С началом экономического кризиса особенно актуальными для россиян стали походы в магазины экономкласса, где привычные категории товаров можно купить по более низкой цене. Один из популярных розничных форматов — магазины фиксированной цены, а самым ярким представителем ниши, безусловно, является сеть «Фикс Прайс». Здесь продаются мыльные пузыри и шарики, шторки для ванны и карнавальные маски, свечи, алкоголь, носки, нижнее бельё, печенье и многое, многое другое — ассортимент «Фикс Прайс» широк и более чем разнообразен.

Сеть открылась в России в 2007 году, причём тогда магазины предлагали товары не за 50 рублей, как сегодня, а за 36 — в то время курс доллара держался на уровне 25 рублей, а евро стоил порядка 35 рублей. По легенде, в магазине можно найти качественные товары по доступной цене, прошедшие тщательный отбор. При этом многие уверены, что «Фикс Прайс» предлагает только второсортный хлам, а постоянные покупатели таких магазинов —маргиналы или пенсионеры. Однако это не так: среди модных и обеспеченных горожан тоже достаточно любителей покопаться в ассортименте «Фикс Прайс». The Village нашёл нескольких постоянных клиентов сети и поговорил с ними об экономии, необычных покупках и случаях в очереди к кассе.

Ксения, 21 год


Недавно вместе со мной в очереди стоял мужчина, который просто умолял пропустить его вперёд, чтобы он мог поскорее опохмелиться

Я стараюсь экономить на предметах домашнего обихода, поэтому часто хожу в «Фикс Прайс». Покупаю здесь посуду и вешалки, иногда канцелярию. Бывает, просто прихожу посмотреть на какие-нибудь необычные вещи.

Я работаю аниматором и трачу много личных денег на реквизит для детских мастер-классов. Взять, допустим, цветную бумагу — гораздо выгоднее взять её в «Фикс Прайс» за 50 рублей, чем в другом магазине в три раза дороже.
С воздушными шарами та же история: здесь их много, и они дешёвые.

Кое-что по мелочи беру и для себя. Однажды купила в «Фикс Прайс» миску для завтрака — до сих пор ем из неё кашу. Бывает, забываю дома наушники, и тогда покупаю здесь за 50 рублей. Да, они недолговечные и через какое-то время сломаются, но всё равно выручают. Одни такие наушники у меня прожили почти три недели — повезло. Но вообще на долговечность вещей из «Фикс Прайс» я особо не рассчитываю. С одной стороны, бывает обидно — шарики за 50 рублей настолько низкого качества, что лопаются в руках, когда ты их надуваешь. А с другой — глупо за такие деньги рассчитывать на что-то сверхкачественное.

Я эмоциональный человек и часто покупаю что-то просто так, для поднятия настроения. Последний раз, когда была здесь, купила какую-то непонятную маску в стразах и с огромным носищем.

Мне нравится, когда всё, что тебе нужно, продаётся в одном месте и не надо бегать по тысяче и одному магазину, да ещё и переплачивать. Я не люблю супермаркеты экономкласса, всякие «Дикси» или «Верный», — это тихий ужас. Заходишь туда, и создаётся впечатление, что тебе предлагают уже использованные вещи. А здесь нет такого беспорядка — везде чисто и аккуратно.

В «Фикс Прайс» приходят разные люди. Много покупателей представительного вида, которые заскакивают за какой-нибудь мелочью. Ну и всякие маргиналы с алкашами часто заходят. Недавно вместе со мной в очереди стоял мужчина, который просто умолял пропустить его вперёд, чтобы он мог поскорее опохмелиться.

