Если вам сложно сориентироваться в разнообразии современной мебели, а качественное исследование на эту тему проводить некогда, сделайте ставку на те предметы, которые пережили испытание временем и стали иконами дизайна. Большинство этих вещей выглядят знакомо по съёмкам интерьеров со всего мира, студийным съёмкам из журналов или встречались в обстановке любимого ресторана, бара, отеля. Возможно, из-за звёздного статуса (или цены) подступиться к культовым предметам дизайна не так просто, но стоит попробовать. Мы выбрали 20 таких вещей и узнали у экспертов, как использовать их в современном интерьере.

 

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 1.

Ольга Косырева

Эксперт в области дизайна, преподаватель,
дизайн-критик и редактор

Эксперт в области дизайна, преподаватель, а также известный дизайн-критик и редактор с более чем пятнадцатилетним опытом работы в популярных, специализированных и деловых изданиях. Кандидат филологических наук. Читает лекции о дизайне на курсах при аукционном доме Phillips, в школе дизайна интерьера «Детали», курирует лекционную программу выставки iSaloni WorldWide Moscow, является членом жюри российского этапа конкурса молодых дизайнеров SaloneSatellite. С февраля 2012 года занимается продвижением культуры дизайна в массы в рамках «Дизайн-лектория Ольги Косыревой».

  

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 2.

Александра Санькова

Дизайнер, куратор, директор Московского музея дизайна

Окончила МГХПУ имени С. Г. Строганова, работала дизайнером в студиях «Союздизайн» и Zoran Design Buro, в 2003 году создала компанию «Новая графика», организовывала и курировала выставки, мастер-классы, конкурсы графического дизайна. С июня 2008 по июнь 2012 года работала экспертом по современному искусству, моде, дизайну и архитектуре в Посольстве Королевства Нидерландов в Москве. В 2010 году опубликовала книгу «23», в которой собраны 23 интервью с самыми известными российскими дизайнерами. В 2012 году стала соорганизатором «Московского музея дизайна».

  

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 3.

Арсений Леонович

Архитектор, промышленный дизайнер, современный художник

Окончил МАРХИ, стажировался в TU Delft. Cооснователь бюро Panacom, проектирует в Москве, Подмосковье, Сочи, Лондоне, Мюнхене. Автор многочисленных инсталляций, ландшафтных проектов, финалист архитектурных конкурсов. Автор коллекции столов «Острова» для компанииNayada, показанной на выставках в Кёльне и Милане. Обладатель премий Design and Design International Award в 2013 и в 2014 годах за серию светильников, коллекции мебели и предметов интерьера.

  

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 4.

Владислав Савинкин

Архитектор, промышленный дизайнер, доцент кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ

Окончил МАРХИ в 1992 году, кафедра дизайна архитектурной среды в мастерской профессора А. П. Ермолаева. С 2002 года доцент кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ. С 2008 года — профессор Московского отделения Международной академии архитектуры. Cооснователь архитектурного бюро «Поле-Дизайн». Куратор многочисленных выставок, в том числе фестивалей «Арх Москва». Автор проекта павильона России на XI Международной архитектурной биеннале в Венеции.

  

 

 

Диван Chesterfield

XVIII век
Купить: Home Concept, 170 900 рублей

По слухам, ставший классическим стёганый кожаный диван с подлокотниками и спинкой одной высоты — изобретение британского графа Честерфилда, известного политика и законодателя мод. Исторически участие графа в создании дивана не подтверждено, но предмет определённо связан с английской аристократией: два века он неизменно присутствовал в закрытых мужских клубах, где решались судьбы страны. Возможно, поэтому диван «Честерфилд» стал одним из самых узнаваемых символов нации.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 5.

