя».

 

«Надеюсь этим летом на крышах города увидеть вместе с кровельщиками депутатов Законодательного собрания».

 

«Прекратите заклеивать трамваи! Это общественный транспорт, а он ездит заклеенный голыми женщинами и чипсами. Транспорт должен ходить чистым и умытым!»