Владимир, 48 лет

работает на стройке


Я постоянный покупатель «Фикс Прайс». Часто заглядываю сюда, когда возвращаюсь с работы: очень удобно зайти, взять, что нужно, и домой поехать. Чаще всего хожу в тот, что ближе к дому, а живу я в Выхине. В основном покупаю продукты — пиво, например. Только что, кстати, купил два литра пива почти задаром — 50 рублей бутылка. Нормальное пиво! А однажды мы с товарищем взяли полуторалитровую бутылку газировки. Вкусно и дёшево. Ну, по крайней мере, съедобно.

Больше всего люблю покупать здесь продукты. Беру творог, фасоль, кетчуп, сахар, то, сё, пятое, десятое — и получается значительно дешевле, чем в других магазинах. Я покупаю только для себя, потому что живу один. Ещё часто бываю в «Пятёрочке», «Атаке» и «Магните» — там мясо беру. Жаль, что в «Фикс Прайс» мясного отдела нет.

Одежду я покупаю редко и в основном в магазине «Смешные цены» — тоже получается недорого. В «Фикс Прайс» моих размеров не бывает. А вот носки, майки или тапочки беру здесь. И, что важно, ни разу не разочаровывался в качестве — всё очень достойно сделано. Мне ни разу не попадался испорченный или просроченный товар.

В «Фикс Прайс» вообще-то самые разные люди встречаются — пенсионеров я вижу мало, зато много молодёжи. Конечно, магазин рассчитан на малоимущие слои населения, поэтому часто захаживают алкоголики. Ну а что — зашёл, взял чего подешевле, выпил.

Катя, 27 лет


Я молодая мама и по совместительству домохозяйка и видеоблогер. В 21 год я окончила институт, получив диплом ювелира, и с тех пор работала в самых разных местах. Сейчас сижу дома с годовалым сыном Колей, а семью обеспечивает любимый муж.

В «Фикс Прайс» мне нравится сама идея — собрать в одном месте много самых разных товаров по доступной цене. Я согласна, что некоторые продающиеся здесь вещи есть где-то ещё и, возможно, даже дешевле. Но главная фишка «Фикс Прайс» всё-таки в том, что всё можно найти в одном месте.

Иногда в магазине представлены не все товары, которые есть на сайте. Зато ассортимент часто обновляется и всегда можно найти что-то новое и интересное. Огромный плюс «Фикс Прайс» — сезонные обновления и тематические праздничные товары на 8 Марта, День святого Валентина или, скажем, Пасху. Я постоянно слежу за акциями и скидками. Причём у меня есть скидочная карта, а с ней делать покупки очень выгодно.

В «Фикс Прайс» можно найти как качественный, так и не очень качественный товар, поэтому я покупаю здесь далеко не каждую вещь. Это, например, текстиль или даже мелкие электроприборы. Иногда беру уходовую косметику, что-то для рукоделия и игрушки для нашего йоркширского терьера. А больше всего люблю покупать детские игрушки сыну и товары для творчества и декора — себе.

Конечно, случались и разочарования. Помню, на Пасху я купила цветных цыплят, которые, как потом оказалось, очень сильно пахли краской. Примерно тогда же я впустую потратила деньги на шампунь, совершенно меня не порадовавший.
Но случались и удачные находки. К тому же если сравнить качество и цену товаров в «Фикс Прайс» с товарами других магазинов, то выгода очевидна. Например, осветительные приборы в «Фикс Прайс» гораздо дешевле и не хуже дорогих аналогов — недавно я купила там отличную маленькую лампочку в шкаф. Считаю, что качественный товар не всегда должен быть дорогим, просто нужно более тщательно относиться к выбору.

У меня есть свой канал на YouTube, где я в том числе публикую видеообзоры на товары из «Фикс Прайс». Видеоблогингом я стала заниматься, когда моему сыну исполнилось четыре месяца. Делаю ролики о развитии ребёнка, выгодных покупках и простых рецептах. Но больше всего просмотров собирают как раз обзоры на покупки из «Фикс Прайс».

