Российские уличные марки начали появляться относительно недавно. Ещё пять лет назад не особо заинтересованные вряд ли могли назвать что-то, помимо пары имён. Но в какой-то момент начало казаться, что всё резко поменялось: локальные уличные марки стали появляться не только в Москве, но и в других городах. Только вот закрывались они почти так же стремительно, как и открывались: непомерные амбиции, быстро заканчивающиеся деньги, ссоры с друзьями и по совместительству соинвесторами свели эту волну на нет.

The Village уже рассказывал о пяти создателях марок уличной одежды, которые не первый год успешно занимают эту нишу в России. Cегодня мы раскрываем истории ещё шести примечательных марок, которые успешно продаются в России. 

 

 

 Buttermilk Garments

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2013

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Дина Лубенцова

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
верхняя одежда — плащи, куртки
и пальто, а также юбки, бомберы,
свитшоты, шапки

СТОИМОСТЬ: 
от 1 000 рублей до 12 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
вещи марки можно найти в московских магазинах Twins Shop и «Хохловка»,
а также в питерском 8-store

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 1.

Официальной датой основания марки считается 2013 год, когда Дина Лубенцова, создатель ButterMilk Garments, ушла из офиса и начала работать на себя. Но фактически первые коллекции появились в 2010 году — тогда девушка окончила Британскую высшую школу дизайна. Несколько лет она совмещала работу пиар-менеджера в креативном агентстве с занятостью в собственной марке, но в итоге было принято решение развиваться дальше только в профессии дизайнера одежды, так как именно этого ей хотелось с самого детства.

ButterMilk — одна из четырёх вершин на знаменитом горнолыжном курорте Аспен. Это название вдохновило дизайнера, поскольку оно наилучшим образом характеризует специфику марки: в основном это верхняя одежда, которая ассоциируется с защитой от холода и снега.

Сейчас Дина работает самостоятельно, но фактически есть много людей, которые ей помогают и поддерживают. Совсем недавно в штате компании появился первый сотрудник, он занимается продвижением марки в социальных сетях. Сама Дина занимается разработкой коллекции: сначала выбирает материал, делает макеты из ткани на манекене, потом строит лекала. Дальше конструктор вносит правки, изделие адаптируется к производственному процессу, с помощью специального оборудования строится градация и только после этого запускается отшив тиража. Все вещи марки производятся в Москве.

 

У каждой компании должна быть своя «ДНК», в случае с ButterMilk Garments — это современная непромокаемая одежда для города, практичная и актуальная

 

Продвижение ButterMilk Garments происходит через соцсети, в основном это Facebook, Instagram и Vkontakte. Также марка всегда принимает участие в «Ламбада-маркете» и присутствует и на других фестивалях, таких как Faces & Laces, или в профессиональных мероприятиях Британского совета.

В самое ближайшее время начнёт работать интернет-магазин ButterMilk Garments с возможностью доставки в любую точку России. По словам Дины, собственная площадка продаж — это практически единственная возможность сохранить приемлемые цены на свой продукт на данном этапе развития. Марка старается поддерживать демократичные цены: к примеру, непромокаемая куртка на вискозной подкладке стоит 5 600 рублей, что сопоставимо с ценой вещи из сегмента масс-маркета. По словам Дины, у каждой компании должна быть своя «ДНК», в случае с ButterMilk Garments — это современная непромокаемая одежда для города, практичная и актуальная.

По словам Дины, документооборот и бухгалтерия — отдельная головная боль для неё. К счастью, сейчас появляется всё больше онлайн-программ, которые решают эти задачи бизнеса. Подключение к бухгалтерским и юридическим сервисам — наилучший выход для творческого предпринимателя.

   

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 3.

Дина Лубенцова

Отсутствие государственных программ, адаптированных для микробизнеса, высокие кредитные ставки в банках не дают возможности развиваться так быстро, как хотелось бы. Свой бизнес — как ребус. Всё время что-то складывается, а что-то — нет. Это постоянные риски. Это умение принимать рациональные решения быстро, взвешенно и без лишних эмоций. Брать на себя ответственность за происходящее.

   

 

 

Afour

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2009

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Владимир Григорьев

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
кроссовки, мокасины,
ботинки

СТОИМОСТЬ: 
от 1 000 рублей до 9 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
можно найти в шоу-руме Afour,
в питерских магазинах Footbox и Zeefear,
в Челябинске и Екатеринбурге, а также заказать на сайте марки

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 4.

