Лера Нибиру «Путешествие Кромхеля на седьмое небо»

Восемь лет назад одна из первых выставок Леры Нибиру, за которую она сразу получила номинацию на премию Кандинского, была посвящена героям Туве Янссон. То была простейшая серия фотографий — друзья и знакомые на заливе, тщательно загримированные художницей под диковатых существ в духе вселенной финско-шведской писательницы. С тех пор от детской темы Лера не отступала, хотя после знакомства с художником Пепперштейном сменила пасторальные сюжеты на глубокомысленные рассуждения об устройстве Вселенной. Во вступительном тексте к выставке куратор Олеся Туркина называет «Путешествие Кромхеля» волшебной сказкой, но обманываться не стоит: выведенные корявым детским почерком термины вроде «базовый элемент Вселенной», «точка выхода» и «звуковая волна» вызывают разве что подсознательную тревогу.

Когда: 4 сентября — 30 октября

Где: Музей сновидений Зигмунда Фрейда (Большой пр-т П.С., 18а)

Стоимость: бесплатно

 freud.ru

«Ты можешь быть свободным. Современное искусство Белоруссии»

Когда: 7 сентября — 23 октября

Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

Стоимость: 500 рублей

Современное искусство Белоруссии. Звучит как насмешка, однако же вот, в «Эрарту» привезут около 70 работ. Художник из Гродно Сергей Гриневич занимается живописью, которая имитирует диджитал-арт, Жанна Капустникова создает масштабные полотна с колхозницами, устроенные так, будто журнал Vogue вдруг решил сделать репортаж с праздника урожая, а участница Венецианской биеннале Наталья Залозная рассуждает о духе времени, применяя к проблематике соц-арта механику кино: ее работы напоминают расплывчатые кадры из фильма, а герои застывают за секунду до неизбежного падения.

Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы»

Если ввести в Google фразу «китайский художник» — первым в списке окажется Ай Вэйвэй, тот, что разбил вазу эпохи династии Хань, заставил безвестных помощников вылепить из фарфора тонны семечек в натуральную величину, чтобы покрыть ими пол громадного зала в лондонской галерее Тейт, и у которого вечные проблемы с властями: то не выпускают из страны, то сажают под домашний арест. Других китайских художников мир не знает.

Московская галерея «Триумф» везет в «Манеж», как следует из сопроводительного текста к выставке, «художника номер один в Китае», но это совсем не Вэйвэй, а некий живописец Цуй Жучко, про которого известно, что он со скоростью передовика производства (60-метровый свиток за три месяца) рисует гигантские акварели на бумаге и шелке в традиционной технике гохуа с ласкающими слух названиями: «В холодную даль устремилась дрожащая рябь на воде», «Льют дожди, в воздухе витают ароматы трав, речной песок чист, веет весной».

Когда: 11 — 25 сентября

Где: ЦВЗ «Манеж» (Исаакиевская пл., 1)

Стоимость: уточняется

 manege.spb.ru

Фестиваль рисованных историй «Бумфест»

Фестиваль книжной графики и комиксов, десять лет назад организованный усилиями маленькой инициативной группы, решившей доказать, что иллюстрация — это серьезное искусство, в этом году разместится на площадке музея-усадьбы Державина. Против обыкновения, здесь разом покажут почти все проекты, включая юбилейный дайджест прежних смотров, персональную выставку равнодушного к цвету австрийского иллюстратора Франца Зюса и рисунки бельгийского художника Брехта Эванса, создающего абсолютно космические пейзажи ночного Парижа, точно как если бы Ван Гог в детстве смотрел по телевизору «Футураму».

Где: музей-усадьба Г. Р. Державина (наб. Фонтанки, 118)

Когда: 15 сентября — 9 октября

Стоимость: 200 рублей

 boomfest.ru

«Василий Кандинский и Россия»

В России работ Кандинского по понятным причинам очень мало. Почти нет. Этим летом по случаю 150-летия художника два крупнейших музея страны, «Эрмитаж» и Третьяковская галере, делали совместный проект, выставив вместе «Композицию VI» и «Композицию VII». Теперь присоединяются Русский и Пушкинский музеи. В корпусе Бенуа покажут, кажется, все что можно: раннюю живопись и графику, авторский фарфор, работы коллег по обществу «Синий всадник» и художников, выставлявшихся вместе с Кандинским в Салоне Издебского.

