22, 23 и 24 сентября в Екатеринбургском музее ИЗО последние дни работает IV Международный фестиваль меццо-тинто — редкой техники гравюры, в котором принимают участие 99 художников из 33 стран и семь сотен их работ. Часть гравюр художники преподнесут в дар музею — например, так поступит марокканец Хашми Азза, представляющий Бельгию. В екатеринбургском собрании останутся 130 работ художника.

Вместе с научным сотрудником Музея ИЗО Екатериной Корнеевой The Village разобрался, почему «черная манера» — это не искусство для избранных, а знакомая каждому с детства техника, и что полезно узнать перед походом на выставку.

Текст

Екатерина Корнеева

Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Вильгельм фон Каульбах. Иллюстрация к поэме Гете «Рейнеке-лис»

Меццо-тинто — одна из разновидностей гравюры на меди. Еще эту технику исторически называют «черной манерой», или maneranegra. О технике мало знают как в России, так и за рубежом, — даже в семьях художников. «Когда я показываю моим близким друзьям и семье свои работы или рассказываю о технике меццо-тинто, и даже просто о гравюре, оказывается, что они даже не слышали об этом», — признается участница открытого конкурса меццо-тинто Джейсон Рейтом из Франции.

Почему гравюры знакомы каждому

Между тем черно-белые картинки большинству из нас знакомы с детства по книгам сказок Шарля Перро — монохромные иллюстрации к ним создавал великий Гюстав Доре. Кроме того, он иллюстрировал адаптированные детские версии «Дон Кихота» Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. От издания «Рейнеке-лис» Гете было невозможно оторваться в том числе из-за изображений Вильгельма фон Каульбаха.

IV Международный фестиваль меццо-тинто

Где: Екатеринбургский музей ИЗО

Адрес: Воеводина, 5

Часы работы: 11:00–19:00

Стоимость билета: 250 рублей, студентам бесплатно

Для чего появилось меццо-тинто

До появления технологии полиграфической печати именно гравюра — или печатная графика, эстамп — помогала создавать репродукции и тиражировать полотна живописцев, монументальные росписи и рисунки, делая произведения искусства доступными широкой аудитории.

Первую гравюру в технике меццо-тинто в 1642 году создал голландец Людвиг ван Зиген. Вслед за ним новой техникой овладевали граверы континентальной Европы, англичане (благодаря успехам которых меццо-тинто получила название «английской манеры»), и даже мастера в России. Например, живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года из знаменитой Военной галереи Зимнего дворца, исполненные англичанином Джорджем Доу, тиражировал для русских патриотов брат художника Генри — и делал он это в технике меццо-тинто.

За 350 лет искусство черно-белой гравюры прошло путь от способа копирования чужих оригиналов до авторской техники, которая служит исключительно для воплощения замыслов художника.

Как художники работают в «черной манере»

До сих пор все процессы создания меццо-тинто выполняются вручную: сначала художник гравирует на медной пластине изображение, а затем с полученной матрицы отпечатывает на бумаге оттиски. Это сложный, трудоемкий и ресурсозатратный процесс. Только на так называемое закачивание медной доски уходят дни, недели, а то и месяцы труда — в зависимости от размера медной пластины.

После этого художник переносит эскиз в зеркальном отражении на шероховатую поверхность меди и при помощи шабера и гладилки начинает полировать те места, которые при печати должны дать светлые оттенки — от черного до жемчужно-серого и даже белого.

Обычно в меццо-тинто автор имеет на выходе 20, 30, 40 экземпляров работы. В сравнении с иными видами печатной графики, где оттиски могут исчисляться сотнями и даже тысячами, это очень малый, по-настоящему ограниченный тираж. Каждый отпечатанный лист имеет так называемую сигнатуру: художник подписывает карандашом порядковый номер оттиска, а через слэш — общий размер тиража.

Как распорядиться тиражом, решает сам автор. Он может продавать свои работы лично или с помощью галерей, обмениваться оттисками с другими художниками, представлять свои произведения на выставках или конкурсах печатной графики (в мире таких смотров немало, и большое преимущество печатной графики заключается в том, что автор может присутствовать со своими работами одновременно в нескольких местах.

Гравюру, печатную графику и меццо-тинто в частности очень любят коллекционеры. Во-первых, стоимость тиражной графики достаточно демократична, а во-вторых, вложения безоговорочно оправдываются тем, что каждый оттиск является не копией, а оригиналом. Особенный интерес представляет то, кто еще обладает оттисками автора: возможно, это успешная галерея или государственный музей.

Генри Доу. «Портрет И.В. Васильчикова» с оригинала Джорджа Доу

Фотографии: Екатеринбургский музей изобразительных искусств