По словам Владимира, основателя и идеолога, тестовый запуск марки состоялся в 2008 году, когда они с другом решили создать собственное дело. Правда, чуть позже Владимир решил всем заниматься один, без напарников, и в 2009 году Afour официально запустилась как обувная марка. Как часто бывает, изначальное решение заняться собственной маркой пришло в силу нехватки в Питере нормальных обувных магазинов, где можно было бы найти интересные модели; количество кроссовок и кед было достаточным, но модели оставались однообразными.

Первые модели отшивались на фабрике, где работала мама друга, она же помогала с конструированием. В то же время Владимир продолжал совмещать свою основную работу — графическим дизайнером — с собственным делом. Параллельно пришлось учиться шить, изучать все детали производства.

Главные сложности, с которыми пришлось столкнуться, — это нехватка хороших материалов в России и «совковый» подход к производству на фабриках. Работникам намного проще потратить время на производство тридцати пар чёрных сапог, нежели на изготовление одних качественных кроссовок. Никто не хочет браться за небольшие объёмы работы. Хороших российских материалов для изготовления обуви найти так и не удалось, основные комплектующие приходится заказывать из Европы.

Сейчас у компании собственный цех. Всего маркой занимаются пятеро человек, за дизайн и конструирование отвечает Владимир. По его эскизам отшивается пробная партия, которую ребята зовут «франкенштейнами», после чего идёт подгонка и тестовая носка: тестируется обувь на друзьях, которые ведут активный образ жизни и выявляют недочёты.

 

Главные сложности, с которыми пришлось столкнуться, — это нехватка хороших материалов
в России и «совковый» подход
к производству на фабриках

 

Стартовым капиталом стали полмиллиона, которые ушли на материалы, оборудование и мастерскую. Окупаться марка начала лишь спустя три года. У марки нет большого магазина в центре. Подняться выше «нуля» на данный момент возможности нет. Маленькие же магазины готовы брать обувь только на реализацию (то есть выплачивать деньги за товар только после продажи всей партии), но не спешат заниматься продвижением или рекламой. Большая часть денег по-прежнему уходит обратно в производство: на новые материалы, оборудование и улучшение сайта.

Первыми покупателями стали друзья, они же превратились в живую рекламу. По мнению Владимира, самый лучший способ заявить о себе — сарафанное радио, а также участие в городских мероприятиях вроде маркетов. На счету Afour — несколько «Ламбад» и Faces & Laces. Также продвижению способствуют социальные сети, особенно полезно это было пять лет назад, когда марка только запустилась, общение с людьми во «ВКонтакте» стало одним из лучших способов рассказать о себе.

Два года назад Владимир принял нелёгкое решение и ушёл с предыдущей работы, так как совмещать стало невозможно. Сейчас основной площадкой марки остаётся онлайн-магазин; здесь можно найти наиболее полную линейку. Также существует шоу-рум при производстве, посетителям тут помимо покупки предлагают экскурсию по цеху. Небольшую часть кроссовок можно найти в питерских магазинах, а также в Sneakerhead на Трубной; для них ребята сделали лимитированную рождественскую коллекцию.

В августе Afour исполняется пять лет; свой юбилейный стенд марка готовится представить на Faces & Laces. Также в этом году выйдет пять ограниченных серий. В дальнейших планах — открытие собственного магазина в центре Питера и расширение производства.

   

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 8.

Владимир

Как говорил Ричард Брэнсон: „Я люблю, когда меня плохо обслуживают”. Всё началось ещё тогда, когда мы катались на скейтах. Заполучить желанную модель было очень сложно. Сначала в магазинах не было практически ничего, потом появилось некоторое разнообразие, но оно скорее отражалось на количестве, нежели качестве. В итоге все ходили в одинаковых кедах. Тогда появилась идея создания уникальных моделей, которых больше ни у кого не было бы. Первыми покупателями стали опять же друзья. Окупаться мы стали сравнительно недавно, но главное, что мне интересно заниматься собственным делом. Ради этого даже отказался от предыдущей работы, которая мне, к слову, тоже приносила удовольствие.

   

 

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2012

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Сергей Ночовный

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
ботинки и кроссовки, одежда, аксессуары

СТОИМОСТЬ: 
от 2 000 рублей до 5 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
марка представлена в Sneakerhead и нескольких других московских магазинах,
а также в Минске, Ростове, Самаре
и других городах.

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 9.

Марку Сергей с партнёрами основал в 2012 году. К тому моменту он уже прожил в Китае около пяти лет, занимался бизнесом, связанным с поставками в Россию одежды и обуви, и имел опыт в розничных продажах в России. Для него открытие собственного дела стало логичным шагом, делом времени. Название придумали коллективно, ребятам было важно, чтобы в названии были слова «одежда» (apparel) и «медведь» (bear), как символ России. Третье слово добавили, чтобы аббревиатура получилась красивая; так появилась ABC. 

