Шесть лет назад екатеринбурженка Анора Ашурова окончила Архитектурную академию и отправилась учиться на мастера искусств в университет Мадрида. Сейчас художница живет на севере Испании, в Овьедо, где вместе с мужем Раулем открыла художественную студию Area51. Анора преподает изобразительное искусство детям, а на досуге разрисовывает черепа погибших животных и продает их на Etsy. The Village поговорил с художницей о создании мрачноватых работ и публикует снимки из инстаграма проекта.


Никакой дизайнер еще не создал вещи совершенней, функциональней и эстетичней кости. Мы всегда хранили чьи-то головы: убитых врагов — чтобы отпугивать новых противников. Умерших членов семьи — чтобы навсегда остались с нами. Поверженных животных — чтобы показать нашу мощь.

Сейчас, в век пластика и китайских технологий, первичные материалы ушли на последний план. Но это в городах. Мне же посчастливилось жить в цивилизации, окруженной лесом и полями, где люди до сих пор живут фермерством и ездят на ослах. Полвека назад привычка вешать черепа на сарай исчезла и здесь. Однако, если присмотреться к старым сооружениям, — все халаты и грабли висят на чьих-то рогах.

Черепа можно вырезать, красить, украшать камнями. Можно привинтить лампочку и использовать как лампу. Можно просто повесить на стену, фотографировать и собирать лайки в инстаграме. Но сначала черепа нужно очистить. А для этого, в свою очередь, надо череп найти.

В каждой стране свои законы. В Испании любая ферма, ветеринар или заповедник обязаны отдать труп или останки животного специальной фирме, которая их сожжет. Тем не менее, материал можно попросить у частных лиц, которые занимаются скотоводством. Еще помогают таксидермисты, которые избавляются от черепов: для чучел нужна только шкура. Иногда я гуляю по лесу: там, где есть отвесные скалы, водопады, и живут волки, всегда много погибших диких зверей. Иногда находки выносит море. После шторма однажды прибило дельфина, но после выяснилось, что он длиной около трех метров и весит чуть меньше тонны.

Если череп попадает ко мне уже чистым — остается станцевать на столе: самая долгая и неэлегантная работа уже проделана. Если череп грязный — нужно отделить мягкие ткани от кости, обезжирить ее и отбелить. Череп можно закопать и оставить личинкам, подвесить на дерево, опустить в реку. Можно отварить или опустить в раствор кислоты, хлорки или перекиси водорода. Я использую сразу несколько методов.

Кости коз гораздо более толстые и жирные, чем кроличьи, но и с ними нужно быть аккуратной и ничего не отломить. Особенно хрупок нос. Никогда нельзя погружать в перекись рога: они белеют и вовсе растворяются. Если что-то отпадывает — важно сохранить и приклеить после. Все вышеперечисленное нужно делать в перчатках, закрытых ботинках, очках и маске.

Если кость слишком старая и пористая, перед покраской можно покрыть ее слоем прозрачного фиксатора или полностью выкрасить краской. Золоченые черепа коров и черные черепа коз отлично смотрятся. Для рисования я использую карандаши, акриловые маркеры Molotow и ручки Pin. Рога у старых животных в основании обычно хрупкие, и можно их чем-нибудь прикрыть — например, веревкой.

Чтобы сделать резьбу, вначале нужно нанести рисунок на череп. Можно нарисовать карандашом или сделать принт с помощью копирки. Когда рисунок нанесен, я беру инструмент для резьбы. А можно взять старую машинку у дантиста. Головок с инструментом к ним прилагается неведомая тьма, я же использую всего два вида — круглые и конические, но разных размеров.



Обложка: Area51