В Москву со своим историческим концертом для оркестра и диджея-тернтейблиста приезжает Габриэль Прокофьев — композитор, диджей, продюсер и внук Сергея Прокофьева. Концерт представляет собой редкое для московской классической сцены зрелище: оркестр вечера — Студия новой музыки под управлением Станислава Малышева — сыграет вместе с хип-хоп-диджеем Tactics, который встанет за виниловые вертушки в колонном зале Дома Союзов.

«Концерт для вертушек с оркестром» Прокофьева, впервые сыгранный в 2011 году, уже стал классикой, а канал BBC в проекте «Десять пьес для детей» выбрал его для обязательного прослушивания детьми в средней школе. Но путь к этому был не так однозначен, несмотря на громкую фамилию.

Габриэль родился в Лондоне в семье художника Олега Прокофьева и вырос на звучавшей в доме классике, но, получив композиторское образование, пошел как можно дальше от филармонических стандартов и начал делать карьеру в хип-хопе. Он диджеил, продюсировал рэп-артистов, писал грайм, а в 2003 году вернулся к корням и создал лейбл Nonclassical и одноименные вечеринки-концерты академической музыки, которые сейчас проходят в разных ночных клубах Лондона, Парижа, Берлина и Нью-Йорка: произведения композиторов XX века и молодых современных авторов исполняются в необычном для них контексте. Сам композитор говорит, что просто хотел привести своих друзей на свои выступления — в консерваторию привести их не удавалось.

The Village попросил Габриэля составить плейлист, который объяснит тесную связь между хип-хопом и классической музыкой, и рассказать о том, как это устроено.

Хип-хоп и классическая музыка

Связь хип-хопа и классической музыки берет свое начало в 1980-х. Практически с момента зарождения жанра хип-хоп-музыканты постоянно использовали семплы из классической музыки в своих треках, а сравнительно недавно и классическая музыка стала ощущать на себе влияние хип-хопа, вбирая в себя как ритмы и энергетику хип-хопа, так и инструменты, которые появились благодаря этому жанру.

Мой «Концерт для вертушек» является одной из тех классических композиций, в которой используются вертушки, которые считаются одним из ключевых инструментов и символов хип-хопа.

Для этого инструмента также писали музыку Шива Фешареки и Бернхард Ланг. А еще ряд композиторов, такие как Анна Мередит и Джин Прицкер, писали для оркестра и бит-бокса, который тоже используют на хип-хоп-выступлениях.

Вот несколько ключевых треков, которые отлично иллюстрируют эту длительную связь классики и хип-хопа:

Plan B «ill Manors» (2012)

Большинство битов в хип-хопе закольцованы, поэтому музыке не хватает ощущения развития и сложности, присущей большинству классических композиций. Но если найти правильный луп и искусно добавить ударные, трек может получиться музыкально захватывающим, даже будучи однообразным.

Plan B обнаружил этот сэмпл на треке «Alles Neu» немецкого хип-хоп музыканта Питера Фокса, и ему так понравился этот луп из музыкальной фразы, вырезанной из Седьмой симфонии Шостаковича (4-я часть), что он использовал его в своем хите «ill Manors».

Beastie Boys «Electrify» (инструментальная версия) (1998)

Перемотаем на 1998 год, и тут у нас Beastie Boys, которые обратились к Стравинскому, чтобы добавить грува своему треку, и одновременно засемплили две музыкальные фразы из «Жар-птицы». Мне больше нравится инструментальная версия:

Suite for Ma Dukes Orchestra «Take Notice»

В 2010 году Мигель Этвуд-Фергюсон спродюсировал оркестровый концерт в память о великом хип-хоп-продюсере J Dilla, умершем тремя годами ранее, в 2006. Он написал для этого выступления ряд оркестровых аранжировок треков J Dilla. Многие аранжировки звучат так, будто предназначены для джаз-бенда, но некоторые похожи на современную классическую музыку, особенно версия трека «Take Notice» с высоко оцененного диска «Rough Draft». Эта история наглядно демонстрирует, как хип-хоп становится классической музыкой.

Love Unlimited Orchestra «Strange Games and Things»

В основе хип-хопа лежит фанк, и именно семплы этого музыкального направления дарят хип-хоп-пластинкам их драйв. Одним из самых популярных музыкантов для семплирования является Бэрри Уайт. У Уайта был свой собственный оркестр на 40 инструментов под названием Love Unlimited Orchestra, и его роскошные струнные аранжировки естественным образом добавляли музыке Уайта классического звучания. «Strange Games and Things» — один из самых классических зажигательных треков этого ансамбля, который можно назвать протоклассическим хип-хопом.

