Корейские семьи массово стали появляться в Ленинграде в 1970–1980-е годы. Выходцы с Дальнего Востока поступали в местные университеты, а после оставались в городе навсегда. У многих к сегодняшнему моменту получилось прочно ассимилировать и создать здесь бизнес: от крупной сети ресторанов «Палки» и молочного комбината «Галактика» до многочисленных небольших строительных контор. Но как таковой сплочённой диаспоры или общины у петербургских корейцев нет.

 

Откуда приезжают

Многие корейцы, проживающие в Петербурге в настоящий момент,родились здесь, здесь же учились, общались со сверстниками, и от остальных горожан их можно отличить только по азиатской внешности. Родившись в семьях приезжих, они сами уже стали коренными петербуржцами — со своей квартирой, приличной работой и, главное, российским гражданством.

Иначе обстоят дела с теми, кто сейчас едет из Средней Азии на заработки в Петербург (в Узбекистане и Казахстане проживает немало корейцев, семьи которых ссылали туда в конце 30-х). Приезжие часто не имеют ни гражданства, ни разрешения на работу, а их быт схож с жизнью некоторых местных узбеков или таджиков. Правда, корейцев чаще зовут работать в суши-бары: для создания колорита. Зарабатывают они, как правило, мало, а многие из них только окончили школу.

Третья группа — это корейцы из южных регионов России и Южно-Сахалинска, приезжающие сюда, как правило, учиться в питерских вузах. Это выходцы из достаточно состоятельных семей, многим из них родители даже покупают квартиры, и медленно, но верно они превращаются в коренных петербуржцев. У некоторых остаются национальные отчества (например, «Симингирович»), но большинство становятся «Михайловичами» и «Владимировичами».

 

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 1.

Владимир Мун

менеджер инвестиционного банка, родился в Петербурге

Мои родители из Казахстана. Мать — из Караганды. Отец — из Каражала. Я уже родился тут. То есть я и мои сверстники — первое поколение (обычно третье поколение родившихся считается коренным) петербуржцев. Большинство корейцев после депортации в 1937 году занималось сельским хозяйством в Средней Азии и позже на юге России. К слову, есть целые поселения, в которых корейцы составляют большой процент населения или есть достаточно сильная диаспора. Например, в городе Моздок. На самом деле, те, кто родился здесь, — это самая обычная молодежь, мало чем по образу жизни отличающаяся от других. Я сам недавно окончил аспирантуру Инжэкона.

 

Чем занимаются

Корейский бизнес вырос в городе только в 90-е. Именно тогда начался бум солений — на рынках, а потом и в магазинах стали появляться корейская морковь, капуста и прочие остроты. Те, кто уже жил в Петербурге, активно подключались к работе: готовили дома, в ванной, пригласив всех возможных родственников. Со временем стихийный способ зарабатывания денег превратился в стабильное дело.

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 2.

Cтуденты (СПбГУ, РГПУ, Консерватория)

Сейчас из Южной Кореи в Петербург приезжает немало бизнесменов и квалифицированных рабочих на завод Hyundai. Как правило, едут они с семьями и надолго. Почти бесперебойно идёт поток студентов, которые поступают в СПбГУ, РГПУ и Консерваторию. Последняя пользуется особенной популярностью среди южнокорейских музыкантов: они обычно выбирают дирижёрские курсы. Те, кто не смог поступить в Петербурге, едут в Петрозаводск — там корейских музыкантов было много ещё в начале нулевых. Правда, многие возвращаются на родину и к концу своего пребывания даже не выучивают как следует русский язык. 

 

Популярные профессии

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 3.

официанты

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 4.

бизнесмены крупных корпораций

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 5.

преподаватели корейского языка

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 6.

строители

Особенная группа — это несколько сотен жителей КНДР. Все они работают на городских стройках, а от остальных монтажников-высотников отличаются, во-первых, наличием официальной регистрации, во-вторых, тем, что деньги они на руки не получают. Все средства передают в консульство КНДР в Петербурге, а там решают, отправить ли их родственникам или потратить на государственные нужды. Северокорейские рабочие получают ничтожно малую долю от своей зарплаты, погулять их почти не выпускают, да ещё и к каждой их группе обычно приставлен сексот.

