Яхты перестали быть предметом роскоши. Самое дешёвое судно, которое можно купить в Петербурге, — маленький швертбот — стоит от 100 000 рублей. Сейчас в городе действуют 7 яхт-клубов, и ещё около 20 баз-стоянок расположены в области. Почти все места в них заняты, несмотря на завышенные по европейским меркам цены и полное отсутствие инфраструктуры. The Village побеседовал с владельцами яхт, вернувшимися из летних путешествий, и выяснил, каково быть морским волком в Петербурге.

 

 

Дмитрий

Яхта Albin Vega

Капитан, улыбнитесь: Владельцы яхт в Петербурге. Изображение № 1.

Яхта: Свою яхту я приобрёл 7 лет назад в Финляндии, отдал за неё 12 000 долларов. Это небольшая 8-метровая круизная яхта, отлично зарекомендовавшая себя в кругосветках. Начинали её поиски мы, конечно, в Питере. Но довольно быстро поняли, что в Скандинавии можно купить такую яхту в лучшем состоянии и значительно дешевле. Некоторое время она простояла там, а потом начался довольно сложный перегон из Ботнического залива в Выборг и растаможка.

Стоянка/обслуживание: Держать яхту в Петербурге и окрестностях дорого и неудобно. Для сравнения: стоянка с техобслуживанием в Швеции или Голландии стоит порядка 400–500 евро, в Выборге — 250, но только стоянка. Сезон длится где-то с середины июня по середину августа. Когда вода начинает остывать, яхту надо отбуксировать в тёплый ангар. Но в России такая зимовка стоит, кажется, дороже, чем сама яхта, поэтому чаще всего она просто стоит на берегу, укрытая тентом и снегом.

 

 

 

 

 

 

 

Если вашу яхту остановят, то от штрафа отвертеться не удастся. Причины всегда найдутся.

 

 

 

 

 

 

 

Поездки: Практической пользы в России яхта не имеет никакой, у нас нет ни морской дорожной разметки, ни качественного ремонта, да ещё и пьяные личности гоняют на своих моторках. Я покупал её для морских путешествий. Начинал с Ладожского озера, потом — чуть дальше, в Финляндию, а четыре года назад мы совершили большое путешествие из Выборга в Ла-Корунью (Испания).

Судно чаще всего водит автопилот, хотя права я получил ещё лет 10 назад. Но в России они по сути бесполезная бумажка. Если вашу яхту остановят, то от штрафа отвертеться не удастся. Причины всегда найдутся: неправильно установленный огнетушитель, просроченная страховка или техосмотр, ракеты не того срока годности. За превышение скорости или стоянку в неположенном месте лишаешься прав на полгода. В этом смысле штрафы на воде даже хуже чем дорожные.

 

Роман

Яхта «Пилигрим»

Капитан, улыбнитесь: Владельцы яхт в Петербурге. Изображение № 4.

Яхта: Яхта эта трофейная, в 1943 году была вывезена из Германии в СССР частным лицом, потом долгое время принадлежала семье главного конструктора ОКБ «Импульс». В 2008 году судно приобрёл я. Цена на винтажную яхту сильно колеблется. На европейском или американском аукционе за неё отдадут, например, больше 100 000 долларов. А российский покупатель выложит максимум 500 000. У нас яхту покупают в основном для имиджа, и если она непрезентабельно выглядит, то и стоимость её сильно падает. Я просто пожалел старинную вещь с историей и решил, что восстановлю и выхожу её.

Стоянка/обслуживание: Катаюсь по окрестностям: Финский залив, Ладожское озеро, иногда — в Финляндию. Стоянка в яхт-клубе «Нева» на Крестовском обходится где-то в 3 000 рублей в месяц, в Финляндии, конечно, дешевле и обстановка куда приятнее, но неудобно каждый раз добираться. С финскими и шведскими яхт-клубами по инфраструктуре может сравниться разве что наш «Геркулес» в Лахте, но зато и цены далеко не европейские.

Поездки: Сезон я начинаю где-то с конца июня, плаваем раз в две недели по выходным, иногда участвуем в гонках. Яхтинг — это хобби, но затягивает сильно. У нас в команде четыре человека: все мои друзья, которые в разное время пришли разок попробовать и остались. У нас у всех есть работа, семья, но море всё равно зовёт. Чтобы его услышать, надо мерно покачиваться на волнах, а не гонять на полной скорости. Я вот поэтому катера не люблю, та же машина по сути, только на воде. Шуму много, а удовольствия никакого. Всегда глушу мотор, когда выхожу в море, только ветер в парусах.

