В 2016 году в Приморском крае появилась первая государственная кинокомиссия в России. «The Village Владивосток» поговорил с ее руководителем Дмитрием Шевцовым о том, как его команда помогает в киносъемках, и о механизме рибейтов. А также — почему строить киностудию в Приморье неэффективно, местные режиссеры хотят лишь денег, и будет ли в регионе своя киношкола.

Текст

Дарья Блинова

Фотографии

Алексей Зайцев

Зачем нужна кинокомиссия в Приморье

Кинокомиссии зародились в США, в 40-х годах прошлого века. Изначально они только выдавали разрешения на съемки, но со временем стали оказывать большее влияние на индустрию. Их целью стало привлечение кинопроектов в свой штат. Подобная практика распространилась за пределы Америки в ряде других стран.

В России первая государственная комиссия появилась в 2016 году — в Приморском крае. Организовать кинопроцесс сложно, а если в регионе нет кинокомиссии, то съемочная группа вряд ли туда поедет. Я и мои коллеги занимались подобной деятельностью с 2008 года, но как частная компания. За это время мы набрались опыта, помогая реализации более 20 российских и иностранных кинопроектов.

Сейчас наша задача — это организация киносъемок в Приморье для разных компаний. Мы бесплатно помогаем с базой актеров, подбором локаций и арендой оборудования. Для кинокомиссии краевая администрация закупила профессиональное осветительное оборудование ARRI — минимальный комплект, который нужен на любой съемочной площадке. Также мы договариваемся с партнерскими гостиницами и транспортными компаниями.

Штат у приморской кинокомиссии пока небольшой, в команде — пять человек. Состав людей полностью обновился с весны 2017 года. Александра Лазарева занимается международными проектами, также есть менеджер по российским проектам и двое технических сотрудников — Михаил Гульков и Глеб Телешов.

Десятки миллионов долларов за съемки

Мы растим в Приморье своих специалистов. Новый проект — это новые знания и практика на профессиональной съемочной площадке. Местные гримеры, костюмеры и осветители нарабатывают опыт, что в итоге выгодно продюсерам: не нужно везти большую команду и тратить на это лишние деньги.

Просто от возникновения кинокомиссии проекты в Приморье не появятся, это дело нескольких лет. Красиво показать регион на экране — наша главная задача в продвижении края. А следом придут и инвестиции. Обычно, когда приезжает съемочная группа, она «оставляет» здесь достаточно много денег. Российская компания — десятки миллионов рублей, компания из Гонконга или Голливуда (мы на них ориентируемся и стараемся привлечь) — десятки миллионов долларов. И это те деньги, которые заработает Приморский край.

Сейчас кинокомиссии создаются на Сахалине, в Иркутске, Калининградской и Ульяновской областях. У всех разные условия, но у нас, наверное, самые лучшие, благодаря возможностям и опыту.

Владивосток как город-мечта или почему строить киностудию — неэффективно

Недавно мы вернулись с кинофорума Link of Cine-Asia в Пусане, где прошло заседание Международной ассоциации азиатских кинокомиссий. Мы вошли туда как первая государственная кинокомиссия России. Это важный шаг: состоялись знакомства с экспертами азиатских кинопроектов и лучшими голливудскими локейшен-менеджерами. Они прилетели в Пусан по программе локейшн-туров, чтобы увидеть интересные места для съемок и потом предложить их американским режиссерам. Такую практику мы хотим реализовать и у себя и уже пригласили менеджеров в Приморье.

Строить киностудию с павильонами у нас будет неэффективно, для этого можно поехать в Азию, либо Москву и Петербург. Владивосток, в первую очередь, привлекает внимание своим красивым ландшафтом и экстерьером. Главное — создать инфраструктуру для киносъемок, ведь интерес к городу есть. Российские съемочные группы Владивосток привлекает тем, что это некий мифический город, можно сказать, город-мечта. Соединение культур Востока и Запада. Для Азии это ближайший европейский город, а для столичных команд наш город почти азиатский.

Русская мафия и китайский «Оскар»

Так сложилось, что часто российские съемочные группы приезжают снимать у нас китайскую мафию. А азиаты, наоборот, — фильмы о русской мафии. Посмотрите, например, «Напарник» Александра Андрющенко (Россия) или «Седьмой аккорд» Киёси Куросавы (Япония).