Сейчас из людей, которые начинали ABC, в проекте остался только Сергей. По его словам, особых сложностей нет, кроме вечной борьбы за качество; при маленьких тиражах невозможно размещать заказ на серьёзных производствах. Производство ABC базируется на небольших фабриках в Китае. Известная история — производственные мощности в Китае позволяют делать многое, чего в России невозможно. Дизайн разрабатывают друзья-дизайнеры, хотя никакого сложного дизайна, по мнению Сергея, у марки нет; это скорее базовые вещи с узнаваемой символикой.

За всё время ребята вложили в марку около 30 000 долларов. На данный момент эти деньги уже «отбиты». Правда, сейчас компания столкнулась с трудностями другого рода: никак не удаётся собрать команду. По словам Сергея, в России сложно найти ответственных партнёров, которые были бы готовы какое-то время работать за идею, чтобы выйти на определённый уровень и начать зарабатывать. В планах — искать дистрибьютора на территории России, чтобы полностью сосредоточиться на выпуске. 

Что касается раскрутки, то сложностей в тот момент не возникло. В России, по мнению Сергея, не так уж много своих марок, мало событий. Поэтому, делая что-то интересное, сложно остаться без внимания. Ну и конечно, лучшей рекламой стало сарафанное радио и друзья. В частности, ABC понравилась беговому клубу RURC.

Помимо марки у Сергея есть собственная бизнес-компания, которая занимается организацией импорта из Китая. Это приносит куда более существенный доход. В дальнейших планах — наладить продажи, обновить сайт и пополнить команду хорошими дизайнером и дистрибьютором.

   

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 12.

Сергей

Особых сложностей нет, кроме вечной борьбы за качество. К сожалению, при маленьких тиражах невозможно размещать заказ на серьёзных производствах. Ну и вопрос продаж стоит остро. В общем, замкнутый круг. Но мы его разорвём!

Производственные мощности в Китае позволяют делать многое, чего в России нет возможности сделать. В этом смысле проблем мы не испытываем.

   

 

 

Anteater

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2007

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Никита Яруцкий

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
мужские ветровки, футболки, толстовки, рюкзаки, кепки, а также кошельки,
шапки и солнцезащитные очки

СТОИМОСТЬ: 
от 400 рублей до 3 500 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
марка преставлена более чем
в традцати городах в России, а также
в скейт-шопах в Швейцарии, Англии, Испании, Хельсинки и в онлайн-магазине Anteater

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 13.

Питерская марка Anteater появилась в 2007 году. Её основатели — Никита и его отец, так что дело можно назвать практически семейным. Всё началось с сайта об уличной культуре и экстремальных видах спорта Creammag.ru, который Никита вёл на протяжение нескольких лет, для которого Anteater в 2006 году делает серию фирменных футболок. Они пользовались хорошим спросом, тогда к основателям пришло решение начать развивать собственную марку одежды. Во многом способствовало и образование Никиты  — как и большинство создателей уличных марок, по профессии он графический дизайнер.

Название было выбрано случайно, по словарю, слово Anteater (с английского переводится как «муравьед») показалось основателям достаточно забавным, чтобы стать именем и логотипом марки.

Anteater фокусируется на производстве простых повседневных вещей, в которых было бы удобно кататься на скейте или рисовать граффити. Для разработки принтов для футболок марка активно привлекает российских иллюстраторов и уличных художников.

На данный момент на счету Anteater несколько коллабораций, в том числе с американской маркой кроссовок Saucony (в сотрудничестве с ней Anteater сделали ограниченную серию беговой модели Jazz), а также с испанской маркой Laser Barcelona. Совместные коллекции в разное время можно было найти в скейт-шопах в Англии, Швейцарии, Испании и других странах Европы. Впрочем, основной аудиторией всё равно остаётся Россия.

Офис у компании появился лишь несколько лет назад, когда Никита понял, что перестаёт справляться со всем объёмом работы, и пришлось искать помощников. По словам Никиты, сложно сказать, в какой момент марка начала приносить стабильный доход; строгой бухгалтерии никто не ведёт. Но в любом случае, практически вся прибыль вновь уходит в производство и распределяется на дальнейшее развитие марки.

По мнению Никиты, успеху Anteater во многом поспособствовало то, что в 2007 году в Питере и Москве было не так уж много небольших российских марок, а значит, и особой конкуренции тоже не было. К тому же благодаря работе в Creammag на тот момент вокруг Anteater уже сложился свой круг покупателей и единомышленников.

