Cоветские интерьеры в родительских и бабушкиных квартирах здорово надоели любому, кто в них вырос. В то же время многие предметы советского быта мало того что хорошо сохранились до сих пор, так ещё и не лишены особого обаяния детства. The Village попросил директора Московского музея дизайна и главу финского дизайн-бюро объяснить, чем хороши советские стенки и радиолы и что из наследства можно гармонично вписать в современную кухню, спальню или гостиную. 

   

Починяй примус: Что из советских предметов интерьера не надо выкидывать. Изображение № 1.

Александра Санькова

директор Московского музея дизайна

Продукция, выпускаемая в Советском Союзе, была типовой — достаточно вспомнить знаменитый фильм «Ирония судьбы», в котором герой не может отличить свою квартиру от чужой. Законодателем мод, главным центром дизайна был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), который разрабатывал дизайнерские решения не только для общественных пространств, но и для тяжёлой промышленности, машиностроительного комплекса. В него входило десять филиалов по всему СССР и два крупных дизайн-центра.

Всероссийский проектно-конструкторский и технологический институт мебели разрабатывал типовые проекты для мебельной индустрии. В 60-е годы начали строить «хрущёвки», началась новая мода — на помойку выносили дубовые резные шкафы, выбрасывали старинные кресла. Те, кто понимал ценность этих предметов, создавали себе потрясающие интерьеры в квартирах и на дачах, просто принося вещи с помойки или покупая их за смешные копейки в комиссионных магазинах. В 90-е настала новая волна борьбы с советским бытом: стенки, комоды, серванты, трюмо стали считаться «совком» и были безжалостно выброшены. В лучшем случае эти вещи попадали на дачу. И вот теперь мы живём в среде типовых квартир итальянского, шведского дизайна, смешанного в разных пропорциях с мебелью, произведённой в России по западным образцам.

Главное качество советских вещей — надёжность и минимализм в подходе к проектированию, который во многом определялся дефицитом. Все вещи делались с расчётом на то, что они будут служить не один десяток лет и будут стоять в малогабаритной квартире. Поэтому их отличительные особенности — модульность и многофункциональность. Наверное, у всех были раскладные столы, диваны, двухэтажные кровати и, конечно, стенки, которые были одновременно баром, гардеробной, сервантом и книжным шкафом. Купить мебель и предметы интерьера было сложно — несмотря на огромные тиражи, спрос намного превышал предложение. Были небольшие предприятия, которые делали мебель и предметы интерьера на заказ для политического руководства и культурной элиты, — эти вещи и сейчас остаются достойными предметами интерьера.

В Европе, где традиции сильны во всех сферах жизни, принято хранить мебель, передавать по наследству целые интерьеры, понимая, что это часть истории. У нас каждое новое поколение жильцов выбрасывает старую мебель на помойку и начинает жизнь заново. Хотя мебель, произведённая в советские годы, может соседствовать с современными вещами. Так вас будут окружать вещи, связанные с историей вашей семьи.

   

Починяй примус: Что из советских предметов интерьера не надо выкидывать. Изображение № 2.

Алекси Хейсканен

основатель дизайнерского бюро A&A Design, Финляндия

Я работаю в небольшой компании (у нас онлайн-магазин и команда из четырёх человек), мы занимаемся производством мебели и дизайном интерьера. При оформлении нового пространства мы часто используем винтажную мебель, которая создаёт необходимый контраст в современном интерьере. В домах Финляндии часто можно встретить старое и новое рядом: старые вещи реставрируют, изменяют, отчасти это связано и с их ценой. Мы с командой разберём примеры типовой мебели советской эпохи, которая хранится в Московском музее дизайна, и предложим, как можно было бы её использовать в современной квартире или в промышленном помещении. 

 Диван

Комплект мебели; 1950-е. Сделан по частному заказу
Рига, Латвия. Изображение № 3.Комплект мебели; 1950-е. Сделан по частному заказу
Рига, Латвия

Массивный диван требует соседства с кирпичной стеной или облицовки из светлого камня. Он подойдёт для современной кухни, в которой используется плитка тёплого тона. Как видно на фотографии, у дивана есть боковые полки, которые могут быть использованы как мини-бар. Под цвет текстиля, использованного для обивки, подбирается вся остальная мебель. 

