До прошлого года каждый сезон в Москве проходили три недели моды: Cycles & Seasons by MasterCard, Mercedes-Benz Fashion Week Moscow и Volvo Fashion Week Moscow. Cycles & Seasons была главным событием московской фэшн-индустрии. Но спустя три года существования она закрылась, а ей на смену пока не придумано ничего стоящего. Осталась неделя моды под брендом Mercedes-Benz с огромным списком дизайнеров, среди которых внимания заслуживают единицы. Volvo Fashion Week Moscow сменила спонсора, теперь проходит при поддержке Минпромторга и называется «Неделя моды в Москве. Сделано в России». И меньшее количество дизайнеров тут едва ли объясняется более тщательной выборкой.

Бесконечный список участников MBFW уже не вмещается в рамки недели. Организаторы, кажется, отбирают дизайнеров по принципу платёжеспособности: если у марки есть средства на оплату стенда для презентации или зала для показов, то её пёстрые валенки, беспомощно кричащие платья из розового плюша и нелепые головные уборы, скорее всего, будут демонстрироваться в странных локациях с перерывами на промо Colgate, коллаборации с местными текстильными фабриками и собирающие аншлаг показы приглашённых второсортных иностранцев. Но даже такие хитрые ходы не заставят посетить эти мероприятия байеров Colette, журналистов Fantastic Man и блогеров вроде Сьюзи Баббл, которых можно было встретить на Cycles & Seasons.

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 1.

Тем временем прежние участники C&S либо показываются за границей, где и продаются, либо выпускают лукбуки или делают показы отдельно от всех. Официальная причина закрытия C&S в том, что неделя выполнила первоначальную задачу: рассказала о новых и перспективных дизайнерах всем, кому могла. Вещи Вики Газинской, Кирилла Гасилина, Нины Неретиной и Дониса Пуписа, не говоря уж об Александре Терехове, Вардуи Назарян и многих-многих других, продаются в лучших магазинах, регулярно встречаются в блогах уличной моды и в Tumblr.

Год за годом в расписании недель, как в заново изобретённом молодым шеф-поваром винегрете, стоят вперемешку жёны олигархов, Валентин Юдашкин, вчерашние выпускники Британки и МГТУ имени Косыгина, вечные Леонид Алексеев, Алёна Ахмадуллина (которая в этом году участвует сразу в обеих неделях, хотя и с разными коллекциями), Игорь Чапурин и бывшие участники «Дома-2». Отдельный пласт — Александр Арутюнов с одноимённой маркой, Pirosmani Жени Малыгиной, ювелир из Екатеринбурга Георгий Рушев, за которых хотя бы не стыдно.

Несмотря ни на что, каждый сезон на российских неделях моды появляются новые имена. Кто-то приезжает с других, меньших по масштабу недель из соседних стран, кто-то идёт туда с первой коллекцией после университета.

 

Наталья Гончарова

владелица и дизайнер
Natalia Goncharova

  

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 11.

Наталья Гончарова

Перед тем, как создать марку дизайнерской одежды, я окончила английскую школу персональных стилистов Color Me Beautiful. После этого получила степень МВА, и это придало мне уверенности, что я смогу создать успешный бренд. Благодаря своему образованию, я могу совмещать творчество и бизнес, хотя в российской фэшн-индустрии сочетать эти две вещи сложно. Что касается специального дизайнерского образования, то у меня его пока нет. В ближайшем будущем планирую пойти учиться по направлению «дизайнер одежды».

В поисках качественных тканей, специальной литературы и хороших материалов, я посещаю большое количество выставок и мероприятий в Европе. Меня спрашивают, зачем создавать свой бренд в России и нет ли желания уехать. Я не хочу уезжать. Когда близкие вам люди болеют, вы уезжаете от них? Вот и я люблю свою страну. Мне здесь нравится, хотя есть определённые проблемы модной индустрии: трудовые ресурсы, ткани, таможня, финансы, регистрация товарного знака. Себестоимость моей одежды высока: дорогие материалы, производство, много ручной работы. Из-за этого формируется цена выше среднего. Стоимость платья, например, 40−50 тысяч рублей.

