В Петербурге едва ли не ежеквартально появляются новые хорошие дизайнерские марки одежды. Какие-то живут не дольше сезона, другие быстро встают на ноги и покоряют Москву. Например, в этом году архитектор Анна Дружинина выпустила коллекцию одежды белого цвета и сумок из дерева и металла под брендом M_U_R, в лофте More Place заработал шоурум новой марки лаконичных кожаных сумок Maryand, а в мае в магазинах 8-store и «Мыльная белка» появились вещи из первой коллекции нового бренда дизайнера Юлии Чулковой Farvel

Фотографии

катя закливенец

Мы выбрали несколько небанальных петербургских марок одежды, появившихся в этом году, и поговорили с их основателями о том, какие ресурсы им понадобились для старта и что делать, если в России не найти качественных материалов. 

Конструкторское бюро свитеров Sheep on the Ship

 Анастасия Яковлева: Нас двое — Повилас Писклов и я. Мы долгое время трудились на благо часового завода «Ракета». Повилас был директором по продажам в головном офисе в Москве, затем — в дизайн-студии DEZA в Петербурге. Я работала на самом заводе в Петергофе, отвечала за пиар и продвижение. Со временем нам стало тесно в рамках завода, и мы задумались о своём проекте.

Идея создания конструктора свитеров впервые появилась у Повиласа три года назад. Изначально он хотел делать некий набор стандартных узоров плюс была идея создания графического редактора, в котором человек мог сам нарисовать изображение для свитера. Хотелось создать полезный и удобный сервис, аналогов которого в России не было. 

Мы начали работать над проектом ещё зимой, но официально запустили сайт в июне. До этого связали партию свитеров друзьям и знакомым. Запуск постоянно откладывался, так как мы занимались бюро, одновременно работая в других проектах.

При поддержке друзей нарисовали и заверстали сайт-конструктор. До этого мы отвязывали пробные образцы, экспериментировали с пряжей. Наша базовая модель свитера — унисекс, необходимо было сделать её идеальной.

Мы нарисовали порядка 20 разных вариантов разделения, рассчитанных на два цвета, решили начать с самой простой, но от этого не менее эффектной. Цвета скурпулёзно выбирали таким образом, чтобы все они сочетались между собой. Фасон удался не с первого раза, было много примерок, проб и ошибок, но сейчас мы полностью довольны тем, как свитер сидит и на мужчинах, и на женщинах.

Вязать свитер решили с максимальным процентом шерсти: чем больше шерсти, тем свитер более тёплый, но и более рыхлый — материал хуже держит форму; однако нейлон делает шерстяную нить более эластичной. Мы пробовали искать шерсть в России, но тут всё не очень радужно: российская шерсть колючая, кроме того, красить её не то чтобы умеют, так что сейчас мы используем шерсть одной из крупнейших мануфактур на севере Италии, а также экспериментируем с пряжей других итальянских фабрик. Состав шерсти неизменен, наша идеальная формула — это 80/20. Мы используем 80%-ную шерсть ягнёнка — это первый пушок, он самый мягкий и приятный, круче только кашемир.

Где купить: на сайте бюро

Стоимость свитера: 5 тысяч рублей

Производство нашего свитера, несмотря на его визуальную простоту, — довольно трудоёмкий процесс. Всё усложняется двумя факторами: во-первых, мы вяжем свитера на промышленных машинах, но не в промышленных масштабах, а, как известно, запускать целый станок ради одной модели — это дорого. Поэтому себестоимость свитера очень высокая. Во-вторых, пряжа разных цветов по-разному ведёт себя в процессе производства, а учитывая, что перед и спинка вяжутся монолитно, каждые сочетания цветов мы докраиваем вручную. Это добавляет к процессу ручной труд. Который, кстати, на этом не заканчивается: свитер состоит из пяти отдельных частей, которые нужно ещё сшить воедино. 

Из машины купоны (части свитера) выходят жёсткими, и, чтобы шерсть стала мягкой, пушистой и приятной на ощупь, их нужно постирать в специальном растворе (формула которого также появилась методом проб и ошибок), высушить в горизонтальном положении, отпарить, докроить, сшить. В общей сложности над одним свитером трудится несколько человек и машин.

Пока что мы откатываем процесс и готовимся к сезону захватить рынок. Наш клиент — это человек, который совершает покупки в интернете. С одной стороны, тот, кто ищет базовую вещь на каждый день (например, свитер одного цвета), а с другой — тот, кто устал от засилья масс-маркета и хочет выделяться даже в рамках базового гардероба. За счёт того, что свитер у нас без явных признаков зимы (типа рисунков снежинок и оленей), мы не считаем его сезонным. Друзья не раз рассказывали, что к ним подходили люди на улице и спрашивали, что за свитер.