 

Традиции

Петербургские корейцы чтут традиции предков даже сильнее, чем их товарищи на самом полуострове. Когда ребёнку исполняется год, в семьях отмечают асянди. Именинника одевают в красивую национальную одежду и ставят за маленький столик вроде журнального. Девочек — в 11:00, мальчиков — в 11:30. Девочек раньше — чтобы поскорее вышли замуж. Перед ними на стол кладут рис, книгу, нитку и, главное, деньги. Их должны кинуть все присутствующие родственники, за чем следит бабушка по отцовской линии. Считается, что если ребёнок сперва дотронется до нитки — будет долгожителем, если до книги — станет умным, до риса — сытым. Церемония всегда заканчивается большим застольем.

Владимир Мун: «Советские корейцы в результате переселения потеряли много традиций, однако намного сильнее привязались к сохранившимся. Вероятно, это связано с тем, что во время депортации невольно пытаешься обезопасить себя и стремишься по максимуму сохранить традиционный уклад. Почему все так отмечают асянди? Еще лет сто назад в Корее была довольно высокая смертность, и даже годику у ребенка люди радовались. Так же пышно принято отмечать свадьбы и хангаби (шестидесятилетие). Разумеется, подобные мероприятия достаточно затратны в настоящее время, на них может собираться больше 100 человек (во времена молодости наших родителей — 200–300). Поэтому обычно гости дарят на подобных праздниках деньги. Я слышал случаи, когда люди брали деньги в долг и отдавали несколько лет после свадьбы. Уже и развелись некоторые — а они все продолжают выплачивать.

Вообще, раньше было две свадьбы: сначала в доме невесты, а потом — у жениха. Последняя — более массовая. Вообще все привыкли дарить деньги — много денег».

 

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 7.

Татьяна Ли

сотрудник «Корейского молодёжного культурно-просветительского центра»

Два основных корейских праздника — это праздник урожая, который отмечается в октябре и определяется лунным календарём, и корейский Новый год (тоже по лунному календарю). В Корее принято отмечать их в кругу семьи. Даже если ты живёшь в большом городе, а родители — в деревне, то тогда ты должен ехать к ним. На Новый год жизнь в Корее замирает: все разъехались к родне.

В Корее празднуют День святого Валентина. В этот день принято, что девушки дарят подарки мужчинам и угощают их конфетами. Для самих девушек есть так называемый «Белый день»: уже мужчины делают подарки для женщин и угощают их шоколадом.

 

Петербургские корейцы женятся, как правило, не на местных девушках, а на кореянках. Представители старшего поколения часто настаивают на этом, а уважение к традициям даже у молодых очень сильно. Молодёжь — особенно те, кто из Средней Азии, — до сих пор обращается к родителям на вы. 

 

Места

Конкретного района, где корейцы живут обособленными группами, нет. Но, по их же наблюдениям, многие селятся в районе Комендантского проспекта и проспекта Большевиков. 

Культурный центр

«Корейский молодёжный культурно-просветительский центр» скрыт во дворах квартала на Казанской, 7. Буквально за углом от Radio Baby и репетиционных точек учат стучать в гонг, делать коробки из специальной бумаги и отличать в языке слово «поворачивать» от слова «поворачивать на машине».

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 8.

Татьяна Ли: «Началось всё в 1995 году с языковых курсов. Потом появилась детская группа. Сейчас у нас существует два основных направления. Первое — это язык. Второе — культурный центр. Это и музыка, и танцы, и декоративно-прикладное искусство».

Сейчас в музыкальной секции, например, учат правильно стучать в барабан чангу, при этом слегка пританцовывая. В основном здесь преподают нонак — народную музыку (есть ещё официальная, придворная) — и её «ударную» часть — пхун-муй. Правила исполнения как в джазе: есть какой-то образцовый ритм, в рамках которого нужно импровизировать.

