Поймай меня, если сможешь: Главные криминальные комедии 37 важных фильмов от «Бумажной луны» до «Парней со стволами»
Текст
алиса таёжная
На прошлой неделе в прокате стартовали «Парни со стволами», криминальная комедия о юных оружейных поставщиках американской армии с Джоной Хиллом и Майлзом Теллером в главных ролях. В оригинале фильм называется War Dogs — «Псы войны», что гораздо лучше соответствует образам реально существовавших прототипов героев, у которых не осталось ничего святого. Автор — режиссёр Тодд Филиппс, придумавший все «Мальчишники в Вегасе» и сделавший имя на фильмах об угаре и безответственности. The Village вспоминает, как развивался жанр криминальной комедии и какие великие фильмы он нам подарил.
Криминальные комедии — трудный жанр, лучшие из образцов которого умело балансируют на грани смешного и увлекательного: сюжет должен затягивать и быть непредсказуемым, шутки — врезаться в память на несколько лет. Первые криминальные комедии росли вокруг традиции американских нуаров и вестернов как их легкомысленный поджанр: любите тени, туман и погони в прериях — а что, если мы добавим туда гэгов и одну романтическую линию? Так уже в 40–50-е в криминальном жанре появляются типажи, хорошо знакомые из радиопостановок и бульварной литературы: напёрсточник, охотник за головами, воровка, хитрая искусительница, молчаливый и неуклюжий детектив или богатый обманутый муж.
С опыта фильма в криминальном жанре начинают большинство режиссёров французской «новой волны»: в первых фильмах Шаброль, Трюффо и Годар («Стреляйте в пианиста», «400 ударов», «На последнем дыхании») рассказывают именно истории о маргиналах, игнорируя правила съёмки в студиях и привычную расстановку сил в романтических сценариях, где любовь часто заканчивается хеппи-эндом. Их молодые герои умны, ироничны, живут легко и против правил, а актёры не позируют в павильонах в надежде на отличный ракурс. Не снимая комедий (но и без чрезмерной серьёзности), начинающие режиссёры находили в криминальном жанре ту свободу обращения с материалом, живой речью и молодыми исполнителями, которых так не хватало системе, не сдвигающейся с рельсов.
С начала 60-х и до наших дней половина крепких и хороших дебютов ассоциируется с жанром детектива: кому-то смеяться не хотелось (скажем, Николасу Виндингу Рефну и Полу Томасу Андерсону), кто-то издевался над всем — от мафиозных повадок до акцентов. Достаточно вспомнить хотя бы, какой шум наделали «Карты, деньги, два ствола» или «Залечь на дно в Брюгге». Почти в каждой фильмографии большого режиссёра после 50-х годов найдётся дебютный фильм-путешествие в детективный жанр: околокриминальными будут дебюты Пазолини («Аккатоне») и Фассбиндера («Любовь холоднее смерти»), позже — братьев Коэн («Просто кровь») и Квентина Тарантино («Криминальное чтиво»). Все они будут принимать во внимание приёмы, сложившиеся в жанрах криминальных комедий своего времени про коррумпированных полицейских, легковерных мужей и отпетых мошенников.
5 классических криминальных комедий, которые обязательно стоит посмотреть
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.