Архитектор Дмитрий Кирсанов поделился с The Village опытом составления сметы ремонта и рассказал, как осуществлять контроль на всех этапах строительных работ.

Как сэкономить на ремонте и правильно составить смету. Изображение № 1.

Комментарий

Дмитрий Кирсанов, архитектор и директор
студии дизайна интерьеров I am Home

   

 У любой стройки должны быть две сметы: на ремонт и на предметы мебели. Речь пойдёт о всевозможных нюансах работы с первой. В своих рекомендациях я буду исходить из того, что вы нанимаете строительную бригаду, а не делаете ремонт самостоятельно. Каждый должен заниматься своим делом, но отдавать всё на откуп строителям и ждать, пока ремонт завершится сам собой, рискованно.

Работу со сметой лучше взять под свой контроль. Многие ошибочно полагают, что кухня ремонта понятна только профессионалам, поэтому разобраться в смете даже не пытаются. Так десятки и даже сотни тысяч рублей уходят на лишние материалы, переделки и таинственные «дополнительные расходы», которых на самом деле не существует. 

Какой должна быть строительная смета?

Все позиции в смете можно разделить на две категории: оплата работ и расходы на материалы. Часто, чтобы запутать заказчика, смету составляют хаотично. В результате вы получаете несколько листов с совершенно непонятными действиями, объёмами, материалами и сроками. Есть ещё один вариант: вам вручают смету только на работы, а по материалам отчитываются чеками. Но вы же понимаете, что чеки не доказывают ничего, кроме факта покупки. К примеру, закупленные материалы могут не доехать до вашей квартиры в полном объёме, оказавшись по пути на другом объекте. Конечно, не стоит воспринимать мои слова как призыв относиться ко всем строителям с предубеждением, ведь в любой профессии встречаются разные люди. Хочу лишь сказать, что ваша задача — держать под контролем все финансовые потоки во время стройки и насторожиться, если вам вручают подозрительную смету.

Как понять, что смета на материалы составлена верно

Попросите строителей заранее рассчитать все затраты на расходные материалы. Не верьте, если вас будут убеждать в том, что это невозможно. Точные размеры стен, пола и потолка известны, а значит, известно количество гипсокартона, направляющих и штукатурки. Также известен объём малярных работ — сколько уйдёт краски, обоев, грунтовки. И глубина стяжки под заливку пола не является секретом. Все эти знания и дают возможность рассчитать с точностью до 90 % все предстоящие затраты. К тому же всё это легко проверить, ведь на каждом товаре указано, каков его расход, а на сайте крупного строительного магазина можно найти и цены. Главное — не забудьте сами сделать замеры, исследуйте с рулеткой каждый угол. Без точного обмерного плана, в котором вы уверены, всё вышеперечисленное не имеет смысла.

В смете не должно быть позиций с размытыми формулировками. Всякие «непредвиденные расходы» и «дополнительные материалы» — эти пункты позволят спросить с вас любую сумму. Настаивайте на детальной расшифровке.

Как понять, что смета на работы составлена верно

Смета на работы должна быть представлена в двух видах. Первый — полный список работ, разделённый на разделы: общестроительные, отделочные, малярные, сантехнические и электромонтажные работы. Если разделы смешиваются друг с другом, вас хотят запутать. Вторая смета — тот же список, только в более общем виде, отражающий последовательность работ и график выполнения. Его удобно совмещать с графиком оплаты.

Я рекомендую использовать диаграмму Ганта. Попросите составить или сами составьте графики, где по вертикали будет список работ, а по горизонтали — даты.

Нелишним будет составить две такие таблицы. Первая — это план-график платежей, в котором указывается, когда и сколько нужно внести средств, чтобы нужные материалы оказались на объекте. Вторая таблица нужна для рабочей дисциплины. С помощью графика работ проще контролировать сроки и иметь чёткое представление, какие работы ещё нужно закончить, прежде чем заплатить строителям. Если пренебречь вторым графиком, может возникнуть путаница, в результате которой строитель получит вперёд деньги за ещё не завершённый этап.

На объекте могут понадобиться дополнительные работы, это вполне нормально. Но если вам протягивают счёт, который не был согласован с вами заранее, — это плохо. О необходимости любых дополнительных работ вы должны узнать до того, как они будут сделаны. При этом согласовывать стоимость увеличения бюджета нужно так же щепетильно, как изначальную смету.

Что ещё может оказаться в смете?

Даже если талантливого специалиста-одиночку искренне нахваливают ваши друзья, но при этом его ещё нужно обеспечить электроинструментом, подумайте дважды: стоит ли заводить дома дорогостоящий строительный арсенал, которым вы, скорее всего, больше никогда не воспользуетесь. К тому же в процессе работы он может сломаться или вовсе «уйти» вместе с рабочими по окончании стройки. Миксер для смесей, циркулярная пила, краскопульт и прочие технические чудеса — всё это, безусловно, необходимые вещи, но необходимы они профессионалам, а не вам. У каждого подрядчика должны быть свои инструменты — это непреложное правило. Поэтому если рабочий ждёт, что вы купите какой-нибудь отбойный молоток, от его услуг лучше отказаться.

Другое дело расходные инструменты — те, что будут использоваться только на вашем объекте, а после отправятся в мусор. В первую очередь здесь идёт речь о малярных инструментах — валиках, кистях и пластиковых ёмкостях для краски.

Как расставить приоритеты

Расстановка приоритетов напрямую зависит от того, где вы ремонтируете квартиру — в новостройке или в старом доме. Владельцам новостроек я рекомендую больше потратить на мебель и технику, а вот на отделочных работах в этом случае с лёгким сердцем можно сэкономить. Дело в том, что соседи ещё возьмутся за штроборез, да и усадка дома даст о себе знать. Будет обидно, если дорогая отделка пострадает.

Тем же, кто въезжает во вторичное жильё, рекомендую, наоборот, основательно вложиться в ремонт. Не скупитесь на отделку пола, обновите все коммуникации — в общем, заложите отличный фон для мебели, купить которую вы всегда успеете.

 

Дополнительные советы

 Не начинайте ремонт до тех пор, пока не узнаете, во сколько он обойдётся. Не оценив своих финансовых возможностей и не проработав смету, вы рискуете погрязнуть в бесконечных доделках и долгах. Деньги могут закончиться, стройка — заморозиться в самом разгаре, а строители — покинуть вас. Когда же средства вновь появятся и вы наймёте новых людей, они наверняка захотят всё переделать за своими коллегами.

 Не покупайте все стройматериалы заранее. Например, велико искушение воспользоваться скидками и купить всё сразу, но что-то обязательно испортится или окажется лишним. Кроме того, маленький домашний склад постоянно придётся перемещать с места на место, а это дополнительные неудобства и расходы.

 Подумайте о грузчиках. Строители, как правило, не разгружают стройматериалы и не выносят мусор. Для этого стоит нанять других специалистов, ведь за спонтанный подъём грузов строители могут запросить необоснованно высокую цену. 

 Заглядывайте на стройку чаще. Демонтаж и переделка всегда обходятся дорого. Поэтому лучше всё держать под контролем с самого начала. Случается, что даже крайне ответственные строители с многолетним опытом вносят незначительные, на первый взгляд, изменения в проект — без злого умысла, исключительно из практических соображений и желая сделать лучше. Например, они могут сместить места под электрику и сантехнику или скорректировать раскладку плитки. Справедливости ради стоит сказать, что корректировки могут оказаться уместными. Однако не всегда такие улучшения идут на пользу проекту, поскольку строители не знают многих его аспектов, например, не в курсе того, как вы запланировали расставить мебель.