Едва заняв кресло мэра в прошлом году, Сергей Собянин заявил, что коммунальные службы больше не будут использовать химические вещества для очистки улиц. Мэр пообещал лично проконтролировать, как выполняется распоряжение. Горожане жаловались на испорченную обувь, коррозию металла автомобилей и химические ожоги у домашних животных. Впрочем, к новой зиме властям пришлось признать, что обойтись без химии при уборке нельзя. А значит, сотни тонн реагента снова окажутся на дорогах и тротуарах города.

Когда-то улицы посыпали песком и золой, в 60-е годы прошлого века в ход шла техническая соль, а с 2005 года — раствор хлористого кальция с концентрацией 28 %. Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский признал, что этот реагент вреден для животных, и посоветовал покупать им зимние костюмы: «Надо заботиться о своих питомцах, думать об этом заранее, надевать им сапожки, защищать лапки». 

Впрочем, многие горожане утверждают, что хлористый кальций влияет также на здоровье людей и может вызвать аллергию и чуть ли не отёк лёгких, а еще он отравляет почву и убивает растения и деревья. The Village поговорил с тремя профессиональными химиками, а также с руководителем токсической программы Greenpeace, чтобы выяснить, что это за вещество и насколько оно опасно для человека, домашних животных и окружающей среды.

 

ХИМИКИ

Мнение: Химические реагенты на дорогах. Изображение № 1.

 

Антон Логунов, выпускник Химико-технологического колледжа им. Тимирязева: «Хлористый кальций по составу похож на другую соль — мел. Максимальная опасность для улицы, посыпанной хлористым кальцием, состоит в том, что вещество может превратиться в мел. CaCl2 менее вреден, чем даже NaCl — обычная поваренная соль, которой раньше посыпали улицы. Влияния на людей не будет никакого, так как сам по себе кальций не может проникнуть через мембраны клеток человека. Производить хлористый кальций нетрудно: самый простой способ — залить мел соляной кислотой».

 

Мнение: Химические реагенты на дорогах. Изображение № 2.

 

Алена Можевитина, научный сотрудник РГАУ-МСХА им. Тимирязева: «Как с асфальтом взаимодействует реагент, сказать трудно, потому что состав дорожного покрытия неизвестен никому, кроме производителя. CaCl2 — это соль, она кристаллическая, обычные соляные кристаллы. Поливают же дороги модифицированным раствором: каким образом он модифицирован и есть ли там добавки, никому не известно. В принципе, этот состав безопасен, тем более при концентрации 20–30 %. Есть его, конечно, не стоит, но для человека он безвреден».

 

Мнение: Химические реагенты на дорогах. Изображение № 3.

 

Иван Сорокин, младший научный сотрудник химфака МГУ: «В принципе, у всех соляных реагентов один механизм действия, использующий криоскопический эффект, когда температура замерзания раствора понижается по сравнению с температурой замерзания чистого растворителя. А хлористый кальций — сильно гигроскопичное вещество, он впитывает воду. Это не самое опасное, но и не самое безопасное вещество: при сильной концентрации оно может раздражать кожу. Босиком ходить по нему поэтому не надо, а обувь будет страдать так же, как и от всех других соляных растворов».


 

 

ЭКОЛОГ

 

Мнение: Химические реагенты на дорогах. Изображение № 4.

 

Алексей Киселев, руководитель токсической программы Greenpeace Россия: «Помимо хлористого кальция, на дорогах будут использовать смесь гранитной крошки и обычной поваренной соли. Это всё соли, просто разной степени агрессивности. Соляные растворы плохи тем, что из-за них происходит засоление почв, выброс дополнительных химических элементов в окружающую среду. От этого в водоёмах растёт концентрация хлоридов, в результате идёт дополнительная нагрузка на очистительные сооружения. Департамент природопользования подтвердил, что раствор вредит лапам животных, поэтому им лучше обувать ботиночки на прогулку. Весь цивилизованный мир уже давно отказался от использования реагентов. Есть старинный дедушкин способ, проверенный в скандинавских странах, — очистка улиц. Надо вводить режим неблагоприятных погодных условий для автотранспорта и обязательное использование зимней резины».