Текст: Ася Бакеркина

В среду, 27 сентября, в рамках проекта «Dance-платформа» в Екатеринбурге впервые стартуют гастроли Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (из-за длины название театра внутри балетного мира сокращают до ласкового «Стасик»). На сцене Екатеринбургского театра оперы и балета дважды покажут гала-концерт, в который войдут три постановки, никак не связанные с белыми пачками и танцем маленьких лебедей. В постановках «Легкой поступью» голландцев Пола Лайтфута и Соль Леон, российских балетах «Занавес» и «Маленькая смерть» город сможет познакомиться с тем, что называется современным балетом.

Повышенному вниманию со стороны мирового балетного сообщества и званию «уральской балетной аномалии» Екатеринбург обязан Вячеславу Самодурову, художественному руководителю Театра оперы и балета и куратору «Dance-платформы». В прошлом премьер Мариинского театра, Национального балета Нидерландов и Лондонского Ковент-Гарден, лауреат двух театральных премий «Золотая маска» и автор оригинальных постановок, шесть лет назад хореограф принял решение возглавить балетную труппу в Екатеринбурге.

The Village поговорил с Вячеславом Самодуровым о ценностях современного балета, о том, почему не стоит бояться нового, как хореограф относится к костюмам и что ждет жителей Екатеринбурга на балетной сцене Театра оперы и балета в новом сезоне.

Вячеслав Самодуров, хореограф

О современном балете

В балете, как и в остальных сферах современного искусства, сейчас одновременно происходит абсолютно все. У публики есть неизменная потребность в хлебе и зрелищах, но часто, когда речь заходит о балете, под зрелищами зритель понимает традиционные вещи вроде «Лебединого озера» или «Баядерки». Программой гала-концерта, который пройдет 27 сентября, мы показываем, что и хлеб, и зрелища могут быть очень разными. Главное — не нужно их бояться.

О сюжетах

Во все времена в искусстве популярны сюжеты о любви. Но я осознал, что мне неинтересно ставить сюжет — мне нравится метасюжет, более глобальная мысль, довлеющая над всем. Конечно, балет не может быть случайным набором движений, должна быть ниточка, на которую нанизываются бусины событий. Мне нравится работать в пограничной зоне между сюжетом и бессюжетностью, когда сюжет присутствует, но он уходит на второй план, а все самое главное произносится между строк.

О костюмах

Костюмы, как и прежде, зависят от задачи, но кажется, мы все чаще хотим видеть именно человека. Чем меньше внимания привлекает к себе костюм, тем лучше. Балет — это физиологическое искусство, искусство усилий, плоти, крови и костей. Когда танцор находится на сцене, хочется видеть, как двигаются кости и мышцы, как кровь переливается в организме. Поэтому костюм в балете должен максимально открывать человека и, не перетягивая на себя внимание, быть скорее дополнением.

О зрителях

Как зритель я не люблю, когда за меня разжеваны все смыслы. Становится непонятно, зачем нужен я. Нравится, когда между мной и автором остается некая дистанция, которую я могу заполнить самостоятельно. Люди очень разные, потому каждый считывает смыслы по-своему — и это интересный процесс. Главная задача хореографа — реализовать задуманное максимально интересно, а не идти путем расшифровывания.

О спектаклях сезона

«Цветоделика»

Ближайший показ: 19 октября, 19:30

Особенность спектакля в том, что в нем очень много танца. Сравнивая эту постановку с традиционными классическими балетами, можно сказать, что в «Цветоделике» только танцуют. Например, балет XIX века — это очень синтетический жанр с пышными декорациями и костюмами, а балет XX и XXI веков уплотнил информацию, выбросив все, что не принадлежит танцу, и произвел емкую форму.

