The Village: Юрий, для начала хотелось бы обсудить то, как будет организован учебный процесс в этом году. Будет ли он похож на предыдущий? Например, в прошлом году первый семестр был посвящен лекциям (одна тема — одна неделя), а потом начались исследования. В этом году будет так же?

Юрий Григорян: По схеме будет похоже, структура пяти тем сохраняется. У нас также появится Studio Generale — общий курс лекций для всех студентов, который займет в целом две с половиной недели осеннего семестра, остальное время планируем отдать под представление пяти исследовательских тем. С одной стороны, цель Studio Generale — вдохновлять студентов и организовать их деятельность, с другой — развивать их навыки. Такая схема связана с тем, что студенты прошлого года испытывали определённые трудности с пониманием типа исследования, которое мы предлагаем. Наше исследование не научного типа, это архитектурное исследование, исследование для творческих профессий. Носит оно совершенно другой характер и сводится, скорее, к объяснению и прогнозированию.

 — Можно кратко по каждой теме: почему, кем она была выбрана, как утверждалась и к каким результатам хотелось бы прийти в финале каждой?

— Каждую тему курирует один директор, которых всего пять — это такая команда единомышленников, которые интересуются реальным содержанием и которые хотят в своей работе открыть что-то действительно интересное. Поэтому эти пять тем являются общей платформой для всех исследователей и для всех директоров. Если говорить конкретно о темах, то первую Рем Колхас назвал Hinterland. Эта тема, с одной стороны, о провинции, она говорит обо всем, что не Москва. С другой стороны, она о том, какую роль играет Москва в развитии провинции: отбрасывает она на провинцию тень или свет, помогает развитию или наоборот. Основная цель — понять взаимодействие вообще всего, что мы можем назвать большой территорией, взаимодействие города, страны и даже ближайшего Подмосковья. Выбор темы отчасти связан с тем, что Рема заинтересовала идея этого убывания большой территории, и мне кажется, что представить большой город без этой территории сегодня мы тоже не можем.

 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 1.Рем Колхас — голландский архитектор, директор темы «Сохранение» на «Стрелке» в 2010/2011 году.  В 1975 году основал бюро OMA, которое занимается в том числе вопросами связи архитектуры и общества.

Тему Megacity ведёт Рейнир Де Граф. Тут интересно исследовать, как живут и функционируют такие большие города, как Москва. После решения присоединить к Москве новые территории тема оказалась гиперактуальной. Это интересное совпадение, потому что мы говорили о ней задолго до того, как появилась идея расширить Москву. Сегодня нашу столицу уже нельзя назвать даже мегаполисом: это гигантский город — гигаполис, около тысячи квадратных километров территории, а с ближайшими пригородами, которые фактически в Москву входят, получается примерно 1 500 квадратных километров. И для нас эта тема стала даже более интересной, потому что возникает какая-то конкуренция идей: сегодня все будут говорить о том, что же такое Москва. И я думаю, что тема Рейнира Де Графа может полноценно в этой конкурентной борьбе поучаствовать с учётом большого опыта работы АМО над такими мегапроектами.

 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 2.Рейнир Де Граф — директор лабортории AMO при бюро OMA. Он также возглавлял ряд проектов бюро на Ближнем Востоке. В 2009-м выиграл в конкурсе проектов жилого комплекса Stadskantoor в Роттердаме

 


 


Здесь не доставляют знания, здесь, скорее, пытаются разбудить в человеке страсть к познанию и показать ему пути для поиска знаний.

 


 

 
Что касается темы Карло Ратти Senseable City Moscow, для нас это новый взгляд на цифровое будущее города. Такое будущее нам покажет исследовательская лаборатория в MIT (Массачусетский технологический институт. — Прим. ред.) Senseable City Lab. Поскольку они 
считаются лидерами в этой области, то их взгляд на Москву, на потенциал этого города, на идеи того, как город может стать еще и умным, как компьютер, могут помочь городу понять самого себя. Интереснейший вызов — ответить на вопрос, может ли город отчасти управляться машиной или нет? Могут ли процессы, происходящие в городе, частично быть связаны с компьютерным миром, может ли такое взаимодействие быть успешным? Мы уже знаем, что такие примеры есть, и глубина темы и вообще актуальность виртуального мира делают эту тему очень интересной.

