В спецпроекте «Дом-музей» архитекторы и дизайнеры рассказывают об эволюции интерьерного дизайна на примере отдельных предметов мебели — стульев, столов, светильников. Материалы подготовлены при поддержке международной выставки i Saloni WorldWide, которая традиционно собирает желающих познакомиться с основными трендами в мире дизайна интерьеров.

В этом году юбилейная, десятая московская выставка i Saloni WorldWide Moscow пройдёт с 15 по 18 октября в павильоне «Крокус Экспо 2».

 

 

Домашние светильники известны со времён древних греков — в эпоху Античности они назывались lampados и представляли собой ёмкости с маслом, в которые опускались скрученные наподобие фитиля растительные волокна. Привычные настольные лампы с абажуром появились только в XIX веке, и поначалу свет теплился в них так же за счёт горения масла. С развитием промышленности на смену масляным лампам, которые сильно коптили, пришли керосиновые. Принцип действия остался без изменений, но теперь вместо абажура над резервуаром с горючей жидкостью крепился стеклянный колпак, а яркость света можно было регулировать, меняя высоту фитиля. Поворотным моментом в истории домашнего освещения стал 1879 год, когда Томас Эдисон изобрёл лампу накаливания — с обновлением технологии освещения изменился и облик светильника: рабочая лампа приобрела ту суставную форму ножки, которая нам известна. Последнее значимое усовершенствование конструкции было сделано в 1930-е годы автомобильным механиком Джорджем Карвардином. В свою ставшую уже хрестоматийной лампу Anglepoise он добавил пружину, благодаря которой стало возможным не только нагибать ножку и направлять плафон, но и фиксировать светильник в нужном положении.

 

   


Надя Зотова
дизайнер интерьеров, создатель бюро
Enjoy Home


Работала редактором и стилистом в журнале Seasons и сменила профессию после окончания БВШД. Основанное ей бюро Enjoy Home специализируется на дизайне интерьеров квартир и загородных домов, в настоящий момент в нём работают шесть специалистов.

 

   

 

Lampe Gras

Бернар Грас (Bernard Gras), 1922 год.

Меня привлекают вещи с историей. Всегда приятно иметь дома не обычный светильник, купленный по случаю, а действительно знаковую вещь. Светильники Lampe Gras были изобретены в 1920-х годах для работников французских фабрик и бюро и с тех пор не меняли свой дизайн. Сейчас, когда старые заводы обретают вторую жизнь в виде модных лофтов, индустриальная эстетика пришлась как нельзя кстати.

 

Первую лампу инженер Бернар Грас собрал в 1922 году из стальных трубок, пары шарниров и никелированного абажура. Отсутствие сварных элементов стало её основным достоинством: ножка гнулась в разные стороны, а изменяя количество трубок и шарниров, можно было создавать десятки вариаций лампы и использовать её как настольную, настенную, напольную или даже потолочную. В комплекте с лампой шло два плафона — в зависимости от выбранной формы, конусообразной или полукруглой, менялась и площадь освещения. Lampe Gras сразу же стали использовать повсеместно: в проектных бюро, у фрезеровочных станков, в операционных. В середине прошлого века лампам Gras признался в любви архитектор Ле Корбюзье, причислив их к «типовым объектам» — гениальным в своей простоте предметам мебели, наряду с клубным креслом Maple и венским стулом Тонета. Lampe Gras также вошла в историю искусства: на кадрах фотохроники видно, как под абажурами узнаваемой формы творят художники Анри Матисс, Жорж Брак, Соня Делоне. Очередной виток популярности этих ламп пришёлся на 1980-е годы, когда в журналах появились фотографии интерьера дома Филиппа Старка, украшенного Lampe Gras. Пару лет назад Франция официально объявила Lampe Gras национальным наследием.

 

 

Skygarden

Марсель Вандерс (Marcel Wanders) для FLOS, 2007 год.

 

 Гениальное изобретение Марселя Вандерса, в котором соединились простота формы, контраст чёрного и белого, лаконичность и декоративность. Кто её только не скопировал, но оригинал, без сомнения, виден сразу. А какие потрясающие тени она даёт!

 

На создание Skygarden Марселя Вандерса вдохновила гипсовая розетка на потолке его гостиной. Большая и богато декорированная рельефом, она напоминала красивый сад, только в отличие от него не требовала ежедневного ухода. После переезда Вандерс так скучал по своему «висячему саду», что создал ему замену — гипсовый «сад» внутри большой алюминиевой полусферы, выкрашенной в белый, чёрный, золотистый или бронзовый цвета. Лампа излучает мягкий рассеянный свет и отбрасывает фигурные тени благодаря стакану-диффузору, накрытому пластиной из ажурного металла. Уже несколько лет эта лампа остаётся одним из самых продаваемых продуктов итальянской компании FLOS. Основанная в 1962 году в Мерано, эта фирма выпускает предметы освещения и интерьера для жилых и общественных помещений. Среди архитекторов, сотрудничавших в разное время с FLOS: Акилле Кастильони, Филипп Старк, Антонио Читтерио, Константин Грчич, Джаспер Моррисон, Патриция Уркиола, Рон Гилад, Ронан и Эрван Буруллеки и другие.

