Клипы на песни «Экспонат» и «В Питере — пить» группы «Ленинград» стали одним из самых популярных отечественных музыкальных видео в этом году (на YouTube они уже набрали 81 миллион и 15 миллионов просмотров соответственно) и неиссякаемым источником мемов. Сергей Шнуров уже давно говорит, что видеоряд в песне важнее музыкального содержания, и последовательно доказывает это с помощью петербургского режиссёра Анны Пармас, известной ранее как один из создателей популярной телепрограммы «Осторожно, модерн!» и соавтор сценариев к фильмам Дуни Смирновой «Два дня» и «Кококо». В её работах для «Ленинграда» сочетаются классический повествовательный принцип (в каждом клипе рассказывается определённая история, есть последовательный сюжет) и здоровый юмор.

The Village решил посмотреть с режиссёром популярные музыкальные клипы этого года, сделанные руками её западных коллег.

Анна Пармас

режиссёр, сценарист

  Я сейчас не очень часто смотрю клипы, хотя когда-то
с увлечением следила
за ними, лет 15 назад, во времена расцвета российского музыкального видео — они были очень разнообразные: и безбашенные, и коммерческие. Их снимали Миша Хлебородов, Фёдор Сергеевич Бондарчук и другие клипмейкеры. Недавно пересматривала классный чёрно-белый клип Лики Стар, когда она едет в такси, а потом они там все оказались вампирами — явно под влиянием Тарантино это сделано, всё просто и клево. 

А сейчас я за такими работами практически не слежу, ну разве за теми, что дети покажут — клипы «Айовы», например, какой-то. И там в этих арт-видео обычно такое сочетание: синхрон, танец, метафора чувств, потом опять синхрон, танец, метафора чувств. Мне, честно говоря, скучновато это смотреть, видимо, я старая уже. Хотя вот клип Оксимирона мне очень понравился, «Город под подошвой», где он перемещается из пространства в пространство. Делала его, кстати, та же компания Fancy Shot, с которой мы придумываем клипы Шнуру.

Бейонсе — «Formation»


Есть, конечно, совершенно классическая тема музыкального видео — так называемый синхрон, когда человек поёт, а его просто показывают, улучшенная схема музыкального видео — это когда тот, кто поёт, ещё и танцует в кадре, ну и ещё популярная схема — это когда тот, кто поёт, заодно и танцует в разных обличьях и в разных местах. Бывает, что всё это придумано со вкусом. Вот у Бейонсе последняя разновидность. Совершенно прекрасный кадр с потопленной машиной где-то, видимо, в Луизиане. Здесь очень точно показан чёрный американский юг. Очень красивый клип, отличная атмосфера. В этом есть дикий драйв, мне нравятся такие стилизации, нарезка эпох, отсылка к видео 80-х.

Сюжета никакого нет, но есть красота. Это такая пародия на богатых белых: Бейонсе в костюме богатой белой южанки. Мне этот клип очень нравится ещё и потому, что здесь продумана вся история и очень хорошо показаны модные женские фетиши. Глубокой, прорывной мысли я тут не считываю, но для этого надо быть, видимо, американцем, чтобы понять, насколько радикально она взялась за чёрно-белую тему. И всё тут по правилам очень хорошего музыкального видео. У меня дети входят как раз в подростковый возраст — они специалисты по такого рода песням. И я тянусь за ними.

Лана Дель Рей — «Freak»


Всё очень красиво тут и очень точно передана атмосфера времени Вудстока. Такой своеобразный «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Выбеленные кадры, как будто на плёнку снимали, и эта выбеленность очень здорово передаёт жару, воздух плывёт. Потом есть герой бородатый, как сейчас снова в моде, марочку кислоты съел — и мир сразу раскрашивается. Всё это по настроению кажется очень правдоподобным и правильным. Не очень ясно только, зачем там в конце эти русалки, мы и так всё уже прочувствовали. Хотя это такое чилаут-видео, фоновое, вот оно и длится поэтому почти 10 минут.

Тут хипстеры изображают хиппи, снова бороды в ход пошли. Есть только ощущение, что хипстеры очень себя ограничивают рамками того, что они считают единственно возможным в плане вкуса. Это такой диктат —  вот так можно, а чуть в сторону — пошлость. Ужасно хипстеры боятся пошлости, а её бояться не надо, с ней можно работать. Пошло как раз так патологически бояться показаться пошлым.

Рианна и Дрейк — «Work»


Такое томление чёрных. Сначала задана мусорная стилистика ночного клуба, где все пьют пиво и бросают всё на пол, потом мы переносимся зачем-то в какую-то немыслимую красоту. Но за тем, как они двигаются, можно наблюдать бесконечно, как за огнём в камине.