Где: Русский музей, корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2)

Когда: 22 сентября — 21 ноября

Стоимость: 450 рублей

 rusmuseum.ru

Павел Брат «И Слово стало плотью»

Художник Павел Брат прославился три года назад проектом «Масса тела», за который был номинирован на премию Курехина. На той выставке он показывал объекты-иконы, сделанные из листов модных глянцевых журналов. Получалось так тонко и эффектно, что даже православные активисты, кажется, предпочли ничего не замечать. Теперь Брат делает новую серию, в которой идет еще дальше:  из тонких листов бумаги создает полноценную скульптуру, имитирующую живую природу, — словно бы поросшие мхом коряги, пробитые ржавыми гвоздями и скрепленные ярко-красными книжными обложками.

Когда: 23 сентября — 22 октября

Где: галерея Anna Nova

Стоимость: бесплатно

«Метаформы»

Московский центр современного искусства «Марс», с некоторых пор специализирующийся на высокотехнологичном искусстве, решил открыть временное представительство в Петербурге и теперь займет выставочную площадку в пространстве «Бездельники». Первым проектом будет выставка «Метаформы». Список участников еще формируется, но суть затеи такова: уличные художники делают серию традиционных граффити на стенах, а программисты центра оживляют их при помощи специальной техники вроде очков виртуальной реальности.

Когда: 23 сентября — 10 января

Где: пространство «Бездельники» (ул. Итальянская, 17)

Стоимость: уточняется

Фестиваль современной фотографии «Присутствие»

Сразу на нескольких городских площадка (их список еще не определен, но среди возможных локаций — пространство «Тайга», завод «Красный треугольник» и Новая Голландия) «Фотодепартамент» запускает масштабный фестиваль современной фотографии с лекциями, мастер-классами, открытыми дискуссиями и, конечно, выставками. Есть сквозная тема — «Присутствие», которую можно понимать в скучном культурологическом контексте (рассуждая о месте фотографии в современном мире и тому подобном), а можно в антониониевском — фотограф и фотография и впрямь окружает человека повсюду, порой вторгаясь в частную жизнь с непредсказуемыми последствиями.

Когда: начало октября

Где: «Фотодепартамент»

Стоимость: бесплатно

«Циолковский. Вторые пришествия».

Год назад Арсений Жиляев показал в венецианском палаццо Каза деи Тре Очи свой масштабный проект — тотальную инсталляцию в духе московского концептуализма, презентующую выдуманный музей будущего (по легенде, человечество расселилось по разным другим планетам, а на Земле устроили что-то вроде гигантского тематического парка «Колыбель человечества», населенного историческими персонажами, воскрешенными методами генной инженерии). Выставка в Новой Голландии — продолжения проекта. Новая легенда такая: Константин Циолковский воскресает в ракете, построенной по его эскизам, но скоро понимает, что все вокруг является лишь высокоточной реконструкцией, созданной для музейной экспозиции «Пионеры космонавтики Земли».

Когда: 7 октября — 10 ноября

Где: Новая Голландия

Стоимость: бесплатно

Вика Бегальская, Александр Вилкин «Раффлезианство»

Экспрессивная умница-феминистка Вика Бегальская и панк-провокатор, один из основателей скандальной группы «Протез» Александр Вилкин начали работать вместе пару лет назад и почти сразу попали в шорт-лист премии «Инновация» с кукольным спектаклем про проституток. Тогда казалось, что в дуэте интеллигентной барышни и хулигана солирует хулиган. Но, похоже, нет. Весной в их совместном проекте «Те, кто обладает желудком» в московской галерее Pop/off/art живопись определенно главенствовала над нарративом и эффекта производила больше, чем фривольные сюжеты и накарябанные поверх абсурдистские лозунги («Люди, не трогайте животных, убивайте друг друга»). Хорошей живописи в первую очередь стоит ждать и от петербургской выставки.