 Стол

Комплект мебели; 1950-е. Сделан по частному заказу
Рига, Латвия. Изображение № 4.Комплект мебели; 1950-е. Сделан по частному заказу
Рига, Латвия

Это стол с ярко выраженной формой. Если представить, что проём для ног можно увеличить в длину, то получится сходство со стандартным оформлением мастерской. Всё внимание привлечено к квадратному ящику — весь интерьер будет смотреть на него, поэтому вокруг этого стола должно быть минимум предметов. Он не согласуется с чем-то строгим, модерновым, ему нужно светлое оформление — белые стены, возможно, рядом можно будет поставить книжный шкаф похожего цвета. Это, конечно, вариант для рабочего кабинета. 

 Стул

Комплект мебели; 1950-е. Сделан по частному заказу
Рига, Латвия. Изображение № 5.Комплект мебели; 1950-е. Сделан по частному заказу
Рига, Латвия

Очевидно, что стул предназначен для стола, который мы рассматривали выше. Но для меня они не сочетаемы: громоздкий стол и с ним рядом такой же громоздкий стул. Только не это. Массивный деревянный стол требует табурета на трёх ножках, а набор таких стульев нуждается в массивном, но каменном или мраморном столе. Или кухонном столе из массивного дерева. 

 Радиола

Радиола первого класса «Ригонда»; выпуск с 1965 года
Рижский радиозавод имени А.С. Попова, Дизайнер Адольф Ирбите. Изображение № 6.Радиола первого класса «Ригонда»; выпуск с 1965 года
Рижский радиозавод имени А.С. Попова, Дизайнер Адольф Ирбите

Эта радиола украсит любую современную комнату, если будет окружена вещами из того же времени. В одиночестве она будет терять свой колорит. В интерьере бара или ресторана эта радиола может жить сама по себе, но в квартире её нужно дополнить, поставив рядом на пол, например, картину или плакат.

 Комод

Починяй примус: Что из советских предметов интерьера не надо выкидывать. Изображение № 7.

Этот комод — довольно громоздкая вещь. В небольшой финской квартире я бы его, скорее всего, поставил на кухню. В Хельсинки большая комната — это роскошь, но в большом доме я поставил бы такой комод в спальню. В нижнем разделе поместится много вещей, а вместо хаотично стоящих предметов сверху стоит поставить одну картину.

 Шкаф-стенка

Починяй примус: Что из советских предметов интерьера не надо выкидывать. Изображение № 8.

Этот шкаф не похож на составляющую европейского интерьера, поставить в маленькую квартиру подобный предмет крайне сложно. Исключение составляет случай, если у вас много места, — можете выделить под шкаф гостиную, где больше ничего не будет, кроме пушистого ковра, или разместить этот шкаф в вытянутом коридоре, который ведёт из комнаты в комнату. Однако важно следить за размером и не загромождать пространство. 

 Декор

Абажуры для осветительных приборов; начало 1960-х
Из коллекции Азата Романова. Изображение № 9.Абажуры для осветительных приборов; начало 1960-х
Из коллекции Азата Романова

Поскольку мы занимаемся дизайном, а не декорированием помещения, это не совсем наша профессиональная область. Однако предположим, что первый сервиз идеально бы подошёл для кухонного стола, а второй — это настоящая находка — может стать центром интерьера в спальне.

 Часы

Часы настольные «Слава» 
Челябинский часовой завод. Изображение № 11.Часы настольные «Слава»
Челябинский часовой завод

Странно, что есть люди, которые избавляются от таких вещей! Таким часам место рядом с кроватью, на рабочем столе, их можно поставить рядом с книгами.

   

Подготовка материала: Людмила Чередникова

Материал подготовлен в сотрудничестве с Московским музеем дизайна. 
Фотографии предоставлены Московским музеем дизайна.