ТЕКСТ: Дмитрий Безуглов

В четверг, 5 октября, норвежский режиссер и медиахудожник Мортен Тровик презентует в Екатеринбурге фильм «День независимости» в рамках фестиваля Beat Weekend. В этот же вечер в Ельцин Центре состоится паблик-ток Тровика с комиссаром уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой. По просьбе The Village режиссер выбрал пять российских — как оказалось, преимущественно советских — фильмов, которые находит обязательными для просмотра всякому, кто претендует на широту кругозора.

Мортен Тровик

режиссер и медиахудожник

«Иди и смотри» Элема Климова

1985, СССР

Мортен Тровик:

Это «Апокалипсис сегодня» советского кинематографа и один из самых правдивых фильмов о войне. Он впечатляет практически сюрреалистическими жестокостью и страданиями, из-за которых физически тяжело удерживать взгляд на экране, — и в то же время своим гипнотическим ритмом, потусторонностью кадров, словно проявившихся из ночных кошмаров.

«Мимино» Георгия Данелии

1977, СССР

Мортен Тровик:

Фильм Данелии — диаметральная противоположность работе Климова. Как-то я был в долгом перелете, летел «Аэрофлотом», и включил «Мимино» где-то с середины. Поначалу не мог поверить, что такое вообще могли поставить в Советском Союзе. Фильм до сих пор выглядит очень свежо и современно, устарели лишь виды московских улиц. Шутки в фильме напоминают мне странную смесь Бората и Джерри Сайнфелда; Данелия одновременно шутит и о том, как устроена бюрократия СССР, и о том, как запускаются этнические стереотипы у жителей Страны Советов. А еще это пример потрясающей операторской работы.

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова

1994, Россия — Франция

Мортен Тровик:

Это своего рода чеховский «Вишневый сад», перенесенный в 30-е, во времена Великого террора. Опять-таки, очень тревожный и мрачный сюжет, с которым Михалков обращается легко, элегантно, иронично, дозволяя себе и бытовой юмор, и трагикомические ремарки, которых так недостает его поздним работам.

«Солярис» Андрея Тарковского

1972, СССР

Мортен Тровик:

Забудьте «Космическую одиссею» Кубрика, ее слишком уж превозносят. Вот это настоящий фильм для интеллектуалов о космосе. Ему удается то, с чем мало кто справляется, — оставаться мистичным и философским, не проваливаясь в претенциозность и накрученную сложность. А еще фильм — отличное напоминание режиссерам: если ты достаточно изобретателен, обойдешься без спецэффектов.

Кола Бельды — «Ханина Ранина»

Мортен Тровик:

Просто гениально. Не хватает слов, чтобы описать описать величие происходящего. Подозреваю, что видео и песня не предназначались друг другу, но тот, кто совместил их, — настоящий, всамделишный визионер. Idi smotri!


Обложка: киностудия «Мосфильм»