«Ромео и Джульетта»

Ближайшие показы: 8 октября, 11:00 и 18:00, 2 ноября, 18:30, 3 ноября, 18:30

В отличие от «Цветоделики» «Ромео и Джульетта» — спектакль, где нужно рассказать историю. Разумеется, артистам необходимо глубоко осознать материал, за который они берутся. Танцору нужно проникнуть в поры образа и прожить на сцене роль. В случае «Ромео и Джульетты» мне хотелось достичь кинематографической убедительности — настолько, чтобы люди забывали, что смотрят балет, а просто видели историю, рассказанную не словами, а телами.

«Снежная королева»

Ближайшие показы: 5 ноября, 18:00, 12 ноября, 18:00

Спектакль, созданный для детей, который, надеюсь, попадает и во взрослых. Зрители всех возрастов смотрят его без скуки. Мы создавали «Снежную королеву», чтобы родители на детском спектакле могли получить что-то для самих себя, а дети полюбили театр и не воспринимали его как суровое каменное здание, куда нужно зайти на три часа и выйти выжатыми и измученными. Спектакль противоположен тому, что было сделано в «Цветоделике». Постановка выполнена в синтетическом жанре: очень костюмированна, есть история, есть декорации, там даже поют.

Гала-концерт

Вся программа гала-концерта о балете, который может быть разным, и который воспринимается очень легко. Постановки, которые зритель увидит 27 сентября, все-таки берут человека своими эмоциями. И это главная сила танца. В том, что он может вас захватить не только интеллектуально, но и эмоционально. За это мы и любим балет.

«Step Lightly/Легкой поступью»

Ближайшие показы: 27 сентября, 18:30, 11 октября, 18:30, 13 октября, 18:30

Начнет вечер балет «Step Lightly/Легкой поступью» — постановка Пола Лайтфута и Соль Леон. Это всемирно известный дуэт хореографов. Они возглавляют Нидерландский театр танца (Nederlands Dans Theater/NDT) и являются своего рода рок-звездами современной хореографии. Этот балет, как мне кажется, хватает вас за сердце и не отпускает. При просмотре выключается мозг и включаются все остальные рецепторы.

«Занавес»

Ближайшие показы: 27 сентября, 18:30, 11 октября, 18:30, 13 октября, 18:30

Второй балет программы — это «Занавес», который я поставил для Марии Александровой, примы Большого театра. После перерыва в целый год она снова появится на нашей сцене и будет исполнять эту вещь. Балет «Занавес» — о том, какой балерина является в жизни и на сцене. Конечно, постановка эксплуатирует ее физические данные. Мария — это такой термоядерный реактор. Безумная энергия, которая есть в ней, очень аппетитна для хореографа. Совсем немногие люди, обладающие таким даром, могут им поделиться со зрителями.

«Маленькая смерть»

Ближайший показ: 27 сентября, 18:30

Последним отделением гала-концерта идет классика прошлого столетия, балет «Маленькая смерть» одного из величайших хореографов ХХ века Иржи Килиана. До Пола и Соль этот хореограф возглавлял NDT: с его приходом труппа театра стала заниматься производством современной хореографии, создав важнейшие для современного балета вещи. Балет «Маленькая смерть» исполнит труппа Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Раньше мы понимали, что у нас в стране есть две беговые лошадки, которым принадлежит право на все первое и лучшее: Большой и Мариинский театры. А театр Станиславского эту монополию нарушил, чем и великолепен. Его артисты первыми в стране исполнили балет Иржи Килиана и начали привносить на сцену ту хореографию, о которой артисты Мариинского и Большого только мечтали. Кажется, что театр Станиславского дал современной хореографии зеленый свет и понимание, что не обязательно оглядываться на других. Эта политика мне очень интересна, и мы сами начали ей следовать. Помимо того, что этот театр в Екатеринбурге впервые, сама «Маленькая смерть» является удивительной работой, в которой многое заложено. Признаюсь, это один из моих любимых балетов.


Фотографии: Елена Лехова/Екатеринбургский театр оперы и балета