 Влад Савинкин: Чувствуется, что этот диван — мужской предмет обстановки. Хотя девушка на нём смотрелась бы тоже отлично — на контрасте. Но это не та вещь, которую можно поставить в уютной семейной гостиной, чтобы смотреть телевизор или прикорнуть после обеда в воскресенье. Родственников, пришедших с визитом, на него тоже не посадишь. Скорее он предназначен для деловой встречи, разговора двух друзей за бокалом виски, или, например, на него можно посадить участкового милиционера. Об этих функциях говорит и история предмета, и его конструкция, и внешний вид: он символизирует сдержанность, деловитость, серьёзность. Он долговечен, надёжен, а благодаря вневременному дизайну и качественным материалам послужит и вашим внукам.

 

 

Стул Thonet

Дизайн: Михаэль Тонет, Thonet, 1859
Купить: галерея Neuhaus, от 1 077 евро

Самый известный в мире стул мебельный мастер Михаэль Тонет изготовил в 1859 году для одной венской кофейни. Стул сделан из шести гнутых деревянных деталей, десяти винтов и двух шайб, что сделало его дешёвым, быстрым в изготовлении, лёгким в перевозке и прочным. Стул до сих пор производится под маркой Thonet.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 6.

Ольга Косырева: Стул «Тонет» — это просто царь среди стульев, с него началось массовое производство мебели, и он является самым высокотиражным стулом в истории. Его так и надо использовать: как самый базовый стул, протостул как символ стула. Ограничений я не вижу: хоть вокруг домашнего кухонного стола, хоть в лекционной аудитории, хоть в советской квартире (там они вообще как родные), хоть в лофте с краснокирпичными стенами. Кстати, эти стулья отлично выглядят большими группами: в них появляется какая-то приятная глазу живость. И ещё мне очень нравится неканонический вариант: тонетовский стул, выкрашенный в белый цвет — для модернистского интерьера это самое то. Никогда не видела ярких, цветных версий, но думаю, что на фоне белых стен и они будут чрезвычайно хороши.

 

 

Лампа Gras

Дизайн: Бернар Грас, 1922
Купить: шоу-рум Vitrina, от 350 евро

Французский инженер Бернар Грас создал свою первую лампу из пары шарниров, стальных трубок и никелированного абажура, а позже, меняя количество деталей, придумал различные вариации. Благодаря своему удобству, изначально индустриальный предмет стал появляться и в жилых интерьерах: например, Ле Корбюзье с удовольствием использовал лампы Gras в своих проектах.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 7.

 Арсений Леонович: То ли потому, что до нас дошли только чёрно-белые фотографии тех славных времён бескомпромиссного модернизма, то ли в самом деле никому тогда в голову не приходило подчеркнуть сухую графику трубок и шарниров ламп Gras другими вариациями цветов и отделок, но ещё совсем недавно такой дизайн воспринимался слишком производственным и грубым, слишком олдскульным... Что ж, пришла пора, и винтажными волнами нам вынесло ещё одну жемчужину из прошлого и — ах! — мы снова влюблены! Только теперь с постмодернистской лёгкостью мы раскрашиваем и варьируем этот коленчатый конструктор, и снова отовсюду выглядывают умные поворотливые головы-плафоны, будь то бар или гостиница, театр, магазин, квартира. Как в той пословице про кашу и масло: трудно испортить хороший интерьер таким заметным и удобным светильником. Как и десятилетия назад, повальное увлечение модной дизайн-темой обещает долгую и успешную вторую жизнь всему семейству Gras.

 

 

Кресло Grand Confort (LC-2)

Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Cassina, 1928
Купить: «Флэт-Интерьеры», от 176 881 рубля

Свою вариацию на тему классического клубного кресла Ле Корбюзье разработал совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере и французским дизайнером Шарлоттой Перриан. Сделано оно в духе времени: из гнутых стальных трубок и матовой чёрной кожи, а первым производителем стала фирма Thonet, которая взяла на вооружение новые технологии работы с металлом. Сегодня права на производство принадлежат итальянской компании Cassina.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 8.