Мы планируем продолжить осваивать свитерное дело. В ближайшей перспективе — новые геометрические разделения, более сложные, с большим количеством цветов, а также исследования новых цветов и сочетаний. У нас нет цели заработать все деньги мира, мы просто хотим заниматься любимым делом и радовать людей.

Нижнее бельё и одежда для дома Innira

 Инна Анисимова: У Innira две основательницы: я и Ирина Нарышкина. Мы пришли к собственной марке из разных сфер: я — из аудита и контроля качества, Ирина — из финансовой области. У нас очень схожее мировоззрение и ценности, что помогло с самого начала выстроить работу синхронно. Сейчас над маркой трудится восемь человек — в основном над производством. Мы рассматривали различные варианты организации производства: в разных городах и даже странах, но быстро сошлись на том, что это будет местное производство со швеями высокой квалификации. Это немного повышает себестоимость продукции, но результат того стоит. В ближайшее время в нашей команде появятся ещё три сотрудника — они будут заниматься маркетингом.

Серьёзной опорой для нас оказалась дизайнер-конструктор Валерия Кучеренкова: она помогла разработать коллекцию — от эскизов до первых опытных образцов. Вместе мы столкнулись и с первыми трудностями — они были связаны с материалами: найти качественную натуральную ткань или кружево нужной цветовой гаммы в небольших объёмах на российском рынке оказалось крайне проблематично. На сегодняшний день в наших изделиях ткань итальянская, кружево латвийское, а фурнитура, в частности ленты, немецкая. Цена на изделия складывается из стоимости материалов, пошива, разработки и апробирования лекал и, конечно же, включает «слой» маркетинговых издержек.

Идея создания натурального качественного и изысканного нижнего белья и одежды для дома появилась около двух лет назад. Дело в том, что именно качественного и натурального белья на российском рынке очень мало, поэтому мы руководствовались в первую очередь тем, что сами хотели его носить. Вы можете купить на рынке хлопковую белорусскую сорочку за 500 рублей или шёлковый комплект в «Дикой орхидее» за 35 тысяч рублей — а достойный, эстетичный продукт в среднем ценовом диапазоне найти очень непросто.

Бельё — это самый близкий к нам элемент одежды, самый чувственный, он больше всего соприкасается с телом и влияет на его состояние. Зачастую мы это упускаем из виду, увлекаясь новыми модными трендами в одежде и не думая, что под ней. Innira — для тех, кто не забывает заботиться о своём теле.

Где купить: на сайте; в магазине
Freedom Store в ТК «Невский центр»

Стоимость шёлкового халата с итальянским кружевным поясом — около 15 тысяч рублей; сорочка из тонкого хлопка с кружевной отделкой — 9 тысяч рублей; шорты и майки — от 4 тысяч рублей.

Реальную работу мы начали только восемь месяцев назад. Пришлось немало вложиться. Первое — это время: несколько месяцев назад нам пришлось оставить все смежные проекты и с головой уйти в развитие марки. Второе — финансы: на сегодняшний день мы вложили 400 тысяч рублей и планируем ещё инвестиции. Своим днём рождения мы считаем 21 мая 2016 года — это был первый выход в свет марки Innira: мы участвовали в фестивале локального бизнеса «Искра». Там мы продали нашу первую вещь и получили первое предложение о размещении в магазине. Но реальные шаги по продажам состоятся вот-вот: это запуск полноценного интернет-магазина на нашем сайте, с возможностью доставки по всему миру. Также недавно вещи из нашей коллекции появились в магазине Freedom в «Стокманне» (ТЦ «Невский центр»). 

Первая коллекция выполнена с элементами ретростиля, чтобы привнести больше нежности и изысканности. Естественная сексуальность создаётся с помощью полупрозрачных шёлковых тканей, лент и кружев. Первая коллекция включает около 30 моделей: это халатики, лифы, шорты, сорочки и майки.

Наша покупательница — это современная городская женщина, которая следит за модой, но абсолютно не зависит от неё. Она самодостаточна, с утончённым вкусом и много внимания уделяет здоровому образу жизни, а также ценит качество и естественность. Она выбирает натуральные ткани и изделия ручной работы. 

Феминизм и киномания от narvskayadostava

 Лёля Нордик: narvskayadostava — это я и Оля Шаповалова. Несколько лет мы занимаемся современным искусством, действуем как самостоятельные художницы, а также сделали много совместных проектов как независимая арт-группировка narvskayadostava. Оля изучала современное искусство в школе Родченко, до этого училась конструированию одежды в Петербургском лицее моды, была совладельцем селекционного магазина винтажной одежды. Я училась в Университете кино и телевидения, занимаюсь видео, музыкой и фотографией, три года работала в журнале «Сеанс».

