Накануне в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому управлять скутерами и мопедами могут только совершеннолетние граждане с водительскими правами. Сейчас ездить на мопеде можно с 16 лет и без каких-либо документов. По словам автора инициативы, члена фракции «Справедливая Россия» Антона Белякова, сегодня российское законодательство в этой области — одно из самых либеральных в мире, при этом чаще всего на скутерах ездят подростки 13–14 лет, которые из-за незнания правил нередко становятся виновниками аварий. The Village решил узнать, так ли это на самом деле, у члена московского мотосообщества Clevermoto Михаила Кыштымова.
 Мнение: Михаил Кыштымов о правах для водителей скутеров. Изображение № 1.
 


Михаил Кыштымов

Член столичного мотоклуба Clevermoto,
стаж вождения — 12 лет


 

ОБ ИСТОРИИ

«Вся эта история длится уже очень давно. Около четырёх-пяти лет всё сообщество живёт в нервной дрожи, что вот в этом году точно введут права на 50-кубовые мопеды. В принципе, боятся не только потому, что это жесть сама по себе и ответственности больше не избежать, но и потому, что в России потеряется этот уникальный класс свободного транспортного средства.

 

«Раньше был большой понт среди взрослых мужиков ехать на табуретке вдрабадан пьяным и с пивом»

 

В 2000 году в России ещё не знали, что такое 50-кубовый скутер. Я как раз тогда начал на нём ездить и буквально на каждом перекрёстке меня спрашивали, что это такое. А когда узнавали, всё время удивлялись: „Как не надо прав?! Значит пьяным можно ездить?! Да ладно?!“ Тогда был очень большой понт среди взрослых мужиков купить себе табуретку, ехать на ней вдрабадан пьяным с лучшим другом и между ног везти ящик пива. Считалось, что это круто и весело.

 

О ЗАКОНЕ

Сегодня мопед законодательно остаётся тем же, чем магнитофон или велосипед. Сейчас, на самом деле, никто не читает закон, хотя там однозначно сказано: мопед, объём двигателя которого 49,9 куба и который не развивает скорость свыше 50 км/час, является бесправным транспортным средством. То есть большая часть мопедов по этому закону должны быть зарегистрированы, так как они развивают скорость 60 км/час. Тем не менее всегда считалось, что 49,9 куба — это маломощная фигня и права для неё не нужны. 

 

«В общей массе водителей, наверное, только процентов тридцать знают ПДД»

 

Закон этот существует с 60-х годов и он очень забавный: ты не имеешь права выезжать дальше чем на метр от обочины справа или слева, не имеешь права поворачивать налево — только направо, если ты хочешь повернуть налево, тебе надо доехать до пешеходного перехода и вручную перекатить мопед на левую сторону. Кроме того, ты не имеешь права возить пассажира. Об этом, естественно, мало кто знает, вплоть до полиции. На моей памяти только в 2007 году у Димы Пантюшина из Clevermoto был случай, когда его на Большой Дмитровке остановил майор за перевоз пассажира. Из-за незнания закона большая часть обладателей мопедов нарушают эти правила.

В России, действительно, одно из самых лояльных законодательств в плане вождения мопедов, тут депутат прав. На Западе всё устроено несколько по-другому. В Европе ты имеешь право водить по 125 кубиков с автомобильными правами, поэтому этот объём у них очень популярен. С 49,9 куба, кажется, у них нет прав, но есть возрастное ограничение: до 16 лет водить мопед нельзя.


 

О ПРАВАХ И АВАРИЯХ

Вводить права для скутеров сейчас — очень правильно и своевременно. Я очень рад и жалею, что это не наступило четыре года назад, потому что количество мопедов в стране, особенно в Московской области, заметно увеличилось, а возраст мопедиста упал с 21 года, как было в начале нулевых, до 14 лет. А это значит, что на мопедах ездят совсем дети. Два года назад ввели хотя бы обязательное ношение шлема, раньше и такого не было. Аварий с участием мопедов огромное количество, это одна из тех категорий, на которую приходится наибольшая смертность.

 

«Автомобилисты в Москве очень сильно боятся водителей мопедов и стараются убрать их из поля зрения»

 

В общей массе водителей, наверное, только процентов тридцать знают ПДД. Из моих знакомых это процентов семьдесят, правда, но я просто общаюсь в таком кругу. Мы в Clevermoto пропагандируем идею безопасности и знания правил дорожного движения. Вторгаться в этот дорожный цех и не знать его правил — верх глупости. Тем более автомобилисты в Москве толерантны к водителям мопедов, более того — они их очень сильно боятся и всячески стараются убрать мопед из поля своего зрения. Они либо держатся сильно сзади, либо стараются обогнать и ехать далеко впереди».