 Арсений Леонович: Классическое кресло в современном контексте. Сам факт того, что год-два назад появились разноцветные вариации этой серии мебели, говорит о многом. Преображение, на мой взгляд, раскрыло потаённую сторону каркасно-кожистого угловатого куба. В новой инкарнации, отказавшись от культового чёрно-стального строгого облика — порядком надоевшего, думаю, не только мне, — кресло вдруг обрело какую-то непривычную доброту и податливость. Оно теперь не навязывает своё присутствие, не заставляет интерьер (и человека) подчиняться, а готово подстроиться к любому настроению: в детскую? — пожалуйста! — в цветах «лайм» и «желток». В спальню? — легко! — сиреневая кожа и голубой каркас. Король умер — да здравствует Король, а может, Королева? Та самая женственность и человечность спустя десятилетия дали о себе знать. Будем всё-таки исторически справедливы: эскизы-то были юной Шарлотты Перриан!

 

 

Кушетка Barcelona

Дизайн: Людвиг Мис ван дер Роэ, Knoll, 1929
Купить: «Интерьеры-Т», от 6 273 евро

В 1929 году архитектору Людвигу Мис ван дер Роэ, пионеру европейского модернизма, поручили разработать проект немецкого павильона на международной выставке в Барселоне. Строгая обстановка павильона включала пару кресел и пуфы, а кушетку из той же серии он спроектировал для квартиры американца Филипа Джонсона — знаменитого архитектора и основателя отдела архитектуры и дизайна в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA).

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 9.

 Александра Санькова: Сейчас очень популярными стали минималистские интерьеры в духе модернизма первой половины прошлого века, в том числе с ярко выраженным конструктивом. Вместе с тем усиливается и внимание к предметам обстановки, произведённым в 1920−1950-е годы прошлого столетия. Безусловно, кушетка «Барселона» впишется максимально удачно в интерьеры, спроектированные по тем же принципам, которым следовал в своих архитектурных проектах и интерьерах Мис ван де Рое. Это большие открытые пространства, квартиры со свободной планировкой и сплошным остеклением, минимальное количество мебели в пространстве комнаты или встроенная мебель с большими гладкими поверхностями. Сейчас стали производить варианты кушетки в разных цветах, так что можно подобрать наиболее подходящий вариант, но, на мой взгляд, чёрный и белый традиционно являются самыми удачными цветами. Подход «less is more» был основой деятельности Мис ван дер Роэ и всегда будет в тренде.

 

 

Ваза Aalto

Дизайн: Алвар Аалто, Iittala, 1936
Купить: Iittala, от 61 евро

Есть несколько версий того, как финский архитектор Алвар Аалто придумал дизайн своей знаменитой вазы: кто-то считает, что он вдохновлялся традиционными эскимосскими костюмами, кто-то — что он позаимствовал извилистые очертания у одного из финских озёр. Как бы там ни было, но вазу ждало большое будущее: она была спроектирована для отеля Savoy в Хельсинки, а после международной выставки в Париже в 1937 году получила мировую известность.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 10.

 Ольга Косырева: Эта ваза для меня — главный символ Финляндии и главный сувенир оттуда. Её очертания символизируют то, что эта страна — страна тысячи озёр, а её название, Aalto, кроме того, что содержит ссылку на фамилию автора, ещё и переводится как «волна» или «текучий, плавный». Поэтому, когда она голубая или синяя, это ей идёт ещё больше. И с голубыми цветами — подснежниками или незабудками, и обязательно чтобы они заполняли вазу целиком, одним сплошным покровом. Хотя, мне кажется, что она настолько самодостаточна и красива сама по себе, что ей не особенно нужны цветы.