Ну и, опять же, это модный подход — снимать на рапиде, как танцуют. А вот подоплёки специальной не вижу, помимо красоты. Там же есть танцевальные баттлы: и вот мы видим, как хорошо у них в этом клипе выступила продавщица мяса. Так что всё демократично, не только Рианна хорошо танцует. Это клуб, танцуют все.

Все, даже вполне высоколобые люди, ценят Рианну, потому что это очень качественный саунд. В этом есть столько жизни, столько секса и страсти, что странно было бы это не уважать.

Massive Attack — «Voodoo in My Blood»


Это интересно рассказанная история, не буквальная, а экзистенциальная, сделано очень круто. Я думаю, нам нужно ещё очень много и долго работать до уровня подобных клипов. Такое придумать, найти такую актрису, которая так всё сделала, на таком уровне снять и передать ощущение, что всё происходит без склеек. Клипы Massive Attack вообще задают планку, а мы потом ещё лет пять это всё жуем и пытаемся повторить. У нас на такую роль, видимо, взяли бы Ингеборгу Дапкунайте, и Ксюша Раппопорт сыграла бы тоже.

У Massive Attack это такая сухая женщина, у которой все страсти внутри, а не снаружи. Полная страстей, а на лице ничего нет, и все эти страсти и эмоции из неё вытягиваются. Удивительная актриса, сначала лицо закрытое, а потом вон что с ней происходит невероятное. Вся палитра страсти.

Азиз Ансари и Эрик Верхейм — «Famous»


Очень мне нравится этот клип, ужасно смешной, отличные парни сняты, которые показывают, что они тоже могут позволить себе съездить куда-то отдохнуть, и фотографируются на фоне достопримечательностей. Красиво могут оттянуться, потанцевать, поесть, вон на льве как хорошо сидят.

Американцы же очень много берут с экрана, и они как бы немножко играют в героев. Вот и эти персонажи тоже играют в какого-то другого, а не в себя. Всё просто сделано, с хорошим юмором, с пародией. Опять же, хорошая смесь — еврей и индус. Да всё тут хорошо.

Radiohead — «Burn the Witch»


Это смешнейшая вещь. Деревня психопатов из деталек «Лего» — это ужасно смешно. 

Сюжет, видимо, такой — едет человек с какой-то инспекцией в деревню, в деревне всё разрушено и всё восстанавливают к его приезду. Он даёт им какие-то инструкции. А потом они его сжигают. 

Причём там в последнем кадре показано, как главного героя сожгли в монстре из зубочисток, а он через секунду появляется в кустах чумазый, но живой. Как можно было на лице куколки так показать офигение при помощи бровок?! Это похоже на американские сериалы, в которых герой приезжает в аккуратный городок, а он оказывается прибежищем маньяков. А в качестве местной забавы и главного шоу у них — сжигание гостей на костре, очищение огнём. Такая вот страшная сказочка. Тут тебе и Догвилль, и чего только нет. 

Это ж надо так клёво придумать! Здесь такая свобода! Вот у нас в плане свободы очень хорошо работать со Шнуровым. Если он тебе доверяет, то даёт полную свободу — делай что хочешь, он ничего не боится. А у огромного количества артистов, особенно у популярных, такой свободы маловато — боятся показаться смешными.

Radiohead — «Daydreaming»


Происходящее в клипе похоже на сон: вы заблудились, вам надо попасть в какое-то место, и вы начинаете плутать. У меня это связано обычно с какими-то лестницами и лифтами, и я всё время оказываюсь не там.

Много-много квартир, много дверей, это абсолютный сон, бесконечный. Такое шаткое пространство. Постепенно тревога начинает нарастать, и никак не найти Йорку место, куда он идёт. А под конец он добрался всё-таки до места, где ему хорошо и тепло.

Как сказал бы Шнуров, к мифической цели мы движемся обратно, извините за выражение, «в мать сыру *****». Это из его последнего, очень грустного чудесного альбома «Пляж наш». Ну и у Йорка тут на лице, конечно, многое отражено — люди, годы, фестивали.

Дэвид Боуи — «Blackstar»


Это клип про страх смерти. Невероятные образы — бинт на глазах Боуи и проткнутые в нём дырки, люди, распятые на крестах, из одежды которых торчит солома. И мир специально показан плоским, и люди сбоку Боуи сжались в кучку и стоят — это просто люди, без специальных отличительных черт. И вот этот танец-трясучка — это тоже какая-то поразительнейшая передача состояния страха. А всё вместе чистая агония. И надежда. Боуи же смотрит всё время вверх и как бы обращается наверх, и в образах этих сумасшедших весь этот страх и надежда переданы.

Это универсальный разговор на универсальную тему, но на совершенно своём языке. И этот язык совпадает с автором, героем и песней. Боуи — гений и гениальный актёр, и весь страх тут его виден.  Не было такого и не будет.


обложка: Parkwood Entertainment/Columbia Records/Sony Music Entertainment