The Village публикует комментарий архитектора сервиса конвейерного ремонта «Сделано» Юлии Малышевой в ответ на критику коллег по цеху.

Напомним, что дизайнеры по интерьеру Анна и Михаил Кошелевы, в частности, упрекали новый проект в неоправданной цене, в том, что в сделанной ими квартире розетки слишком заметны, дверные ручки очень дешёвые, в комнатах нет локального света, а в ванной плохо положена плитка. Также дизайнеры усомнились в оправданности использования плит OSB в качестве стеновых панелей, так как они содержат вредный формальдегид. 

   

«Сделано»: Архитектор сервиса отвечает критикам проекта. Изображение № 1.

Юлия Малышева

архитектор сервиса конвейерного ремонта «Сделано»

Когда у Ильи Ценципера и Ильи Шаргаева, основателей проекта «Сделано», появилась идея создать «конвейерный ремонт», они собрали команду архитекторов и поставили перед нами интересную задачу: надо было заново перепридумать процесс ремонта с нуля. Идея заключалась в том, чтобы превратить ремонт квартиры из индивидуальной услуги в готовый продукт, продуманный и удобный. Логика здесь похожа на логику заказа нового айфона: ты выбираешь дизайн своей квартиры (сейчас у нас два стиля — «Стокгольм» и «Париж»), добавляешь опции (например, замену окон или кондиционер), оплачиваешь и через 50 рабочих дней получаешь ключи от своей новой отремонтированной квартиры.  

Мы пытались отбросить наш прошлый опыт классического архитектурного проектирования квартир — а у каждого из нас он был за плечами — и разобрать ремонт на самые базовые неделимые «атомы». Этот процесс оказался невероятно увлекательным, и в конце мы пришли к поразившему нас заключению: ремонт стал уже настолько привычной практикой, что большую часть процессов мы, архитекторы, повторяем из раза в раз, совершенно не применяя к ним критический подход. Если ставишь выключатель — ставь под ним розетку, размеры на чертежах указывай в миллиметрах, следи, чтобы стены были покрашены ровно. Все эти вещи стали настолько автоматическими, что нам бы и не пришло в голову задать вопросы «А зачем мне в этом месте надо наклоняться, чтобы подключить зарядное устройство?», «Если я делаю чертежи для строителей, почему бы мне не подготовить их удобным для них образом?», «Как на словах объяснить другому человеку, что такое качественно покрашенная стена?».

Мы начали  придумывать сценарии жизни наших будущих клиентов в новых квартирах. Идея была в том, чтобы взглянуть на ремонт не как на штучную дизайнерскую вещь, какой её привыкли видеть большинство архитекторов, а как на сервис: человек покупает для себя свежее, чистое и удобное пространство. Для многих людей ремонт — событие посущественнее 1 января и дня рождения. С ним нередко связывают новые жизненные планы. Мы сели думать, как предоставить человеку возможность, с одной стороны, быстро и недорого поменять своё пространство, а с другой — чувствовать себя дома, со своими личными предпочтениями и привычками. Так появилась идея холста. Она заключается в том, что пространство должно быть стилистически нейтральным, с одной стороны, и иметь очень тактильный, человеческий, но ненавязчивый характер, с другой. Вне зависимости от того, какую мебель ты поставишь в комнате, выключатель на твоей стене всегда будет расположен на идеальной высоте протянутой руки, он будет керамическим и приятным на ощупь, а при включении ты будешь чувствовать то минимальное мышечное усилие, которое создаёт ощущение «настоящей» вещи, и слышать тихий щелчок. Между собой мы называем такой подход «тихой магией».

Вообще, тактильность для нас очень важна: она в каком-то смысле заменила идею классического дизайна. К примеру, в одном из стилей мы используем плиты OSB. Устроив в нашем офисе настоящую лабораторию, мы экспериментировали с разными способами шлифовки плит, с различными пропорциями масел и восков для финишного покрытия. Мы стремились добиться практически бархатного ощущения при прикосновении руки к плите. Это потрясающее ощущение, когда ты уже тысячу раз проводил рукой по жёсткой плите, и вот ты проводишь по ней тысячу первый раз и понимаешь — вот она, идеальная поверхность. Следующим шагом в придумывании этой детали стала сборка пространственного образца: надо было продумать все узлы и все стыки. Мы перепробовали кучу вариантов профилей, различных размеров и из всевозможных материалов, пока не нашли тот самый идеальный невесомый алюминиевый профиль толщиной в два миллиметра, который устанавливается заподлицо с уровнем плиты и не определяется на ощупь.

«Сделано»: Архитектор сервиса отвечает критикам проекта. Изображение № 2.

Кстати, насчёт плит OSB существует городская легенда о том, что они являются токсичными из-за связующего вещества между волокнами — формальдегидов смолы. Это заблуждение основано на том, что формальдегид — это яд, который присутствует во вредных материалах и отсутствует в безопасных. На самом деле важна пропорция. В интерьерах всегда используются материалы с классом эмиссии формальдегида E1, что сравнимо с эмиссией натуральной древесины и является абсолютно безопасным для использования даже в детской мебели.
К примеру, в Европе этот материал часто используют для оформления пространств для детей, например в детских садах и школах.

Ещё одним примером удивительной лично для меня истории стала разработка внутренних процессов проекта. Казалось бы, что может быть более понятным и бескомпромиссным, чем, скажем, обменные чертежи и рабочая документация. Однако довольно скоро нам стало понятно, что пора оторваться от томов регламентации и внимательно посмотреть на того, кому адресована наша работа. Для наших строителей мы спроектировали целую визуальную систему, которая помогает им правильно работать. К примеру, мы не выдаём сразу весь альбом на стройку, а готовим необходимые схемы согласно графику выполнения работ. Схему раскладки плитки укладчик найдёт внутри каждой из упаковок, но ещё раньше её найдёт сантехник, когда будет делать выводы под раковину, идеально расположенные относительно будущей раскладки. Все строительные процессы мы тщательно наблюдаем и постоянно ищем пути оптимизации и сокращения сроков ремонта. И это по-настоящему творческий и интересный процесс.

Всё это детали, хотя и очень важные, а суть проекта заключается в простой миссии — сделать ежедневную жизнь людей немного качественней и продуманней, чем она была до ремонта. Именно поэтому нам так важно оптимизировать наши цены, сроки и процессы — чтобы проект имел возможность масштабироваться. Нам очень важно разрабатывать детали, из которых состоит комфортная повседневная жизнь. Возможно, ты ещё не знаешь, где захочешь разместить своё рабочее место, — мы предусмотрели розетки у каждого окна, потому что считаем, что работать удобнее со светом, падающим слева. Подобные решения позволяют нам, с одной стороны, создавать готовый продукт, а с другой — делать его продуманным и удобным под каждого конкретного пользователя. Ведь каждый из нас проводит много времени у себя дома, и то, как организована среда вокруг нас, напрямую влияет на наше настроение и мироощущение.

   

Фотографии предоставлены сервисом «Сделано»