 

 

Кофеварка Moka Express

Дизайн: Луиджи де Понти, Альфонсо Биалетти, Bialetti, 1933
Купить: Bialetti.ru, от 1 030 рублей

Итальянский инженер Альфонсо Биалетти, основатель одноимённой компании, прославился тем, что выкупил у изобретателя Луиджи де Понти патент на кофеварку, с помощью которой можно приготовить эспрессо на плите. Это произвело революцию на итальянских кухнях: за хорошим кофе теперь не нужно было идти в кафе или бар, поэтому Moka Express мгновенно завоевала популярность.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 11.

 Влад Савинкин: В случае с кофеваркой Moka Express мы имеем дело в большей степени с силой инженерной мысли, чем с дизайном. Вещь, безусловно, крайне функциональная и сделана без излишеств: в ней только то, что нужно. Это идеальный повседневный предмет, который можно купить на дачу, чтобы радовать себя свежим кофе по утрам. Но если вам хочется иметь дизайнерскую вещь, которая заявляет о себе в интерьере, возможно, стоит обратить внимание на постмодернистские интерпретации этой кофеварки, которые выпускает компания Alessi.

 

 

Настенные часы Ball Clock

Дизайн: Джордж Нельсон, Herman Miller/Vitra, 1948−1960
Купить: «Интерьеры-Т», от 270 евро

Шарик, нанизанный на металлический стержень — один из самых распространённых модернистских мотивов. Джордж Нельсон, автор часов Ball Clock, возможно, первый, кто использовал этот образ, добавив к нему атомную эстетику. Насчёт авторства, правда, есть сомнения: часы появились после вечеринки, на которой, кроме Нельсона, были дизайнеры Бакминстер Фуллер, Исаму Ногути и Ирвинг Харпер. После обильных возлияний друзья не смогли точно установить, кто из них нарисовал эскиз часов. В любом случае идея пала на благодатную почву: с 1948 по 1960 год Нельсон создал целую серию настенных часов.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 12.

 Арсений Леонович: Великое множество предметов от Джоржа Нельсона, среди которых и разнообразные часы — словно бесконечный набор игрушек. А в современном интерьере элемент игры обязан присутствовать. Любая из странных форм часов Nelson привлекает внимание, хорошо перекликается с другими его работами — тканями, подушками, светильниками и так далее. Хороший тон, когда такие интеллектуальные и весёлые ассорти из предметов, как тайные знаки, разбросаны по дому и наполняют интерьер акцентами, иногда ещё и функциональными, как часы.

 

 

Журнальный столик Noguchi

Дизайн: Исаму Ногути, Herman Miller/Vitra, 1947
Купить: «Интерьеры-Т», от 1 775 евро

Исаму Ногути создал свой знаменитый столик-скульптуру по заказу компании Herman Miller — её дизайнеры были так поражены другим столиком, сделанным Ногути для президента MoMA, что попросили скульптора спроектировать модель, которую смогут запустить в производство. Основание столика, выполненное из массива дерева, напоминает биоморфные арт-объекты Ногути, а также живопись и скульптуру в стиле сюрреализм.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 13.

 Влад Савинкин: Столик Ногути — абсолютно музейная, артистичная вещь. Он настолько совершенен, что на него не хочется ничего класть — здесь красота важнее функциональности. Использовать его в интерьере стоит, чтобы придать помещению некую асимметрию, неправильность, потому что на фоне сугубо функциональной мебели этот столик выгодно выделяется. Он будет отлично смотреться рядом с любым современным диваном или креслом. Достаточно посмотреть на скульптурные работы Ногути, чтобы понять: покупая этот столик, попадаешь не только в мир дизайна, но и в мир современного искусства.

 

 

Стул Wishbone

Дизайн: Ханс Вегнер, Carl Hansen & Søn, 1950
Купить: шоу-рум Vitrina, от 880 евро

Спинка этого стула работы датского дизайнера-модерниста Ханса Вегнера напоминает вилочковую кость курицы, которую ломают «на счастье». Его конструкцию Вегнер подсмотрел на одной картине, где изображены датские купцы, сидящие на стульях династии Мин. Благодаря тонким ножкам и перекладинам, стул весит немного, а его сидение сделано из 120 метров бумажного шпагата.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 14.