 

   
Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 3.Кар
ло Ратти — архитектор, работает в лаборатории МIT с исследования антропогенной среды городов и электронными датчиками.

В теме Сitizens as Customers Дэвида Эриксона мы попытаемся поставить потребности человека в центр, посмотреть на происходящее не глазами автора, а глазами потребителя, слушателя, глазами человека, которому адресован этот город, который тут живет, — и понять, чего он на самом деле хочет. Эта тема может перевернуть с ног на голову представления и архитекторов, и дизайнеров, и вообще всех людей, которые занимаются изменением города, потому что в такой перспективе город обычно никто не рассматривает. Для меня как архитектора страшно интересно понять, как бы изменился взгляд на профессию, если бы такие интенции поступали непосредственно в кровь профессии.

 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 4.Дэвид Эриксон — вице-президент Yota Group

Тема Михаэля Шиндхельма Content исследует интереснейшую проблему, которую мы только отчасти затронули на первом году исследований общественного пространства. Она говорит о том, что Москва уже в значительной степени построенный город. Все изменения в так называемый hardware, то есть в то, что уже построено, вносить долго, сложно и не всегда продуктивно. А с точки зрения устойчивого развития не всегда логично ломать какие-то здания и менять эту среду. Среда уже сложилась — так или иначе. Но есть software — среда, в которой изменения могут происходить очень быстро и могут оказывать непосредственное влияние на жизнь человека. Примером могут быть продуктивные изменения в парке Горького, которые были сделаны за месяцы без каких-то огромных капиталовложений. Простым изменением правил меняется сама жизнь. И вот это очищение, это понимание города, чтение его и соучастие — это главные вопросы этой темы.

В целом эти 5 перспектив, 5 взглядов на город могут дать интересную картину в будущем, дать содержательный доклад в следующем году именно о Москве.

 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 5.Михаэль Шиндхельм — немецкий писатель, режиссер и театральный деятель. С 90-х годов был директором нескольких театров в Германии. С 2009 года консультант по вопросам культуры в Гонконге.

— Темы прошлого года были глобальными, в этом году они стали более локальными, сфокусированными на Москве. С чем это связано? Связано ли это с переменами в городе, со сменой мэра и, скажем так, политической обстановкой?

— Решение, что темы будут сфокусированы на Москве, появилось до того, как произошли все эти события, связанные с увеличением границ города и т. д. Институт находится в Москве, и опыт передачи информации в общество оказался настолько интересным, что нам показалось необходимым всю информацию, которая будет появляться в школе по исследованиям, как можно быстрее передать городу. Нужно это для того, чтобы быстрее что-то переделать к лучшему. В этом и заключалась первоначальная задача школы. Поэтому в этом году темы будут охватывать более широкий спектр проблем. Будут ближе к человеку. Темы Content и Citizens as Customers вообще прямо обращены к человеку и его деятельности в городе. Любая локализация тем на каком-то одном предмете позволит исследовать наш город с разных перспектив. Эти перспективы, разные точки зрения профессоров дадут неожиданную и, быть может, полную картину того, что происходит в городе сегодня.




         
После моей практики преподавания для меня главный критерий отбора — умение логически мыслить.

 


   

— В прошлом году была установлена квота, например, на русскоязычных студентов, на студентов из Москвы и Питера. В этом году каков должен быть баланс? Будет ли он? Будут ли такие строгие ограничения?

— Да, ограничения останутся. Москвичей будет около 50 %, студентов из регионов — 30 %, остальные — иностранцы. Кроме того, мы хотели сохранить междисциплинарную структуру школы и в студенческом сообществе, поэтому баланс между профессиями тоже оставим.

— А что для вас лично является критерием отбора студентов? Подходит студент — не подходит.