 

 

Sputnik

Джонатан Адлер (Jonathan Adler), 2012 год.

 

Я поклонница стиля 1950-х годов: эти интерьеры до сих пор не устарели, каждый год к ним заново обращаются дизайнеры в поисках вдохновения. Классический «Спутник», как следует из названия, был создан в честь запуска первого спутника Земли. С тех пор появилось множество версий, я уже неоднократно покупала винтажные экземпляры, но вот недавно увидела современную трактовку Джонатана Адлера. И, на мой взгляд, она ничем не хуже оригинала.

 

Авторство первой люстры «Спутник» приписывают итальянскому инженеру Джино Сарфатти. Однако с тех пор лампу столько раз цитировали другие дизайнеры, что «Спутник» стал скорее образом, чем конкретной моделью. Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало целому направлению в дизайне, известному как «атомная эра». Образцом дизайна того времени также считают вешалку Имсов с разноцветными шариками, которую можно встретить в каждой второй прихожей и детской в любом интерьерном блоге. В 1950-е Америка переживала не лучшие времена, в воздухе висело напряжение холодной войны, но, несмотря на это, именно лампа «Спутник» стала первым остроумным объектом в интерьерах, где раньше правили бал кувшины с петухами. В оригинальном варианте и ядро, и трубки были изготовлены из латуни. Позднее линейку материалов расширили: стали выпускать стальные, стеклянные, пластиковые основания, добавили дополнительные украшения, усложняющие конструкцию, но идея лампы осталась прежней. Сейчас «Спутник» является одной из самых культовых и востребованных ламп на просторах того же eBay. Но с каждым годом доступных оригинальных ламп становится всё меньше — бум на ретро даёт о себе знать.

 

 

Ribbon

Canopy Designs, 2012 год.

 

Мне нравится идея использовать светильники в качестве украшения интерьера — я воспринимаю люстры как дорогую бижутерию, которая может сделать выигрышным даже самый скромный наряд. За такими люстрами-украшениями я чаще всего отправляюсь в Canopy Designs, моя любимая из их новинок — романтическая люстра с хрустальными бантами.

 

Люстры из хрусталя появились в Европе в XVI веке и стали очень популярны во время правления Людовика XIV, которого прозвали «Королём-Солнце» именно за любовь к роскоши. Тогда же родилось их современное название — в переводе с французского «lustre» означает «освещать, сиять». Поначалу так говорили только о хрустальных люстрах, однако позже этим словом стали называть вообще все потолочные светильники. Сейчас хрустальная люстра — это, скорее, гипербола: по большей части люстры всё-таки производят из стекла или искусно имитирующего его пластика. Французская и итальянская чувственность в новой обработке являются стилевыми ориентирами нью-йоркской компании Canopy Designs, которая специализируется на выпуске люстр, аксессуаров и бижутерии с 1993 года. Все эти изделия изготавливаются на небольшой фабрике неподалеку от Манхеттена усилиями всего тридцати человек — что обеспечило Canopy Designs репутацию одной из самых уважаемых местных марок с представительствами по всей Америке.

 

 

Amy

Delightfull, 2013 год.

 

Светильник получил своё имя в честь знаменитой причёски Эми Уайнхаус. Он нравится мне своими тонкими и изящными формами. А ещё он невероятно удобен и практичен, ведь направление луча света можно регулировать, уютно устроившись в кресле.

 

Delightfull — европейская компания со штаб-квартирой в Португалии, которая специализируется на предметах освещения в стиле середины прошлого столетия. Напольная лампа Amy выпущена в память об Эми Уайнхаус, чей стиль восходил к тем же временам, что и истоки вдохновения Delightfull. Кроме фирменной бабетты Уайнхаус в дизайне лампы можно рассмотреть также круглую серьгу, которую певица носила в правом ухе — остроумный штрих для полноты образа. Как поясняют дизайнеры компании, внутренняя отделка абажура выполнена в золоте — цвете, который наиболее точно характеризует вокальные данные Эми Уайнхаус. Предмет целиком сделан вручную из латуни, дерева и алюминия — ровно в той же традиции, в которой изготавливали лампы 1950-х. Модельный ряд компании — микс цитат из прошлого с семплами из настоящего. В этом и кроется уловка: привычный пятидесятнический контур лампы при ближайшем рассмотрении оказывается удачной игрой с культовыми именами нулевых.