 Арсений Леонович: Про некоторые предметы хочется больше молчать, трогать их, разглядывать, чем говорить. Ну вот бывает так, всё как-то сошлось — время, место, человек, материал, — и предмет, что называется состоялся. Стал жить полноценной жизнью. Сам по себе. И, в общем-то, где угодно. Потому что если он нравится и его хотят, то покупают и для кухни, и для офиса, и в театр, и на дачу, просто в дереве или ярко окрашенный. Глядя на кресло Wishbone, каждый легко решает для себя: «Моя ли это вещь?» — по темпераменту и удобству пользования. И либо остаётся не задетым обаянием этого устойчивого, разлапистого паучка, либо, что намного чаще, постепенно и незаметно превращается в адепта скандинавского мировоззрения и дизайна.

 

 

Стеллаж Nuage

Дизайн: Шарлотта Перриан, Cassina, 1953
Купить: «Флэт-Интерьеры», по запросу

Серию ярких модульных стеллажей Шарлотта Перриан создала во время работы в ателье французского дизайнера Жана Пруве (долгое время именно ему предписывали авторство). Вдохновением послужила японская архитектура и мебель, которые Перриан изучила за два года работы в Японии в 1940-х. Разные модули, из которых состоит стеллаж, взаимозаменяемы, раздвижные дверцы окрашены в традиционные модернистские цвета, а перегородки сделаны из алюминия.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 15.

 Арсений Леонович: Этот стеллаж почему-то всегда бросается в глаза, когда мы смотрим какой-нибудь фильм. Хозяин его, как правило, эстет и интеллектуал. Простая шахматно-ячеистая структура полок ясно призывает вещи к порядку, но на полках творится хаос из книг и журналов. Такова, наверно, природа большинства творческих натур: в своём желании навести в мире порядок и создать осмысленное, структурированное пространство вокруг — творить этот лучший мир в хаосе в художественном беспорядке. Таков и наш герой — стеллаж. Он пригодится в любом осмысленном интерьере — строгий, стройный, несимметричный, разноцветный, ироничный одновременно.

 

 

Стол и стулья Tulip

Дизайн: Ээро Сааринен, Knoll, 1956
Купить: «Интерьеры-Т», стул — от 1 400 евро, стол — от 3 800 евро

Футуристический столовый комплект — стол и стулья Tulip — стали результатом экспериментов американского дизайнера Ээро Сааринена со стеклопластиком. Сделать их целиком из этого нового в 1956 году материала не удалось — ножки стола и стульев выполнены из алюминия. Предметы вызвали энтузиазм не только у декораторов, но и у режиссёров фантастических фильмов: мебель Сааринена фигурирует в «Солярисе» Тарковского и в сериале «Звёздный путь». Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 16.

 Александра Санькова: Столы и стулья из серии «Тюльпан» имеют несколько модификаций и цветовых решений, а это даёт вариативность, что сильно облегчает работу при создании интерьера. Такой стул может быть яркой деталью — акцентом. Несмотря на то что он был создан в 1956 году, он выглядит очень актуально и подойдёт для самых смелых современных интерьеров. Получится симпатично, если смешать «Тюльпаны» с очень старой мебелью. Жёсткая эклектика сейчас один из распространённых приёмов, и стул Tulip может хорошо сработать на контрасте. Эта мебель подходит как для жилых помещений, так и и для общественных, кафе и ресторанов: пластик легко мыть, и не будет дискомфорта в жаркое время года благодаря мягким текстильным сиденьям.