Татьяна Ли: «Изначально эта музыка появилась в корейских деревнях. Туда приезжали бродячие артисты, развлекавшие крестьян. Играли стоя, при этом постоянно двигаясь. Два раза в год мы устраиваем большие гала-концерты. Обычно получается их приурочить, например, к празднику урожая в октябре (его дата — «плавающая», определяется лунным календарём. — The Village). Для представлений мы снимаем небольшие помещения — человек на 500 — например, театр на Моховой или концертный зал «Карнавал» у Аничкова дворца».

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 12.

Многие преподаватели корейской музыки до сих пор негодуют после появления Gangnam Style: им постоянно приходится объяснять, что на полуострове производят не только K-Pop — простоватую до одури корейскую танцевальную поп-музыку, в которой картинка намного важнее нехитрого текста. В Петербурге, кстати, есть специализированные «Корейские вечеринки», где продвигают национальную поп-культуру: на днях они как раз отмечают трёхлетие.

 

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 16.

Александр Ким

путешественник, блогер, приехал из Казахстана в 2006 году

В городе регулярно проводятся так называемые Asian Parties, на которые, помимо корейцев, приходят и прочие азиаты. Лет пять назад по неосторожности мой номер попал в список СМС-рассылки таких тусовок, и я до сих пор получаю приглашения на эти пати по несколько раз в год. «Тусовщики» и «церковники» (посетители протестантских церквей. — The Village) из-за моральных принципов не пересекаются.

 

Из-за бума на корейскую музыку прибавилось учеников и у языкового центра. Занятия часто ведут волонтёры — студенты из СПбГУ. В классе почему-то сидят только девушки. Те из них, кто прежде учил китайский, признаются, что с ним было проще: в корейском довольно сложная грамматика. Но при должном усердии — и занятиях по три раза в неделю — на разговорном уровне язык можно освоить за два года.

 

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 17.

Ирина ким

преподаватель корейского центра

Отучившись на курсах корейского, можно сдавать экзамен Topic — в апреле и сентябре. Он по сути аналогичен схожим тестам в английском и французском. Корейцев среди наших учеников очень мало. На сто человек еле наберётся и десять.

 

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 18.

В культурном центре учат и традиционному ремесленничеству. К примеру, делают бумагу ханди из растительных волокон. По всему помещению стоят маленькие столики, обитые ею, а также фонари с бумажными плафонами и каллиграфия. Из ханди тут делают и мебель: для этого надо очень плотно свернуть бумагу в трубочку и промазать её особым густым клеем, похожим на ПВА. Получается довольно прочный и лёгкий предмет. 

Церкви

Корею принято считать буддийской страной. Но отношение к основной религии там сродни российскому — многие верят, но не соблюдают церемониал. Другое дело — корейские христиане, появившиеся в 1950-х, после Второй мировой войны. Именно тогда в полуразрушенную страну стали приезжать американские миссионеры. Проповеди и богоискательство попали на хорошую почву — людям нужна была идейная опора. Сейчас в Южной Корее 10 % христиан, в основном методистов и пресвитерианцев. Со временем многие из них стали миссионерами и начали ездить в Россию. 

Александр Ким: «С самого начала 90-х в бывший СССР начали проникать южнокорейские миссионеры со своей “благой вестью”. Они приезжали в Казахстан, Узбекистан, Россию и открывали свои маленькие корейские церкви. И так случилось, что местные русские корейцы, чувствуя кровное родство и получая некоторую помощь от миссионеров, начали вовлекаться в эту христианскую жизнь. Специфика этих сообществ в том, что оно очень замкнутое. Люди, вошедшие в этот круг, редко его покидают . Так случилось и в Петербурге. Здесь есть ряд церквей, среди которых много прихожан-корейцев».

Корейские церкви обычно располагаются в съёмных помещениях бизнес-центров. Например, «Корё Сарам» занимает целый этаж в офисном здании в Транспортном переулке. Над ними — офисы, под ними — автомойка. Такое соседство вынужденное: зарегистрироваться церкви не могут как раз из-за обвинений в сектантстве и существуют в качестве НКО, а то и вовсе без юридического лица.

Владимир Мун: «Раньше церковь долгое время находилась во дворце Белосельских-Белозерских, теперь переехала. Еще в городе очень много совсем маленьких церквей, где русских прихожан даже больше. Но повального увлечения протестантством у нас уже нет.