В дальнейших планах — расширение линейки. К одежде и обуви прибавятся аксессуары, нижнее бельё, рюкзаки, солнечные очки и другие мелочи.

   

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 17.

НИКИТА

Мы делаем очень простые вещи — в общем, незамысловатую одежду. Производятся все вещи на фабриках в Питере. Но сложности, с которыми пришлось столкнуться, вполне рядовые: отсутствие тканей и оборудования, непрофессиональные работники, с которыми пришлось долгое время работать, прежде чем прийти к удовлетворительному результату. Сказать, что мы пытаемся выбраться на европейский рынок, не могу, наша аудитория всё же — это Россия. И, в принципе, работать нам здесь нравится.

   

 

 

Code Red

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2006

ОСНОВАТЕЛЬ: 
 Дмитрий Аске, Александр Селиванов
и Александр Чичикалов

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
мужские куртки, свитшоты, рюкзаки, футболки, книги и аксессуары

СТОИМОСТЬ: 
от 1 000 рублей до 20 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
вещи Code Red можно купить в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Калуге,
Нижнем Новгороде, Новосибирске, Орле, Петрозаводске, Подольске, Ростове
и других городах России. В Москве флагманский магазин Code Red располагается на Кузнецком Мосту.
Также вещи можно заказать онлайн 

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 18.

Code Red появился как граффити-журнал в 2004 году. Один из трёх ключевых членов команды — Александр Селиванов, также известный как Поэт, — был основателем отечественного сноубордического бренда LMA, который занимался производством технологичной одежды. Два других основателя работали в LMA графическими дизайнерами. Поскольку граффити-журналы денег почти не приносят, было решено попробовать выпускать вещи под маркой Code Red. Всего бизнес-партнёров на данный момент трое; один отвечает за производство, второй — за оптовые продажи, третий — за онлайн-издание Code Red, дизайн вещей и частично за коммуникации с общественностью. Также в проекте задействовано ещё пять человек, не считая четырёх продавцов, работающих в магазине.

Название Code Red выбирали для журнала. Планировалось обмениваться с иностранцами и распространять журнал за границей, поэтому название было решено сделать на английском: во времена холодной войны это словосочетание в США обозначало ядерную атаку со стороны Советского Союза. 

Изначально марка была ориентирована на читателей журнала. Сейчас марка ориентируется на творческих людей, которые так или иначе связаны с граффити, стрит-артом, дизайном, искусством и уличной культурой.

Основная сложность, по словам Александра, состоит в налаживании чёткой работы производств. Также необходим постоянный и строгий контроль качества — это главный момент. Существует нехватка в действительно квалифицированных сотрудниках на производствах — людей, которые развиваются и обогащают опыт. Также сейчас из-за всё возрастающего интереса к российским маркам начинается неизбежная нечестная игра: переманивание сотрудников, ложь, подкупы, копирование изделий, продажа поддельной продукции.

 

Марка ежегодно участвует
в выставке Faces & Laces, а также периодически поддерживает различные выставки молодых художников и граффити-фестивали

 

Производство Code Red базируется в России, часть цехов находится в Москве, другая — в Подмосковье. Дизайном всех вещей ребята занимаются сами. Иногда они выпускают совместные релизы с различными субкультурными художниками, магазинами и марками. Марка не создаёт коллекции, но выпускает новые релизы небольшими партиями и достаточно часто.

Бюджет компании стал формироваться ещё со времён издания печатного журнала Code Red. Печать первого номера в 2005 году больше чем наполовину окупили деньги рекламодателей, а каждый следующий тираж выходил за счёт заработанных с продаж предыдущего номера денег и рекламы. Впрочем, вся прибыль всё равно шла в бюджет проекта. Первые сумки Code Red были выпущены на деньги из этого бюджета. После этого марка начала выпускать другие вещи и увеличивать оборот, так что убытка не было. В 2010 году Code Red выпустили коллекцию спортивных штанов и толстовок с маской в капюшоне. После этого в течение года оборот стабильно увеличивался. Следующим большим шагом стал выпуск зимних курток в 2012 году. С 2005 по 2012 год практически вся прибыль шла в дело. Сейчас же Code Red приносит доход, который позволяет развиваться и двигаться дальше.

Марка ежегодно участвует в выставке Faces & Laces, а также периодически поддерживает различные выставки молодых художников и граффити-фестивали. 

Второе по значимости направление деятельности Code Red — это интернет-издание Code Red, которое стало преемником печатного журнала. Помимо ежедневных новостей и подборок фотографий, здесь появляются авторские статьи о граффити, стрит-арте, дизайне, искусстве и уличной культуре. Кроме того, у Code Red есть небольшая марка одежды Trude, а в этом году запустился новый проект — автомастерская Code Red Garage

   

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 21.