Сухого закона на яхте нет и быть не может. Руки всё время по локоть в воде, потом за еду, помыть негде, это ж антисанитария. Ну и для дезинфекции... Единственное условие, чтобы голова у капитана продолжала работать как надо. Все аварии на море — исключительно по вине капитана: не предусмотрел, не среагировал, принял неправильное решение. Итоги могут быть печальные. Так что пей, но по сторонам смотри и не отключайся.

 

 

Вадим

Яхта «Ника»

Капитан, улыбнитесь: Владельцы яхт в Петербурге. Изображение № 7.

Яхта: Яхты класса Л-6 когда-то были самыми популярными в Петербурге, с 1963 по 197 годы было построено больше ста штук. Сейчас осталось ровно 25, одна из них у меня. В 2003 году я выкупил её у яхт-клуба Кораблестроительного института, где в то время работал. Сейчас стоянка «Ники» в яхт-клубе «Невка» на Крестовском острове, но, кажется, скоро придётся менять базу. Над гаванью будет построен виадук — один из участков ЗСД, и из гавани высоким яхтам будет просто не выйти. Единственный вариант — обрезать мачту, но тогда это будет уже не Л-6 и весь шарм классической яхты потеряется. Купить яхту этого класса можно только с рук, её реальная цена — где-то 30 000 евро, но спроса нет, поэтому желающим продают в три-пять раз дешевле. Деревянная обшивка требует за собой тщательного ухода, ремонтируем судно каждый год всей командой, готовим её к первым майским соревнованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас интерес к яхтенному
спорту в Петербурге начинает возрождаться.

 

 

 

 

 

 

 

Поездки: Л-6 создавались специально для спортивных гонок и путешествий, с 2001 года у нас даже есть своя ассоциация. В год в Петербурге проводятся 7–8 постоянных чемпионатов. В основном по коротким маршрутам до Кронштадта или Выборга, если дальше — то организаторам приходится решать вопросы с пограничниками, а они не очень-то идут навстречу. Призы на всех соревнованиях не материальные, только дипломы и грамоты — всё делается на чистом энтузиазме. Была одна попытка учредить регату с призовым фондом, «Ахмад-чай» в 2007 году, но затея быстро сошла на нет. С 2010 года наша команда участвует в гонке Скандинавского союза классических яхт. Стартовали сначала с третьего места, а на следующий год уже завоевали кубок. В Швеции вообще к парусному спорту другое отношение: много клубов, фестивалей, парадов яхт перед Королевским дворцом. Они в этом году проводили в Петербурге «Неделю классических яхт», один из этапов гонки, очень настороженно относились к нашей инфраструктуре и манере организовывать такие вещи.

Сейчас интерес к яхтенному спорту в Петербурге начинает возрождаться. Я, например, пишу книгу об истории класса Л-6, ищу издателей, надеюсь, что удастся выпустить хотя бы небольшой коллекционный тираж.

 

 

Виктор

Яхта Beneteau

Капитан, улыбнитесь: Владельцы яхт в Петербурге. Изображение № 10.

Яхта: Круизная яхта этой фирмы — мечта любого яхтсмена. Я решил, что если уж покупать — то только классику. Новенькая, только сошедшая с конвеера стоит около 300 000 евро, свою я долго разыскивал на форумах в интернете. В результате перекупил у маленького агентства неподалёку от Гибралтара. Перегон до Финляндии был ужасным с бюрократической точки зрения и занял около года, я уже успел пожалеть о покупке, расхотеть кататься и снова захотеть.

Стоянка/обслуживание: Посоветовавшись с женой, решил оставить яхту в Финляндии, на озере Сайма в Лапеэнранте. Стоимость стоянки зависит от габаритов места и крутости марины, на лето — от 300–400 евро, на зиму — от 100, верхняя граница просматривается плохо. Кроме платы за стоянку, многие марины накладывают дополнительные обязательства, например обязательное ночное дежурство в течение сезона.

Поездки: Мы катаемся только летом, уезжаем на полтора-два месяца. Путешествовали в Испании, Хорватии и объехали весь Кипр. Иногда набираем попутчиков в социальных сетях, но очень осторожно. Идея провести в замкнутом пространстве с человеком, с которым тебе некомфортно, неделю или больше может обернуться катастрофой. Море вообще очень хорошо проявляет характер человека, действует как лакмусовая бумажка.

Яхтинг — это здорово для тех, у кого есть на это деньги. Я серьёзно. В противном случае всё это превращается в вечный поиск где подешевле. Экономия плохо сказывается и на отдыхе, и на состоянии яхты, и на ощущениях за штурвалом в целом, постоянный напряг. Так что, если не уверены, что можете себе это позволить, выбирайте другое хобби.