Наш творческий тандем начался с организации тематических вечеринок Сheap’n’Chic, лейтмотивом которых был рок-н-ролл старой школы, эстетика 90-х и движение girl power. Тогда мы впервые столкнулись с пренебрежением нашим трудом и интересами в рабочих процессах. Мы были новичками, и владельцы клубов часто могли позволить себе заплатить нам меньше за диджей-сет или вообще не заплатить, не боясь нарушить договоренности, потому что мы «всего лишь какие-то девочки».

Примерно в этот период мы стали сторонницами фемдвижения, придумали проект #narvskayadostava и создали свой паблик G R R R L. Одежда нашей марки отражает определённую субкультурную эстетику, которую мы пропагандируем в паблике. Нельзя отнести это к какому-то конкретному стилю или направлению, это совокупность взглядов и культурных явлений, которые нам близки. Это совершенно определённый набор музыки, фильмов, образов девушки и юноши, тонкая смесь эпох, своеобразный микс андеграунда и поп-культуры.

Сначала мы запустили партию носков, придумав дизайн и вложив свои собственные деньги в производство. Затем также выпустили футболки. Небольшой тираж всех вещей обусловлен, в частности, тем, что у нас нет финансовой возможности за раз производить одну модель сотнями. С другой стороны, в лимитированности коллекции есть свои плюсы, ты всегда знаешь, что такая вещь есть только у небольшого количества людей, которые в теме.

Идея сделать футболки «Курьер» пришла в связи с сеансовским проектом «Кино в городе». В рамках цикла кинопоказов «Отражения» команда журнала проводила петербургскую премьеру отреставрированной версии фильма «Курьер», а мы придумали сделать специальный мерч к показу. За несколько месяцев до этого мы уже успели выпустить носки RIOT GRRRL и готовились к созданию полноценной коллекции одежды.

Где купить: Instagram, «ВКонтакте», Facebook, магазин 8-store

Стоимость: носки RIOT GRRRL — 400 рублей, футболка «Курьер 1986–2016» — 1 500 рублей

Фильм «Курьер» — один из нескольких советских фильмов эпохи перестройки, оказавших на нас большое влияние. Успех футболок «Курьер» повлиял на решение дополнить нашу «рок-н-ролльную» коллекцию линейкой футболок с символикой других фильмов. Скоро эти вещи появятся в продаже в ограниченном количестве.

Идеи новых вещей приходят постоянно, жаль, нет столько денег, чтобы максимально быстро всё воплощать. Все идеи мы записываем, затем вдвоём обсуждаем, прикидываем стоимость реализации и дальше решаем, чем можно заняться сейчас, а что отложить на потом. Дальше мы отрисовываем дизайн, делаем тестовые модели, вносим правки и запускаем партию в производство. Материалы ищем на складах, в секретных недорогих магазинах ткани, которые знаем давно. Плюс у нас есть несколько друзей, которые уже добились успеха в сфере дизайна одежды, к ним всегда можно обратиться за советом.

В сегодняшней ситуации при небольшом тираже продавать вещи по низким ценам невозможно. Но мы стараемся делать наши вещи доступными. В стоимость футболки мы закладываем её двойную себестоимость (чтобы окупить вложенные средства и вложить ещё столько же в новое производство) и небольшой плюс прибыли. Футболка «Курьер» сейчас стоит 1 500 рублей, а носки RIOT GRRRL — 400 рублей. Это дешевле, чем средняя цена футболок с принтами у других локальных российских брендов, и дешевле аналогичных носков с рисунком в местных магазинах. При этом тираж наших вещей ограничен, что должно поднимать их стоимость. Например, футболок «Курьер» запланировали сделать всего 50 штук — и всё. То есть после продажи 50-й они закончатся и уже никогда не будут допечатываться — это повышает их ценность. На самом деле, на цену жалуются исключительно друзья и знакомые, которые клянчат скидку, а то и вовсе футболку в подарок. Люди, которые заказывают вещи через паблик или Instagram, пока не жаловались на стоимость вещей.

Наш бренд — это продолжение нашей арт-деятельности, на данном этапе мы стремимся в первую очередь реализовать свои идеи и воплотить в жизнь одежду, о которой сами мечтаем. Отталкиваться от того, что лучше продаётся и чего жаждет среднестатистический покупатель, — не наш принцип.

В сентябре мы сделаем в Петербурге презентацию полной коллекции, вещи из которой сразу поступят в продажу, после этого мы тут же приступим к разработке новой коллекции.