В 2015 году в прокат вышел китайский боевик «Старый телохранитель» Саммо Хуна. Он остается пока самым масштабным проектом в нашей практике. Тогда съемочная группа составила порядка 200 человек, и пришлось перекрывать часть Светланской на несколько дней. Фильм в течение двух недель был лидером кассовых сборов в Китае.

Из других жанров можно отметить драму «Родная душа» Дерека Цана (Китай). Фильм побывал на разных фестивалях и кинопремиях — например, на «Золотой лошади», которую считают китайским аналогом «Оскара». Картина заканчивается красивой сценой, где главная героиня уходит к маяку на Токаревской кошке.

Механизм рибейтов требует доработки

Как известно, в Приморье впервые в России выплатили рибейт — «Марс Медиа Энтертейнмент» получили из бюджета края 15% от затрат на съемки фильма «На районе».  Система рибейтов успешно работает во всем мире, и это также одна из причин, почему на регион обращают внимание продюсеры. Сейчас программа субсидий доступна только для российских кинокомпаний. Но мы обсуждаем возможность объединения с иностранным продакшеном.

Механизм рибейтов, безусловно, требует доработки — нет четкого понимания, на какой размер субсидии может рассчитывать продюсер. В Приморье выплата осуществляется на следующий год после съемок. В Калининградской области закладывают определенный бюджет на год, и это дает большую ясность продюсерам.

Рибейт в Приморском крае могут получить даже местные команды, при условии, что есть организация кинематографии, а картина получила удостоверение национального фильма. Из проектов, которые снимались в этом году, никто не подавал на субсидию. Документальный фильм «Фатеич и море» и телемуви «На край света» не соответствовали критериям конкурсного отбора на получение рибейта. Важно уточнить, что выплатой субсидий занимается департамент культуры Приморского края. Мы можем только проконсультировать в этом вопросе.

Развитие местного кино в Приморье

15 лет во Владивостоке ведет свою деятельность кинофестиваль «Меридианы Тихого», появилась кинокомиссия и есть люди, которые снимают кино. Хочется им помогать и давать возможность развиваться. Могу отметить режиссера Сергея Боровкова, который работает не только в Приморье, но и в Дагестане с московским продюсером. Он действительно понимает, что делает и что хочет сказать своими фильмами. Еще хорошие отзывы получила последняя картина Георгия Саенко — «Уравнение с неизвестными».

Раньше у местных режиссеров не было места, куда бы они могли прийти и попросить помощи. Мы со всеми встретились и поговорили. Основной запрос — это деньги, но мы не располагаем бюджетом для проведения съемок. Зато можем предоставить необходимое оборудование и специалистов. Главное — прийти с четким планом.

Также мы проводим разные события для развития местной киносферы. Делаем «Ночь кино», запускаем кинофестиваль ВГИКа, организуем питчинги короткого метра. Думаем о создании своей киношколы, пока начали с мастер-классов. Если у специалистов, которые приезжают во Владивосток на выбор натуры или съемки, есть свободное время, то мы устраиваем с ними встречу. Еще планируем открыть библиотеку из книг о кино, которые я собирал в течение многих лет. Специализированные издания стоят дорого, а наша библиотека будет в открытом доступе.

Мечта — большой голливудский проект

Летом в российском Фонде кино прошел питчинг проектов, и три из них готовы приехать на съемки в Приморский край. Сейчас мы решаем, как начать совместную работу.

В большей степени, мы сосредоточены на продвижении самой кинокомиссии. Международная ассоциация азиатских кинокомиссий будет презентовать нашу организацию на Гонконгском кинофестивале, в Лондоне и Лос-Анджелесе. Надеемся, что это позволит привлечь иностранных продюсеров в Приморский край.

Наша мечта — это большой голливудский проект, и надо начать эту историю. Знакомство с менеджерами киностудий Paramount Pictures и Warner Bros. является первым шагом. Например, в Пусане в этом году снималась сцена из «Черной пантеры» студии Marvel. Эпизод был на мосту Кванан, а ведь то же самое возможно во Владивостоке. Для Пусанской кинокомиссии это был первый настолько масштабный проект. Надеемся, что и мы скоро организуем съемки такого размаха.