Многие церкви существуют за счет пожертвований прихожан. Или им пересылают какие-то деньги миссионеры из самой Кореи. Пасторы и проповедники в Петербурге учатся. Здесь есть же две протестантские семинарии».

Корейские церкви фактически выполняют роль объединяющего института для диаспоры — нет другого места в Петербурге, куда может пойти и узбекский рабочий, и местный студент, и топ-менеджер из Samsung. В «Корё Сарам» служба идёт два раза в неделю по выходным. Обычно в зале около 80 человек, а действо мало чем отличается от проповеди в любой другой протестантской церкви.

Консульство

При консульстве для корейцев есть специальные программы — десятидневные путешествия на малую родину с полностью оплаченными гостиницами и питанием.

Александр Ким: «Малая родина для большинства местных корейцев — это Средняя Азия и Сахалин. Выходцы из Средней Азии утратили контакты с этой самой родиной ещё в конце XIX века, а сахалинские корейцы — после Второй мировой войны. Поэтому контакты с консульством Кореи не востребованы. Но до сих пор некоторые русские корейцы, сильно увлечённые корейской культурой, стремятся уехать на историческую родину и стать таким настоящими корейцами. Но положение русских корейцев там примерно такое же, как положение русских немцев в Германии».

Ресторан «Мига»

Лига наций: Корейцы в Петербурге. Изображение № 22.

У этого места на пересечении Лермонтовского и Союза Печатников нет интернет-сайта, PR-директора и красивой вывески. Интерьер неброский: простенькие столики, фанерные стены, надписи на бумажках, вложенных в файл, и «ТНТ» по телевизору. Зато есть кнопка вызова официанта и даже Wi-Fi.

В большом зале сидит целая группа сотрудников Hyundai. Большинство простые менеджеры, но и их руководители тоже нередко посещают это место. После шести вечера европейцу тут неуютно: как раз в это время сюда подъезжает очередная партия отработавших сотрудников корейских заводов. Цены в меню сначала пугают: самый дешёвый суп рамсён стоит 300 рублей, но порции просто огромные. Некоторые представители диаспоры признаются, что по российским меркам они страшные обжоры. В это легко поверить: в «Миге» при заказе рамсёна сперва приносят огромную тарелку супа с лапшой, потом — тарелочку риса и несколько маленьких блюдец с овощными салатами. В одиночку съесть всё это практически невозможно. От остроты супа и даже огурцов, покрытых специальным соусом, во рту всё горит, а на глазах появляются слёзы. С собой недоеденное не заворачивают. Даже если очень попросить. 

Помимо «Миги» корейцы иногда ходят в East-орию на Лиговском проспекте и в «Шиллу» в Конюшенном переулке.

 

Еда

Корейская морковь и корейская капуста не имеют никакого отношения к настоящей корейской пище. Морковь корейцы СССР стали делать только потому, что это один из самых дешёвых овощей. В Корее она и вовсе почти не растёт.

Александр Ким: «Я вырос на корейской еде. Каждый день рис, много острого перца и продукты из сои. Первые годы в Петербурге я продолжал готовить многое из корейской кухни, но в последнее время всё реже и реже. Бывает, что всего раз в полгода. Но я продолжаю её нежно любить и, приезжая домой в Казахстан, наедаюсь: дома всё ещё продолжают готовить традиционное корейское.
Кухня русских корейцев и корейцев из настоящих Корей отличается.
Будучи депортированными в Среднюю Азию, корейцы лишились доступа к морепродуктам, которые широко использовались в корейской кухне.
Из русско-корейского я могу готовить разные салаты, в том числе всем известную морковку, кукси (суп с лапшой) и различные супы с соевой пастой (тяй).
Из привнесённого южнокорейского я научился крутить кимпаб, жарить пулькоги и мешать пибимпаб».

Рис кимчи

особый корейский рис с добавкой острых специй

Кукси

суп с лапшой (тонкой), капустой, мясом, яйцом

Пуктяй

суп с чёрным соусом и бобами

 

Фотографии: «Санкт-Петербургский корейский молодёжный культурно-просветительский центр»