 

 

Кресло Eames Lounge and Ottoman

Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы, Herman Miller/Vitra, 1956
Купить: «Интерьеры-Т», от 7 000 евро

Один из самых узнаваемых предметов из истории материальной культуры XX века — кресло по дизайну Чарльза и Рэй Имзов. Имзы посвятили много лет созданию и разработке технологии, которая позволяет делать мебель из прессованной фанеры, — так появилось это кресло со спинкой и сиденьем, похожими на скорлупки, обитые кожей. Чарльз Имз говорил, что их Lounge and Ottoman — обновлённая версия клубного кресла, но, в отличие от классических моделей и интерпретации Ле Корбюзье, эта — лёгкая, современная и гораздо более удобная.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 17.

 Ольга Косырева: Когда кресло с оттоманкой Чарльза и Рэй Имзов было только выпущено, в рекламе его сняли в трёх видах: в интерьере типичного английского стиля, с мебелью красного дерева и обоями в цветочек, потом на улице возле среднестатистического коттеджа из американского пригорода и в чистом поле среди стогов сена. Предполагалось, что оно везде выглядит одинаково красиво и уместно — и оно так и выглядело! Потому что было по формам, материалам и функции одновременно современным и традиционным, а это вообще залог долгой жизни любого объекта дизайна. Постепенно, правда, кресло превратилось в атрибут начальственных кабинетов, а потом перекочевало в домашние кабинеты и офисы — там оно действительно выглядит как-то особенно уместно. Другой распространённый вариант — уголок гостиной, у камина, у книжного шкафа или у окна с видом, то есть в таком месте, где хочется расположиться поудобнее и побыть наедине с собой. Хотя мне кажется, что кресло отлично встанет и в спальне, тем более что оно бывает не только всем привычных тёмных цветов, но и из белой кожи и светлого дерева.

 

 

Светильник Artichoke

Дизайн: Поуль Хеннингсен, Louis Poulsen, 1958
Купить: Novaroom, от 419 640 рублей

Как следует из названия, на создание этой люстры датчанина Поуля Хеннингсена вдохновил обычный артишок. Благодаря конструкции светильника — абажур состоит из 72 медных лепестков — он даёт мягкий рассеянный свет, а лампа накаливания не бьёт в глаза.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 18.

 Александра Санькова: Всегда получается интересный результат, когда архитекторы проектируют предметы интерьера или индустриальные дизайнеры создают дизайн блюд для ресторанов. Междисциплинарность и соединение нескольких сфер или функций всегда делает предмет осмысленным, а проект концептуальным. Лампа Artichoke, как и другой не менее известный шедевр Хеннингсена, PH-lamp (тоже 1958 года), для меня являются пространственными конструкциями-инсталляциями. По сути, они равнозначны пространственным конструкциям Родченко или Колейчука, так как у них есть ещё одна функция — освещать, а значит они перешли из разряда арт-объектов в сферу бытовой техники. Эта лампа была и будет мировым бестселлером по ряду причин: она ажурная, геометрическая, нейтральная и функциональная.

 

 

Кресло Egg

Дизайн: Арне Якобсен, Fritz Hansen, 1958
Купить: «Флэт-Интерьеры», от 345 526 рублей

В 1958 году архитектору и дизайнеру Арне Якобсену улыбнулась удача: большой заказ на строительство отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене дал ему возможность проверить на практике свою теорию о взаимосвязи архитектуры и предметов интерьера. Всё в отеле — от дверных ручек до кресел и столов — спроектировал Якобсен. В том числе кресло Egg, похожее на скорлупу яйца, словно обволакивающую сидящего.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 19.

 Влад Савинкин: На мой взгляд, это идеальное кресло для младенца — не случайно ведь оно названо «Яйцом». Возможно, это мужская точка зрения, но так и хочется положить туда ребёнка и пойти заняться своими делами. Кресло излучает гостеприимство и доброжелательность, хотя строгая офисная ножка слегка портит это впечатление. Но она функциональна: в кресле можно повернуться в любую сторону, а за счёт его обволакивающих ушей можно и вовсе изолироваться от окружающей действительности, не уходя в другую комнату: просто развернуть кресло и взять книгу. Гостей сюда не посадишь, это явно кресло для хозяина дома, которое подходит и для общения, и для отдыха. Оно направляет взгляд, так что хорошо поставить его у панорамного окна, чтобы любоваться природой.