Когда: с 20 октября

Где: галерея Марины Гисич

Стоимость: бесплатно

«Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты»

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Когда: 21 октября — 30 апреля

Стоимость: 400 рублей

hermitagemuseum.org

В 2008 году Ян Фабр превратил залы Лувра с голландской живописью в форменный бестиарий: в зале парадных портретов он раскладывал надгробные плиты, среди которых полз гигантский червяк с человеческой головой, в другом зале выставлял железную кровать и гроб, инкрустированные переливающимися жуками-златками. Бельгиец Фабр — дитя своей страны, в которой начиная с 17 века антверпенские патрициаты требовали от художников буйства плоти даже в сюжетах из Священного Писания, а мастерские художников, должно быть, напоминали инстаграмы современных фуд-блогеров. Еще он внук своего деда — знаменитого французского энтомолога Жана-Анри Фабра, которого Виктор Гюго называл «Гомером насекомых». Панцири, скелеты, рога, чучела животных или даже кровь, которую он использует в своих работах, — не способ шокировать публику, а естественный взгляд на мир человека, что был окружен коллекциями заспиртованных тварей с детства.

В Эрмитаж Фабр везет около 200 работ, которых превратят в масштабную инсталляцию и, как это было в Лувре, разместят среди постоянных экспонатов. К неизбежным спорам Эрмитаж готовится заранее — в рамках выставки проведут серию лекций, образовательных мастер-классов и круглых столов.

«Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»

Ампурдана — регион в испанской Каталонии, где родился Сальвадор Дали. Этот факт активно использует местная развлекательная индустрия, долгие годы гипнотизирующая туристов образом патлатого безумца с усиками-антеннками и муравьедом на поводке. Выставка каталонского сюрреализма тоже по-своему эксплуатирует имя Дали. Здесь он выступает локомотивом, к которому цепляют еще почти три десятка авторов, о которых вообще-то известно немного. Тем, впрочем, интереснее: подобно тому как иногда за эффектным фасадом скрывается голый пустырь, так и за скромной калиткой может обнаружиться дивной красоты тайный сад.

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Когда: 28 октября — 5 февраля

Стоимость: 400 рублей

 hermitagemuseum.org

«Восхитительный мир Феллини»

Большая выставка костюмов из фильмов Федерико Феллини. Привезут около 50 вещей, хотя чтобы собрать толпы зрителей, было бы достаточно и одного платья американской кинозвезды из знаменитой сцены в фонтане Треви. Кроме костюмов, покажут элементы декораций, предметы интерьеров, старые афиши и фотографии со съемок — все, что удалось собрать по архивам и частным коллекциям.

Когда: 28 октября — 29 января

Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

Стоимость: 500 рублей

Юлдус «Сотворенная Жизнь»

Когда: 28 октября — 17 декабря

Где: галерея Anna Nova

Стоимость: бесплатно

Петербургская фотохудожница Юлдус известна своими поставочными снимками: сначала были парни в масках и балетных пачках, потом модельной внешности барышни в русских кокошниках и метросексуалы в рыцарских доспехах. Что-то такое, очевидно, будет и теперь. Сама Юлдус в пояснительном тексте к выставке намекает на вымышленную реальность, сны и любовь, но не нужно ждать сюрпризов — девичьи грезы оригинальностью отличаются реже, чем принято думать.

«Фотоклуб „Зеркало“. После сказанного»

Образованный в конце 60-х клуб «Зеркало» — главный ленинградский любительский фотоклуб. Участники собирались в ДК им. Кирова, потом в ДК им. Карла Маркса, фотографировали, обсуждали снимки, пробовали делать выставки. Последнее давалось нелегко — нужно было отправить готовые работы в Дом самодеятельного творчества, потом в Райком, потом в Горком, потом еще куда-то. Возвращали снимки иногда в таком состоянии, что уже не хотелось вешать, но если вешали — собирались очереди. Притом зрители шли не ради какой-то крамолы, нет, ничего особенного, что там — женская тень, двор-колодец, очередь в столовой — обычная жизнь. На выставке в «Росфото» покажут работы более полусотни авторов, посещавших фотоклуб, звезд вперемежку с любителями, что, собственно, и есть главное доказательство уникальности «Зеркала» — звездами из того клуба вышла чуть ли не половина.

Когда: 30 ноября — 29 января

Где: «Росфото» (ул. Большая Морская, 35)

Стоимость: 150 рублей


Изображения: обложка – Государственный Эрмитаж, 1 – «Эрарта», 2 – Государственный Эрмитаж, 3 – галерея Anna Nova