— После моей практики преподавания для меня главный критерий отбора — умение логически мыслить. Опыт первого года показывает: все недостатки высшего образования, которое сегодня можно получить в России, сказываются на том образовании, которое мы даем здесь. «Стрелка» — это портал, в котором нет ограничений для интеллектуального дискурса и сразу понятно, кто чего стоит, кто что знает и кто что не знает. Нужно понимать, что это платформа для исследований, здесь не удастся за один год пройти всю программу университета, а потом еще сделать исследование.

— Поскольку у «Стрелки» междисциплинарный подход и приглашаются студенты разных профессий, в чем сложность этого процесса? В МАРХИ вы общаетесь только с архитекторами, а здесь вам приходится общаться и с социологами, и с экономистами.

— Я вижу возможности, которые в свое время упустил. Обучаясь только в Московском архитектурном институте, я получал одностороннее образование. Какие-то пробелы в образовании мне удалось ликвидировать за эти годы, это позволяет мне чувствовать себя здесь комфортно. Если говорить о студентах, например, из Высшей школы экономики, то они имеют более широкое образование. Отчасти миссия «Стрелки» заключается в том, чтобы они увидели перспективы. Образование — это ведь самообразование в основном. Если они научатся здесь думать, скептически или критически относиться к действительности, читать на английском, слушать, вести дискуссии, предлагать свои идеи, то, конечно, они не остановятся в своем процессе познания. Здесь не доставляют знания, здесь, скорее, пытаются разбудить в человеке страсть к познанию и показать ему пути для поиска знаний.

 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 6.25 мая 2010 года состоялось открытие института «Стрелка», из 400 заявок на первый год обучения приняли 30 студентов. Прием заявок на 2011/2012 учебный год заканчивается 10 августа.

— Давайте назовем это методом «Стрелки». Собираетесь ли вы этот метод адаптировать, скажем, для МАРХИ?

— Мы с молодыми архитекторами практиковали эту историю с дискуссиями на определенную тему, поиском информации и последующим рассказом о ней. В общем, старались придать существующей в МАРХИ программе исследований на старших курсах неформальный характер. Когда этот процесс стал переходить из одной институции в другую, у меня, конечно, некая синергия возникла. Дошло даже до того, что когда ребята из МАРХИ делали проект и кто-то из студентов «Стрелки» делал своё исследование, то они обменивались данными. 

 А вы ведёте студентов «Стрелки» после окончания обучения? Сейчас они выпустились. Где они? Кто они? Куда они попадут и есть ли у них перспективы?

— Перспективы у них весьма прекрасные. Главное, что они могут думать и двигаться вперёд. Сейчас они на каникулах, но я со всеми студентами стараюсь поддерживать связь и надеюсь её не потерять. Они приходят ко мне в гости. Понимаете, это не просто какая-то связь профессиональная. Это вообще не про карьеру всё. Главное, чтобы человек научился себя подавать в хорошем смысле слова и рассказывать убедительно о том, о чём он думает.

 — И это тоже задача «Стрелки»?

— Вне всякого сомнения. Одна из задач «Стрелки — научить донести свою мысль коротким и понятным языком и (это, кстати, тоже не так просто) сделать так, чтобы твой собеседник стал твоим единомышленником. С одной стороны, это поиск идей, а с другой, поиск возможностей ими поделиться — это, мне кажется, и есть миссия «Стрелки».

 


 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 7.
СТРЕЛКА РАССКАЗАЛА
О ПЕРВЫХ СТУДЕНТАХ 2010, ЧАСТЬ 1:

ТАМАРА, КУБА, НАСТЯ, ЕГОР, ДАША, ЙЕЗИ

 

Интервью: Юрий Григорян о новом учебном годе в институте «Стрелка». Изображение № 8.
СТРЕЛКА РАССКАЗАЛА
О ПЕРВЫХ СТУДЕНТАХ 2010, ЧАСТЬ 2:

ДАРЬЯ, КЭНГ, КСЕНИЯ, НАИНА, ОЛЕГ, АНДРЕЙ, ГЛЕБ,
ЕФИМ, АННА