Дмитрий

Мы всячески поддерживаем идею отечественного производства и выражаем уважение всем российским маркам, которые развиваются и разрушают стереотип о несостоятельности местных уличных брендов. Мы все вместе должны работать над тем, чтобы носить российские марки считалось хорошим тоном. Покупая местные вещи, люди поддерживают экономику собственной страны. Очень радостно видеть, что за последние пару лет интерес к российским брендам очень вырос и что близкие нам идеи воплощаются нашими коллегами. Приятно, что и молодёжи вовсе не чужды эти идеи и всё больше и больше людей начинает понимать и принимать это и поддерживать всех нас.

   

 

 

SH'U

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2012

ОСНОВАТЕЛЬ: 
 Андрей Кравцов

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
рюкзаки, мужские и женские
куртки, футболки

СТОИМОСТЬ: 
от 1 000 рублей до 3 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
найти вещи марки можно в онлайн-магазине SH'U, а также в магазинах
в Москве, Питере и нескольких других городах России 

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 22.

SH’U — одна из самых молодых марок в нашей подборке, появилась в начале 2012 года. Её основатель Андрей на тот момент как раз перебрался из Екатеринбурга, где на протяжении пяти лет занимался музыкой, в Питер. Здесь с музыкальной карьерой не заладилось, и Андрей начал шить. Предыдущая работа и образование Андрея, по его словам, к производству одежды никакого отношения не имели, так что всему приходилось учиться на практике, а зачастую и на собственных ошибках.

Название появилось само собой как ответ на вопрос друзей и знакомых: «Чем ты занимаешься?»

Среди главных трудностей, по словам Андрея, сложность всех процессов; во всём пришлось разбираться самому — разрабатывать дизайн вещей, договариваться с поставщиками, искать материалы и производство. Последнее нашлось в Питере, но и его в ближайшем будущем, возможно, придётся сменить; объём работы увеличивается, а значит, нужно предприятие побольше. Материалы приходится закупать частично в Европе, частично в Азии. По словам Андрея, в России материалы для пошива верхней одежды просто не производят, зато есть сносный хлопок и лён.

Как такового стартового капитала у марки не было, Андрей просто уволился с работы, а отпускные и последнюю зарплату вложил в собственное дело. Никаких расчётов и планов не было. По словам Андрея, прибыль во многом зависит от сезона — он может быть как удачным, так и нет. Большая часть вырученных денег по-прежнему уходит обратно в производство — на развитие марки и закупку материалов. Оставшиеся средства Андрей тратит на путешествия.

Специальных попыток раскрутить собственную марку Андрей не предпринимал, намного больше внимания он уделял участию в фестивалях и маркетах. Так первой выставочной площадкой для SH’U стал Sunday Up Market в Екатеринбурге. Андрей старается не пропускать «Ламбада-маркет» и другие ярмарки.

Также вещи марки часто можно видеть на музыкантах: всё началось с Евгения Фёдорова из Tequilajazzz, для которого Андрей сшил первый плащ. На данный момент в списке марки более десятка разносторонних музыкантов — начиная от Sunsay и группы «Кровосток» и заканчивая Korn.

Несколько лет назад Андрей ушёл со своей предыдущей работы и полностью сосредоточился на создании собственной марки и пошиве одежды. Сейчас марка превратилась в основную и постоянную работу, которая ни на что другое времени не оставляет.

Никаких далекоидущих планов у Андрея нет, он предпочитает просто сосредотачиваться на работе и уделять ей как можно больше времени; на данный момент полным ходом идёт подготовка зимней коллекции и расширение размерного ряда. В дальнейшем Андрею хотелось бы найти единомышленников, которым можно было бы делегировать часть полномочий, чтобы полностью сосредоточиться на создании новых моделей и коллекций.

   

Всё получилось: 6 российских уличных марок. Часть 2. Изображение № 25.

Андрей Кравцов

Одна из главных сложностей, с которой пришлось столкнуться, это даже не проблема поиска подходящего производства и материалов, намного сложнее найти единомышленников, которые смогли бы взять на себя часть обязанностей и помогать с развитием марки. Сейчас все процессы держатся на мне — это и продвижение марки, и логистика, и поиск материалов, и разработка дизайна. Объёмы работы растут достаточно быстро, поэтому справляться со всем в одиночку становится невозможно. Сейчас я активно ищу новых сотрудников, чтобы разделить с ними свои обязанности и полностью сконцентрироваться на том, что у меня получается лучше всего, — создавать одежду.