Несмотря на все сложности я решилась сделать свой первый показ благодаря случаю – я отправила Елене Кулецкой, программному директору Mercedes-Benz Fashion Week Russia, свои эскизы, и она ответила: «Вперёд». Естественно, наша площадка до уровня европейских недель не дотягивает. Но в Европе эта сфера развивалась десятилетиями, а у нас только на этапе становления. Критиковать и сомневаться во всём и всех каждый может, а вот пытаться сделать что-то для развития не только своего дела, но и индустрии в целом могут единицы.

 

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 12.

На неделю моды я попала так: отправила Елене Кулецкой, программному директору Mercedes-Benz Fashion Week Russia, свои эскизы, и она ответила: «Вперёд». Естественно, наша площадка до уровня европейских недель не дотягивает. Но в Европе эта сфера развивалась десятилетиями, а у нас только на этапе становления. Критиковать и сомневаться во всём и всех каждый может, а вот пытаться сделать что-то для развития не только своего дела, но и индустрии в целом могут единицы.

  

 

Янина Вехтева

дизайнер Yanina Vekhteva

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 14.

Янина Вехтева

После долгой работы в ателье Юлии Николаевой, учёбы в МГТУ им. А. Н. Косыгина, работы с индивидуальными клиентами и постоянного участия в Sunday Up Market я решила наконец создать свой бренд.

В годы моей учёбы факультет прикладного искусства МГТУ считался самым крутым в России. Поступить можно было 

только после прохождения дикого конкурса — мне удалось со второго раза. Мне повезло с преподавателями: они задали правильный вектор.

Однажды в интернете мою коллекцию нашла Эвелина Хромченко. И благодаря ей я получила грант на участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 15.

Ценовая политика марки — выше среднего. Одежду покупают те, кому это близко, и те, кто может себе это позволить. Вещи производятся в нашей мастерской на Китай-городе, а также, когда есть необходимость в тираже (который достигает пока не более 12 единиц одной модели), на дружественном производстве Рузанны Гукасян. Нашу одежду можно купить в московских шоу-румах, в онлайн-магазине Mascva.ru.

В неделе моды мы участвуем пятый раз. Это полезное мероприятие: можно завести новые знакомства, привлечь клиентов. Прямых заказов на неделе моды мы не получали ни разу. Я лично знаю только одного живого байера — это Наталья Соколова из Mascva.ru. Но, надеюсь, что это как бомба замедленного действия: присматриваются-принюхиваются, а потом — бах! Ещё неделя моды — это статус: вроде как ты больше не холостяк.

  

 

Кристина Капитанаки

дизайнер Kristina Kapitanaki

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 17.

Кристина Капитанаки

У моей семьи есть свой бизнес с собственным производством женской одежды под маркой Kristina, он на рынке уже около 15 лет — это масс-маркет среднего ценового сегмента. Но закончив работу в банковской сфере и поступив в Британскую школу дизайна, я решила создавать одежду люксового сегмента под новой маркой Kristina Kapitanaki.

Это одежда из натуральных дорогих тканей, с люксовой обработкой швов, сложного кроя и, соответсвенно, более высокого ценового сегмента. Британку я окончила в этом году и сразу решила сделать собственный показ в рамках российской недели моды в «Гостином Дворе». Большие плюсы — это реклама. Тебя видят, о тебе начинают писать, идут показы по ТВ, и, соответственно, начинаются продажи. Всё больше и больше дизайнеров стали показывать коммерчески выгодные коллекции, поэтому я понимаю предубеждения против наших недель моды. Мало кто из действующих участников показывает концептуальные, сложные коллекции, в отличие от западных коллег.

Что и требовалось показать: Как прошли московские недели моды. Изображение № 18.

В России молодому дизайнеру сложно развиваться, если нет финансовой подушки, нет связей и тем более если ты не хочешь на подиумах показывать чисто коммерческие коллекции, которые сулят только финансовую отдачу. Мне было легче, потому что я до поступления в школу упорно развивала свою вторую линию одежды, зарабатывала опыт и деньги. Многие дизайнеры сначала бросаются в сегмент люкс, а потом вынуждены выпускать более продаваемые коллекции, которые работают на крупный опт, а не на индивидуального покупателя, и это вынуждает выпускать на неделях моды на подиумы коммерческие проекты простого кроя из недорогих тканей.

  

 

Фотографии: Volvo-Неделя Моды в Москве / Facebookmfw.ru, mercedesbenzfashionweek.ru, shutterstock.com