Лариса, 60 лет

пенсионерка


Жизнь ведь сейчас тяжёлая, беспросветная, а когда здесь что-нибудь покупаю, ненадолго забываю про свои невзгоды и наслаждаюсь

В «Фикс Прайс» я закупаюсь постоянно — наверное, уже лет семь. Иногда прихожу сюда несколько раз в неделю — ведь то одно нужно, то другое. У меня и скидочная карта есть: купила её за 50 рублей и теперь коплю баллы, чтобы получать бесплатные товары. Вообще, в районе «Бауманской» мало магазинов, тем более с такими низкими ценами, поэтому я хожу только сюда и в «Пятёрочку», ещё иногда в «Ашан» езжу. Мне кажется, этот магазин самый популярный в районе. Здесь всегда полно людей: пенсионеры, молодёжь — больше ведь негде закупаться.

Некоторые товары здесь продают почти задаром — особенно по сравнению с другими магазинами. Например, наволочки стоят всего 50 рублей, тогда как в «Ашане» — 200–250 рублей. Или вот доска деревянная — всего 99 рублей, а в «Ашане» точно такая же стоит 250 рублей, у них даже рисунок одинаковый! Видно, на одном складе берут. Люди едут в «Ашан» и думают, что это самый дешёвый магазин, а это совсем не так.

Обычно я иду в «Фикс Прайс» за чем-то конкретным. Сейчас зашла внуку стельки купить, а в основном беру разные хозяйственные мелочи: посуду, швабры, цветы на кладбище — в общем, всё, что необходимо в повседневной жизни. Если замечаю новинки, то всегда останавливаюсь и рассматриваю: вдруг что-то интересное встретится? А вот продукты здесь никогда не беру, боюсь. Иногда только печенье могу купить. Сейчас ведь и в обычных магазинах испорченные продукты попадаются, что уж говорить про этот.

С одеждой проблема. В «Фикс Прайс» в основном продаются детские вещи — ну ещё, может, носки какие-нибудь. В «Ашане» выбор тоже небольшой, да там всё спортивное: куртки, трусы, футболки. Раньше недалеко от моего дома работал хороший магазин с недорогой одеждой, но его ликвидировали. Поэтому пока ношу что есть. А когда появится необходимость в новых вещах, поеду на какой-нибудь рынок в Подмосковье — говорят, там есть что-то типа «Черкизона».

Все товары в «Фикс Прайс» хорошего качества. Только однажды у меня была неприятная история, когда я купила красивые металлические вешалки, а они вскоре развалились, потому что были скреплены клеем. Самая запоминающаяся покупка — клеящиеся плакаты. Я купила сразу несколько. Один, с подсолнухами, наклеила на кухне, а другой, с дельфинами, — в ванной, где у нас стена потрескалась (я живу в коммунальной квартире в аварийном доме). В ванной столько влаги, а плакат всё равно висит — сразу видно, заграничный товар, наши такого не изобретут. Все соседи ходят, любуются этими дельфинами и пальмами на плакате, да и мне радостно. Жизнь ведь сейчас тяжёлая, беспросветная, а когда здесь что-нибудь покупаю, ненадолго забываю про свои невзгоды и наслаждаюсь.


Магазины «Фикс Прайс» появились в жизни россиян позже других современных форматов розничной торговли, пришедших с Запада. Сейчас товары общей цены хорошо продаются как в регионах, так и в столице, и иногда сетевые магазины аналогичного формата даже соседствуют с модными бутиками. Вопрос в том, как им удаётся благополучно развиваться в кризис.

Главное — ориентация на потребителя. Типичные покупатели таких магазинов — лица с достатком ниже среднего. Обычный покупатель «Фикс Прайс» в месяц зарабатывает 10–30 тысяч рублей. Здесь он покупает в основном товары для дома и быта. При этом съедобные товары составляют около 20 % ассортимента «Фикс Прайс».