Busta Rhymes «Gimme Some More» (1998)

1998 год был золотым веком хип-хопа, и перед вами еще один трек, в котором очень красивый оркестровый семпл создает неповторимое и жутковатое настроение. Я помню, когда этот трек только вышел, я был очень впечатлен тем, как великолепная партитура Бернарда Херрманна использована в хип-хоп-композиции Busta Rhymes, чей играюче быстрый речитатив шел поверх нот.

The Elysian Quartet «G Prokofiev String Quartet No1» (G Prokofiev Hip-hop Remix)

Это стало первым классическим ремиксом, написанным мной для лейбла Nonclassical в 2004 году. Все звуки ударных в этом ремиксе были созданы из оригинальных звуков струнного квартета: так, щипки на виолончели были преобразованы и превращены в бас-барабан, а удары по струнам обратной стороной смычка превратились в звуки хлопка. Я сделал этот ремикс в размере 3/4, что крайне редко встречается в хип-хопе, но я обнаружил, что этот размер может быть вполне зажигательным. С тех пор я написал несколько вдохновленных хип-хопом треков в размере 5/4 и 7/4. Отношения между хип-хопом и классикой все еще развиваются.

Mark Anthony Turnage «Hammered Out»

Этот трек является одним из самых очевидных примеров того, как классическая музыка заимствует у хип-хопа. По сути, это витиеватая оркестровая аранжировка трека Бейонсе «All the Single Ladies». В этом видео сделан хороший мэш-ап, демонстрирующий сходство двух пьес:

Peter Gregson & Gabriel Prokofiev «Jerk Driver»

В 2003–2010 годах я и сам писал треки в стиле грайм и UK garage. А потом, в 2011 году, я написал этот трек для девяти виолончелей, вдохновленный ритмами грайма и хип-хопа. Я хотел показать, что звук виолончели может быть не менее мощным и распутным, чем любая синтезированная басовая партия, которую вы можете найти в электронной музыке.

IMP Batch «Gype Riddim» (2008)

Этот хит в стиле UK garage/грайм демонстрирует более креативный подход к использованию классических семплов. Он был написан британским продюсером F-T, когда ему было всего 16, а затем прославился благодаря британскому рэперу Crazy Titch и его песне «Sing Along». Но лично я считаю, что слушать надо оригинальную инструментальную версию.

Afrika Bambaata «Planet Rock» (1982)

Это один из самых важных ранних хитов хип-хопа, и хотя в первую очередь он известен благодаря семплу из трека группы Kraftwerk «Trans Europe Express», в нем есть также и семпл из сюиты Стравинского «Жар-птица», который слышен в звуках «оркестрового удара», перемежающего бит трека. Это произошло потому, что вступительный аккорд «Поганого пляса» из сюиты использовался в качестве семпла для звука «оркестрового удара» на новейшем семплере Fairlight CMI, который Afrika Bambaata и применил для написания своего трека.

Suokas «Harmabernar» (с альбома «The New Cycle», Praah Records, 2016)

Российский техно-музыкант Сергей Суокас написал несколько треков, воссоздающих вдохновленные хип-хопом биты с помощью акустических инструментов. Хотя в этом треке не использовано семплов классической музыки, сочетание классических и акустических инструментов для написания необычной танцевальной музыки создает узнаваемый гибрид классики и хип-хопа, звучащий при этом очень естественно. Надеюсь, что он напишет еще немало треков, подобных этому.

Есть еще множество треков, с которыми работал я сам, но которые не поместились в этот плейлист. Если вы хотите разобраться в этой теме чуть глубже, послушайте разные ремиксы, выпущенные на лейбле Nonclassical. Некоторые из них были вдохновлены хип-хопом, особенно те, что вошли в «Концерт для вертушек». А еще есть моя оркестровая аранжировка трека «Posse on Broadway» от Sir-Mix-A-Lot, которая была исполнена симфоническим оркестром Сиэтла и самим Sir-Mix-A-Lot.

SOUND UP № 15: GABRIEL PROKOFIEV /UK/

4 декабря

билеты 2 000–3 500 руб.

Колонный зал Дома Союзов

facebook


Обложка: Faber Music Limited