 

 

Стул Panton Chair

Дизайн: Вернер Пантон, Vitra, 1959−1960
Купить: Design Boom, от 17 000 рублей

К разработке этого яркого пластикового стула датчанин Вернер Пантон приступил ещё в 1950-х годах. Непросто было найти производителя, который возьмётся за такой экспериментальный проект; наконец в 1963 году Пантон начал сотрудничество с компанией Vitra, а в 1967-м вышла первая партия стульев. На производстве использовалась немецкая полиуретановая пена, но в 1970-х выяснилось, что материал плохо выдерживает испытание временем. Сегодня стул производится в нескольких ярких цветах из полиуретана.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 20.

 Влад Савинкин: Я не думал, что такая скульптурная вещь может быть по-настоящему функциональной, но когда мы купили детскую версию стула Panton для моей тогда четырёхлетней дочери, выяснилось, что стул очень удобный. С тех пор дочь выросла, а стул стоит в прихожей и служит для хранения ключей и прочих мелочей. У него есть ложбинка, в которой они лежат и никуда не теряются. В остальном это, конечно, вещь для быстрого завтрака, но никак не для задушевной беседы: долго на нём не просидишь. Это и не удивительно, ведь его делали для кафе и других общественных пространств, где люди не задерживаются надолго.

 

 

Торшер Arco

Дизайн: Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, Flos, 1962
Купить: «Флэт-Интерьеры», от 176 387 рублей

Архитектор по образованию, Акилле Кастильони считал, что каждый предмет интерьера должен решать некую проблему, возможно, даже такую, о которой потребитель и не подозревает. В собственном доме он заметил, что выход под люстру в столовой находится в центре потолка, а стол располагается в стороне, и осветить его сложно. Так родился проект напольного светильника, который заменяет потолочный.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 21.

 Ольга Косырева: Торшер Arco в интерьерах так часто встречается, что уже, наверное, всем намозолил глаза. Но ещё чаще встречаются его подделки или подражания ему — похожие лампы на изогнутой металлической штанге. Которые чаще всего ничего общего не имеют с красотой и продуманностью этого шедевра Акилле Кастильони. Во-первых, штанга торшера раздвижная, то есть регулируется по длине, соответственно, если у вас сегодня торшер освещает кресло, в котором вы читаете по вечерам, то завтра он может нависать над обеденным столом на десять человек.

Во-вторых, он изначально был призван как раз заменить потолочный светильник в тех случаях, когда тот находится по центру комнаты, а освещение требуется где-то в стороне, например над обеденным столом. Много ли светильников лучше справятся с этой задачей? А в-третьих, его база-утяжелитель из белого каррарского мрамора — это отдельный шедевр: у неё очень выверенные пропорции, скошенные уголки, а отверстие специально расположено ассиметрично, чтобы лампа не переворачивалась, когда её несут два человека, просунув в дырку черенок швабры или лопаты. Разве это не очаровательно? Так мог мыслить только человек доцифровой эпохи, и поэтому дополнительный бонус этой лампы — это запах времени, давно ушедшего. Не говоря уже о том, что огромные металлические блины, которыми обычно заменяют этот мраморный кирпичик эпигоны, выглядят просто ужасно в сочетании с тонкой ножкой и небольшим плафоном.

 

 

Ткань Unikko

Дизайн: Майя Иcола, Marimekko, 1964
Купить: Vellamo, от 60 евро за метр

В 1964 году Арми Ратиа, основательница финской компании Marimekko, ввела для своих дизайнеров запрет на цветочный принт. Майа Иcола не послушалась и создала яркий рисунок в виде упрощённых маков, который стал не только визитной карточкой бренда, но и узнаваемым национальным узором: так, сегодня некоторые самолёты Finnair украшены принтом Unikko.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 22.