Основной секрет рентабельности магазинов вроде «Фикс Прайс» — закупка оптовых партий и приобретение продукции, не пользующейся спросом в других местах. В совокупности эти факторы позволяют удерживать стоимость продукции на минимальном уровне. Выходит, что поднимать цены можно медленнее, чем снижается курс национальной валюты.

Важно понимать, что самая большая наценка делается на товары для дома, произведённые в Китае. Имеющие невысокую себестоимость лопатки для готовки, совки для мусора и мухобойки продаются в рознице почти за один доллар, при этом они же входят в категорию самых покупаемых.

Павел Михайлов

кандидат экономических наук, руководитель студии маркетинга «Бизнесинг–M807.ру», эксперт по исследованиям, маркетингу, планированию и прогнозированию


С одной стороны, маркетинговый ход с продажей товаров по одной цене может показаться удобным для потребителя. В этом случае и считать проще, и цены запоминать не надо. По сути, в магазинах типа «Фикс Прайс» предлагаются товары, которые либо продаются по установленной фиксированной цене, либо объединяются, чтобы в комплексе такой набор соответствовал фиксированной цене. И этот формат создаёт у потребителя иллюзию дешевизны.

Идея продавать разные товары по единым ценам не нова и успешно применяется многие годы в развитых странах. Модель отработана до мелочей — начиная от выбора оптимальной площади магазина и условий его расположения и заканчивая логистикой и выбором ассортимента. Так, при покупке франшизы «Фикс Прайс» необходимо соблюсти в числе прочих следующие требования: торговая площадь от 250 квадратных метров, расположенная в людном месте и вблизи транспортных узлов, а также поставка товара с одного распределительного центра.

Ассортимент сети «Фикс Прайс» составляют в основном товары для дома, бытовая химия, косметика и продукты питания, то есть расходные материалы или одноразовые товары с ограниченным сроком эксплуатации, которые позволяют удовлетворить текущие бытовые нужды. Бренды здесь не имеют особого значения, а доступная цена стимулирует спрос. При этом маржа в сети «Фикс Прайс» выше среди наиболее ходовых товаров — как за счёт оборота, так и за счёт округления цен в большую сторону до фиксированной.

Кроме того, товары в сети «Фикс Прайс» зачастую отличаются оригинальностью, необычными решениями и содержат в себе какую-то изюминку, которая повышает удобство их использования. Это делает подобные товары уникальными, а также стимулирует интерес посещения. В итоге покупатели часто совершают спонтанные покупки.

Алексей Кузьмин

аналитик ИК «Окей Брокер»


Первый магазин нашей сети открылся в декабре 2007 года, а сегодня у нас работают около 2 100 точек больше чем в 600 населённых пунктах страны. Основная идея проекта — предложить покупателю широкий ассортимент необходимых в быту товаров для всей семьи по низкой фиксированной цене, сейчас она составляет 50 рублей. Кроме того, мы расширили ассортимент товарами, стоимость которых ниже базовой.

В ассортименте сети «Фикс Прайс» — 2 тысячи позиций. Это продукты питания, бытовая химия, канцелярские товары и товары для животных — вот далеко не весь перечень. Самыми популярными категориями товаров у нас являются продукты питания и товары для дома. Низкая маржа даёт нам возможность делать более выгодные предложения для наших покупателей.

Основная целевая аудитория магазинов «Фикс Прайс» — женщины. Но нам есть что предложить и мужчинам: товары для автомобилей и инструменты, например.

С начала 2016 года любой желающий может купить на кассе бонусную карту, которая даёт ряд преимуществ. Во-первых, при совершении покупок 5 % от суммы чека накапливаются на карте в виде баллов, и один рубль равен одному баллу. Впоследствии баллами можно оплатить часть покупки. А во-вторых, участники программы лояльности получают возможность поучаствовать в розыгрышах призов, среди которых главный приз — автомобиль.

Ирина Кузнецова

представитель сети «Фикс Прайс»


фотографии: Иван Анисимов