На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Бэтмен против Супермена» — один из главных блокбастеров этой весны, история противостояния двух первостепенных супергероев компании DC Comics, которая должна помочь сформировать новую киновселенную студии Warner Bros. Фильм уже вызвал резко противоположные реакции у критиков и публики: первые его ругают, а вторые помогли за первые выходные отбить немаленький бюджет. По просьбе The Village Гриша Пророков объясняет, что «Бэтмен против Супермена» говорит нам о состоянии супергеройского кино.

«Бэтмен против Супермена»:
Что случилось с супергеройским кино . Изображение № 1.

Текст

гриша пророков

«Бэтмен против Супермена» находится в странном положении. С одной стороны, его уничтожают критики. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes у него суммарная оценка 29 %: фильм ругают за невнятную структуру, слабую историю и даже разочаровывающие экшен-сцены. С другой — за первый уик-энд во всём мире он собрал целых 424 миллиона долларов, и это уже никак нельзя назвать провалом. Фильм выходит в трудный для супергеройских картин год: их в 2016-м будет целых пять штук (а должно было быть вообще шесть, но компания 20th Century Fox отложила выход «Гамбита»), и это своеобразная проверка публики на прочность. Супергеройские фильмы почти гарантированно приносят большие деньги студиям, но одновременно с этим все понимают, что рано или поздно они перестанут работать.

Что именно происходит в «Бэтмене против Супермена» по сюжету, можно легко понять из названия. Это продолжение предыдущего фильма Зака Снайдера, «Человек из стали», — только с расширением пространства борьбы, большим размахом и большим количеством героев. В своём первом фильме для новой киновселенной DC Comics Снайдер представил, что было бы, если бы Супермен реально появился в современном мире: это повлекло бы за собой разрушения, смятение и практически религиозное преклонение перед героем. В ключевой сцене «Человека из стали» Супермен сражается со злодеем генералом Зодом
и попутно разрушает центр города Метрополиса. «Бэтмен против Супермена» — последствия этой битвы; из-за Супермена страдают реальные люди, в том числе работники компании Брюса Уэйна, Бэтмена. Бэтмен в фильме — уже взрослый, опытный боец с преступностью, который занимается этим 20 лет. Он решает, что Супермена надо остановить. Параллельно Супермена и Бэтмена настраивает друг против друга предприниматель Лекс Лютор, который ненавидит Супермена из чисто богоборческих соображений: кажется, ему просто не нравится, что люди — больше не самые сильные существа на планете Земля.

 

Авторы комиксов в итоге нашли выход: все лучшие истории DC
и Marvel за последние пять лет

не супергеройские

Но происходит на самом деле не совсем это: сюжет «Бэтмена против Супермена» трудно пересказать, потому что это неровный, заикающийся, клиповый фильм с резким монтажом и странной структурой. Сцены тут будто бы почти не связаны между собой, то и дело совершаются логические скачки. Снайдера не очень волнует сюжет: он есть тут, просто потому что он должен быть в блокбастере.

«Бэтмен против Супермена» находится в особом положении не только из-за видимого несогласия критиков и публики. Это ещё и тяжёлый и ответственный проект для студии Warner Bros., которая занимается экранизацией комиксов DC. В 2008 году, как все знают, их конкурент, компания Marvel, навсегда изменил блокбастеры, запустив сверхуспешный проект супергеройской киновселенной: длинную цепочку фильмов, которые связаны между собой, подпитывают ажиотаж друг вокруг друга и приносят студии очень много денег. «Железный человек», «Тор», «Капитан Америка», «Мстители» и так далее. Киновселенная оказалась идеальной моделью современного популярного кино.

Кадр из фильма «Мстители». Изображение № 2.Кадр из фильма «Мстители»

Warner Bros. захотелА того же самого: компания началА строить свою вселенную, но немного не с того конца. В то время как Marvel шла от индивидуальных историй к большим, сначала сделав фильмы про отдельных героев и только потом про команду и их взаимоотношения, Warner Bros. сразу начала с размаха: за «Человеком из стали» идёт «Бэтмен против Супермена», потом будет «Чудо-женщина», а за ней, уже осенью следующего года, — «Лига справедливости», амбициозно разбитая на две части.