 Александра Санькова: Ткань настолько яркая, что из неё можно делать скорее небольшие детали: сумки, шторы, постельное бельё, подушки и настенные панно. Крупные яркие цветы кричат своим позитивом и активно участвуют в интерьере. В нашем климате, с долгими зимами и серыми днями, хочется внести радость в свой дом, и у вас есть такой шанс: достаточно одного метра ткани компании Marimekko, которая с 1960-х годов прошлого века делает прививку радости людям во всём мире.

 

 

Кресло Proust

Дизайн: Алессандро Мендини, Cappellini, 1978
Купить: Altagamma, от 557 501 рубля

Квинтэссенция постмодернизма, кресло Proust — результат размышлений итальянского дизайнера Алессандро Мендини о творчестве писателя Марселя Пруста и его эпохе. Изучая образ жизни верхней прослойки среднего класса конца XIX — начала XX века, Мендини наткнулся на изображение вычурного кресла. Он воссоздал его, полностью покрыв узором из ярких точек, которые являются увеличенным фрагментом картины современника Пруста пуантилиста Поля Синьяка.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 23.

 Александра Санькова: Для меня кресло Алессандро Мендини Proust — это не предмет мебели, а самый настоящий арт-объект, который может стоять в домашнем интерьере, если ваш дом выглядит как музей современного искусства. Такое кресло должно быть в нейтральном окружении, которое является фоном для него — удивительного коралла, приснившегося Гауди, или волшебной раковины, в которую вас надо поместить как жемчужину.

Мне кажется, будет иронично, если в классическом или, ещё лучше, в том, что называют классическим интерьером в России, будут стоять такие кресла. Просто будет здорово, если в типичном кабинете начальника, где много резного-дубового-золотого, появится вот такой фрик.

 

 

Стул Louis Ghost

Дизайн: Филипп Старк, Kartell, 2002
Купить: Kartell, от 15 500 рублей

Пародия на классический стул в стиле Людовика XVI, выполненная в прозрачном пластике, — возможно, самый растиражированный стул нулевых: за десять лет, с 2002 по 2012 год, было продано около полутора миллионов экземпляров. С тех пор ажиотаж поутих, но Louis Ghost уже прочно вошёл в историю как одна из самых молодых икон дизайна.

Правильный выбор: 20 культовых вещей для дома. Изображение № 24.

Ольга Косырева: Louis Ghost — это самое тиражное из дизайнерских, авторских кресел и стульев, которые выпускаются в наши дни. Что неудивительно, ведь оно совершенно универсально: с одной стороны, оно пластиковое и вполне современное на вид, в модернистском интерьере стоит как родное; с другой — не зря же оно называется «Призрак Людовика»: у него характерные для стиля Людовика XVI силуэт и спинка-медальон, так что оно хорошо встаёт и в классику, делая её более ироничной и как будто насмешничая своим присутствием над всеми этими позолоченными кренделями. Из-за того что кресло прозрачное, оно как будто невидимо в интерьере. Ну и, как любая прозрачная мебель, «Призрак Людовика» особенно здорово смотрится на контрасте, на фоне узорчатых обоев или в комплекте с массивным деревянным столом в резных завитушках. В Италии его сплошь и рядом ставят даже в настоящих палаццо и ренессансных виллах!

 

Текст: Ксения Ощепкова

Фотографии: storey gallery, eston, dinnerseries, turbosquid.com, kinzco, phillips.com, liveauctioneers.com, Kobryent Shark, alamode stuff, bonhams.com, Rupert Blanchard/lifestylebazaar.com, http://lumberjac.com, Vitra Design Museum, fritzhansen.com