В четверг промобюро «Теснота» устраивает в Екатеринбурге встречу с берлинским инди-музыкантом Галей Чикис. Тем, кто следит за новой русской музыкой, петербурженка из Германии знакома как певица, продюсер и диджей, работавший во множестве коллабораций, включая екатеринбургскую «Сансару».

На открытом паблик-токе в «Пиотровском» исполнительница расскажет о музыкальной сцене Берлина, о том, как петь на русском там, где его не понимают, а также о легендарном лейбле из Лос-Анджелеса Not Not Fun Records, где издавались продюсеры Octo Octa и Мария Минерва, а Галя Чикис выпустила компиляцию «She Knows More Than She Thinks».

В пятницу, 23 июня, исполнительница выступит в Екатеринбурге с концертом на вечеринке «Знать». Накануне выступлений Гали участники «Тесноты» рассказали The Village о любимых книгах, которые полезно прочесть, чтобы начать разбираться в музыкальных трендах.

Текст

Вячеслав Душин

Текст

Дмитрий Безуглов

Стивен Уитт, «Когда музыка стала свободной»

Белое Яблоко, 2016

История создания формата MP3 и появления первых музыкальных пиратов, а затем и борцов с ними, похожа на сюжет детективного романа. «Когда музыка стала свободной» — это настоящий документальный триллер, который рассказывает о судьбах нескольких людей из разных уголков мира, благодаря которым музыка обрела свободное существование, и теперь ее можно скачать в интернете без особых препятствий. Есть в ней и пара историй о том, как в Америке боролись с теми, кто скачивал или раздавал музыку бесплатно. Им выписывали большие штрафы, а за создателями больших торрент-сайтов выезжали полицейские экипажи. «Когда музыка стала свободной» будет крайне полезной тем, кто следит за развитием музыкального рынка в эпоху цифровых технологий.

Ханс Ульрих Обрист, «Краткая история новой музыки»

Ad Marginem/Garage, 2016

«Краткая история новой музыки» — история, поданная через диалоги автора Ханса Обриста с видными западными композиторами-авангардистами. Представьте, что вместо современных рэперов Юрий Дудь стал приглашать в гости известных композиторов и обстоятельно расспрашивать у них только про их творчество. С Хансом беседуют академические авангардисты Карлхайнц Штокхаузен и Пьер Булез, современные мастера Брайан Ино и группа Kraftwerk. Каждый разговор документирует обсуждение изобретения авангардной и экспериментальной музыки XX века и ее связь с другими видами искусства. Например, Обрист обстоятельно выясняет у Kraftwerk, как на них повлияла научная фантастика, спрашивает их про методы создания музыки, опираясь на цитаты Дюшана и Булеза.

Саймон Рейнольдс, «Ретромания»

Белое Яблоко, 2015

Британский музыкальный критик Саймон Рейнольдс, подаривший дисциплине определение «hardcore continuum», ставит амбициозную задачу: он пытается объяснить странную привязанность современной поп-культуры к прошлому. Он реконструирует быт английского мода и связывает северный соул, питаемый бензедриновой зависимостью, с традиционным соулом, набрасывается на идею рок-н-ролльного Зала славы и презрительно называет ее мумификацией, препарирует песни Рианны и извлекает из них запрятанные там прог-рок-цитаты.

Рейнольдс ненавидит ностальгию, и его текст заряжен этой болезненной искренностью. Однако он пристрастен, и, как только речь заходит о UK garage и нелегальных рейвах, он смягчается и позволяет себе ремарки типа «вот это настоящий дух старой школы!». Если вас беспокоят Бруно Марс, «Оптимисты» и украинский поп, показывающий в кривом зеркале российскую поп-музыку 90-х, Рейнольдс вручит вам аргументы, позволяющие безжалостно разобрать предмет беспокойства на части. И мимоходом привьет любовь к Goldie.

Джон Сибрук, «Машина песен. Внутри фабрики хитов»

Ad Marginem/Garage, 2017

Сибрук вооружил читателя термином «nobrow», позволяющим стирать воображаемые границы между высокой и низкой культурами. Новым словом американский журналист обозначает максимальное слияние искусства и коммерции, и в результате nobrow уравнивает в правах и традиционную постановку «Кольцо нибелунга», и последний альбом Кэти Перри.

Разобрав эту стенку, Сибрук отправился исследовать, как производятся самые прилипчивые треки на свете: от «All That She Wants» авторства Ace of Base до треков Рианны. Сибрук — въедливый, дотошный и настойчивый интервьюер, он добирается до управляющих менеджеров RCA и Sony Music, «гострайтеров», специализирующихся на тексте для припева, продюсеров, выжимающих из молодых битмейкеров все соки. Порой Сибрук слишком легковесен и пристрастен, но он способен удерживать перед внутренним взором всю производственную цепочку от первого подхода к треку до выстраивания маркетингового плана. И самое главное — он делает этот путь различимым для читателя.

Александр Горбачев и Илья Зинин, «Песни в пустоту»

Corpus, 2014

Музыкальные журналисты Александр Горбачев и Илья Зинин несколько лет готовили материал для «Песен в пустоту». Это книга об исполнителях и рок-группах, важных для российской культуры последнего десятилетия XX века, но непростительно исключенных из различных рок-летописей и соответствующих упоминаний о том времени. Здесь группа «Химера», герои абсолютно андеграундного питерского клуба «Там-там», соседствуют с бардом Веней Д'ркином, а Артемий Троицкий рассказывает, в каких культурных реалиях варились первые индустриальные группы России. Книга написана в жанре монологов музыкантов, журналистов и очевидцев — методом, знакомым по книге о панк-музыке «Прошу, убей меня». Получилась очень живая и затягивающая история о малоизвестных 90-х.