24 октября на дизайн-заводе «Флакон» в рамках сессии «Пром-зона 2.0» прошел мастер-класс дизайнера Марка Илея (Eley Kishimoto). Дизайнер – в самом широком смысле слова: от разработки принтов, до инсталляций в центре города, от носков до мотоциклов – Марк Илей вместе со своей женой Вакако Кишимото берутся за «творческое осмысление» реальности, значит практически за все. 

Как это удается компании, в которой, по признанию Марка, работает всего девять человек, включая его и жену? «Да, мы малый бизнес, если вы об этом. В мире моды мы просто микроскопический бизнес».

Марк прочитал пару стихотворений, рассказал о бизнесе, производственном процессе и своем альтер-эго. Для тех, кто не добрался на «Флакон» – стенограмма субботнего мастер-класса:

21:29

Моя лекция будет довольно хаотичной: я покажу вам кусочки и примеры того, что я делаю: фото с показов, личные фотографии.

      

21:46

У нас 160 магазинов по всему миру. Мы сами занимаемся производством основной коллекции. Вот, все, что вы видите сейчас, все, что можно увидеть на показе – производится вручную на нашей фабрике. Так что в одном здании у нас все производство – на одном этаже нас две машины для нанесения принтов, у нас там работают две девушки. На другом – принты разрабатываются. А на третьем – шоу-рум.

              

21: 48

Зарабатывать на каждый новый этап, на каждую новую коллекцию довольно тяжело. Но это бизнес, поэтому приходится думать о консалтинге, заниматься коллаборациями, разрабатывать под заказ какую-то особую продукцию. И я с готовностью берусь за такие сторонние проекты, чтобы иметь возможность позволить себе заниматься своим основным делом. 

Порядка трех лет назад я основал новую компанию в Японии, просто потому что мне нужно было заработать деньги. Я попросил три большие местные конторы написать мне бизнес-план, купить 40% моего бренда, свести меня с нужными людьми, производящими все, от маек до носков. Таким образом получая определенный процент с производства, я получаю деньги, а они получают мои принты. Это круто, я рисую какой-то узор, отправляю эту картинку по почте, а где-то в Японии запускается целое производство с моим «лицом».

          

21:52

Вы знаете, наша история – не столь уж коммерческая. Мы стараемся не следовать трендам и веяниям. Как и всякие творцы нам приятно думать, что мы их, тренды, в некотором роде создаем. Но это уж вам судить. Нам нравится тот подход, тот почерк,  который мы выработали еще в 1992 году – мы выстроили некоторую последовательность, позволяющую людям влюбляться в наш брэнд. Так что мы продаем историю, постоянный стиль. Вот уже через полчаса, я гарантирую, вам осточертеют эти принты. Но именно это и работает.

Ну а помимо работы в моей жизни есть какие то одержимости, и есть друзья, с которыми мне регулярно хочется что-то делать.

       

21:53

Этот принт в виде молний стал нашим особенным продуктом. Это фактически вирус – он легко узнаваем, легко применим. Это просто одноцветная картинка, которую мы выложили на сайт и любой может нанести этот принт куда угодно. С нашего, безусловно, согласия.

Мне безумно нравится когда я вижу как на улице встречаются два человека и у одного, например, шлем с нашим принтом, а у другого – рюкзак Eastpak с этими же молниями. Они оба понимают, что это значит, откуда этот принт. Так вот мне очень приятно, что такие моменты символичной коммуникации происходят с моей подачи. 

21:28

У меня у самого есть мотоцикл с молниями – черно-белый. Я знаю, выглядит он как пидорский. Но что поделать, мне очень нравится. 

21:59

Архитектура. Это мне тоже все очень интересно. Однажды  мы сделали инсталляцию на площади Ковент-Гарден (что просто редкая удача). Что самое важное, эта история с конструкциями из резного дерева – прямая визуализация моего же стихотворения, которое называется Darkwood Wonder. Там про принцессу, которая оставила отчий дом, странствует по лесу, нашла какую-то башню, надеясь найти Прекрасного Принца. Принца она не находит, оседлав тигра едет обратно к родителям, но по возвращении видит пылающий дворец. Вот. Она в отчаянии. Вот так, собственно, разные виды моего творчества постоянно пересекаются и подпитывают друг друга. 

22:05

Ой, не спрашивайте, откуда на трикотаже из этой коллекции взялся страус. Без понятия. Блин, страус! Ну, ладно, со всеми бывает...

22:10

А вот коллаборация с EastPak. Ну, не знаю, конечно, я поначалу сильно сомневался. Но, в конце-концов, они же сотрудничали с Raf Simons. За этим брэндом есть история, поэтому именитые дизайнеры с ними охотно работают. Чем я хуже. 

22:28

А вот это кое-что очень важное для меня. Мое альтер-эго, Даи Джон. В этом есть определенная игра слов – по-японски это Даи Джон звучит как «я в порядке», при этом, Даи – это имя Дэвид по-уэльски. А я из Уэльса. Даи любит женщин, мотоциклы, моду и музыку.  Ну как и я. Под этим именем я пишу в специализированные журналы о байк-культуре.

          

22:35

Ну все, там уже водку разливают, мне кажется пора заканчивать и начинать вечеринку. 

Мастер-класс состоялся в рамках лекционной сессии «Пром-зона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого», организованной Британским советом при содействии проекта «Теории и Практики».