В противовес фильмам Marvel, DC ставит на серьёзность, мрачность, глубину —
и режиссёров с собственным видением. Два года назад прошёл слух, что Warner Bros. запретила авторам шутить в своих фильмах. Скорее всего, это неправда, хотя бы потому, что «Отряд самоубийц» явно будет смешным, но в любом случае фильмы по комиксам DC позиционируются как более монументальные, сложные и высокохудожественные, чем «легкомысленные» Marvel.

Зак Снайдер — идеальный режиссёр для того, чтобы запустить такую машину: он одновременно и талантливый поп-режиссёр, и человек с художественными амбициями. Его фильмы наполнены хитрыми символами, отсылками к мировой культуре, он умело работает с мизансценами, ракурсами и цветом, вовсю используя визуальные возможности кино. Наконец, и в «Человеке из стали», и «Бэтмене против Супермена» он силится вернуть супергеройским историям религиозные коннотации: Супермен для него — современный мессия, а «Бэтмен против Супермена» наполнен богоборческими мотивами.

 

Критики давно ничего не решают в мире супергеройского кино

Проблема в том, что супергеройское кино, несмотря ни на что, остаётся супергеройским кино. С этим в своё время столкнулись комиксы: набор проблем, которые можно затронуть в истории про человека со сверхспособностями, сильно ограничен. Вопросы ответственности, силы, противостояние самоуправства и закона (об этом, например, будет новый «Капитан Америка»), религиозные и мифологические мотивы — и, в общем-то, всё. В кино всё ещё хуже, потому что супергеройские фильмы продолжают строиться по одним и тем же схемам: в них всегда появляется понятное и крайне материальное зло, которое нужно победить, и кончается всё масштабной битвой с разрушением. Все попытки от этого уйти заканчиваются возвращением к этой схеме. 2016-й — в некотором роде переломный год для супергеройских фильмов: все явно будут пытаться сломать схему и сделать что-то новое. Но пока эксперименты остаются в рамках канонов: недавно вышедший «Дэдпул» — такой же супергеройский фильм, как обычно. И «Бэтмен против Супермена», в общем-то, тоже.

Авторы комиксов в итоге нашли выход: все лучшие истории DC и Marvel за последние пять лет — не супергеройские. Нет, в них всё ещё фигурируют супергерои, но истории с ними происходят в других жанрах. Например, комикс «Женщина-Халк» — это практически производственная драма про адвоката. Облюбованный критиками и читателями «Соколиный глаз» Мэтта Фрэкшена — практически комедия Джудда Апатоу, история про неудачника среднего возраста. Один из самых удачных комиксов DC за последнее время —
это перезагрузка «Бэтгёрл», в которой героиня учится в аспирантуре, живёт в готэмовской версии Бруклина, и проблемы в комиксе соответствующие.
В супергеройских комиксах стало возможно рассказывать любые истории —
и все они оказались интереснее, чем стандартная трагедия человека в маске.

С супергеройскими блокбастерами в кино подобное, скорее всего, произойдёт нескоро. Несмотря на структурную и тематическую ограниченность они, как показывает «Бэтмен против Супермена», продолжают приносить деньги. Variety, расстроившись, что рецензии никак не помешали фильму собрать 424 миллиона долларов, хоронит критику и пишет, что кинокритики, теперь, видимо, ни на что не могут повлиять. На самом деле, конечно, всё проще: критика просто давно ничего не решает в мире супергеройского кино. На эти фильмы всегда будут ходить — просто потому что они не снижают планку качества, можно быть уверенным, что при таких бюджетах это всегда будут фильмы как минимум из самой народной категории «можно посмотреть». При всех претензиях к «Бэтмену против Супермена», качественно он ничем не отличается от вторых «Мстителей» или «Дней минувшего будущего». Это нормальное кино: простое, динамичное, красивое — на него всегда можно потратить 300 рублей, или восемь долларов.

   

ОБЛОЖКА: кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»