Extension. Fi

Когда: 9 июня — 25 июня

Где: Галерея «Триумф»

Продолжая серию выставок про современное искусство разных стран, галерея «Триумф» покажет работы двенадцати ведущих художников Финляндии. От широко известного, в том числе за пределами страны, скульптора Каарины Кайкконен до неоднократно представлявшего Финляндию на Венецианской биеннале художника Кари Кавена. И того и другого заботит захламление окружающей среды, а точнее — вопрос, что делать со старыми, уже ненужными вещами. На выставке в Москве у Каарины Кайкконен будет инсталляция из разношенных туфель ее матери, которые она превратила в экзотических насекомых и хищные цветы. А у Кари Кавена — калейдоскопическая картина из осколков разбитых зеркал, найденных художником на мусорных свалках.

Жанлу Сьефф — «Мэтр высокого стиля»

Снимавший в XX веке для Vogue и Harper's Bazzar, классик фэшн-фотографии Жанлу Сьефф зафиксировал в черно-белых портретах хедлайнеров мировой культуры — от Альфреда Хичкока и Джейн Биркин до Ив Сен-Лорана и Твигги. На выставке в ММАМ в продолжение биеннале «Мода и стиль в фотографии» покажут около семидесяти его снимков моды, в которых главное — не одежда, а удовольствие участников фотопроцесса, в том числе зрителя. Удовольствие от эротичных изгибов женского тела или мистичных крупных деталей — будь то загородный дом, как будто принадлежащий детям Мисс Перегрин, или папоротниковые заросли, прячущие Твигги.

Когда: 1 июня — 30 июля

Где: «Мультимедиа Арт Музей»

Рэймонд Петтибон — «Облако ложного прочтения»

Американский художник Рэймонд Петтибон встряхивает современность с ее войнами и повседневным насилием, добавляя своим рисункам тушью, похожим на комиксы, едкие комментарии или поэтические подписи. Его искусство — это бесконечная вселенная из реалий нашего и прошлого веков, персонажей вымышленных и реальных. Там есть Иосиф Сталин, Рональд Рейган и Супермен, есть свастика, американский флаг и бейсбол. Иногда он комментирует от себя, иногда цитирует любимых писателей вроде Роберта Стивенсона. Его персональная выставка в «Гараже» представит около трехсот работ и личные архивы из газетных вырезок и фрагментов книжек.

Когда: 7 июня — 13 августа

Где: Музей современного искусства «Гараж»

«Дэвид Аджайе: форма, масса, материал»

Когда: 7 июня — 30 июля

Где: Музей современного искусства «Гараж»

В России архитектор Дэвид Аджайе известен проектом московской школы управления «Сколково». В нем, как и всегда, он позаботился не только о том, что снаружи здания, но и о том, что внутри — от света, заполняющего помещение, до просторных зон внутри здания, нужных человеку для отдыха и общения. Стратегиям Дэвида Аджайя «Гараж» посвящает персональную выставку, состоящую из порядка двадцати проектов архитектора — как общественных зданий, так и жилых домов. Помимо моделей уже готовых построек, вроде знаменитого Музея афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне или проектной документации еще строящихся зданий, типа Музея современного искусства в Риге, на выставке представят исследование Дэвида Аджайя, посвященное архитектуре африканских столиц.

Сергей Шнуров — «Ретроспектива Брендреализма»

Эта ретроспективная выставка — по сути, огромная иллюстрация песни группы «Ленинград» про лабутены. Или иначе — критика современной жизни, насквозь пропитанной брендами: от выбора места для отпуска до покупки в магазине бутылки воды. Брендреализм — концепция живописи, которую Сергей Шнуров придумал лет десять назад. И посредством нее ничего нового он не сказал, просто зафиксировал реальность с рубашками от Дольче Габбана и мемом от Дмитрия Медведева про «Денег нет, но вы держитесь».

Когда: 7 июня — 9 июля

Где: Московский музей современного искусства на Тверском бульваре

Персональная выставка арт-группы Recycle

В то время как арт-группа Recycle во второй раз представляет Россию на главном событии в мире современного искусства — Венецианской биеннале, в Москве покажут их персональную выставку в храме классического искусства. В залах ГМИИ разместят около двенадцати скульптур краснодарских художников, которые превращают издержки современности — будь то увлеченность соцсетями или бесконечное потребление, в псевдоархеологические скульптуры, которые когда-нибудь будут найдены потомками. На выставке покажут работу из проекта Recycle для прошлой Венецианской биеннале — деревянные останки Ноева ковчега с отпечатавшимися иконками инстаграма и ютьюба. Из новых проектов будет скульптура человека, медитирующего со смартфоном и с мусорным баком на спине.

Когда: 21 июня — 20 августа

Где: Государственный музей изобразительных искусство имени А. С. Пушкина

Сергей Шеховцов — «Мир. Рай. Love»

Когда: до 15 июля

Где: Музей АРТ4

В 90-х работающий в том же сквоте, что и Владимир Дубоссарский и Авдей Тер-Оганьян, художник Сергей Шеховцов создает скульптуры, которые кажутся каменными и монументальными, а в реальности оказываются всего лишь крашенным поролоном. Так, его мотоциклиста, пробивающего кирпичную стену, — известную работу для Русского павильона на Венецианской биеннале — хочется потрогать, поскольку не веришь, что это обычный поролон. Для новой выставки Сергей Шеховцов практически отказывается от излюбленного материала, заменяя его стеклопластиком. Из него он складывает слова, которыми могли бы быть исписаны городские заборы и гаражи. На «Злости» у художника не остается свободного места — вся она покрыта вбитыми гвоздями, а Freedom изъели мыши.

«Худпром Конго: живопись для народа»

Живопись Конго отражает современные реалии республики: начиная днем сегодняшним и углубляясь в историю практически на 60 лет назад — к точке, когда колония обрела независимость от Бельгии. Сегодня заказчиками для художников часто выступают граждане, на деньги которых создается несколько наивная живопись. Или иначе — штампуется, так как конголезское современное искусство поставлено на поток: так много заказов. Постколониальную живопись Конго «Гараж» ставит рядом с искусством российской Чукотки, тем самым исследуя отношения между метрополией и периферией.

Когда: до 13 августа

Где: Музей современного искусства «Гараж»

Ник Брандт — «Унаследовать пыль»

Английский режиссер, а теперь фотограф, Ник Брандт в 90-х работал с Майклом Джексоном. Тогда на съемках клипа «Earth Song» в Танзании, он и начал фотографировать африканских животных, массив фотографий которых теперь трансформировался в экологический проект «Унаследовать пыль». Портреты диких зверей он клеит на огромные щиты и устанавливает там, где некогда была среда их обитания. Так, африканский слон оказывается на мусорной свалке, а жираф гуляет по каменоломне. В ММАМ покажут 19 фотографий из этого проекта Ника Брандта.

Когда: до 3 сентября

Где: «Мультимедиа Арт Музей»

Джорджо Моранди

Самое главное в зрелых натюрмортах итальянского живописца Джорджо Моранди — это цветовая гамма. Из его мягких сочетаний приглушенных цветов хочется собрать модный минималистский лук или стильно оформить рабочее пространство в квартире. Джорджо Моранди пишет картины с обычных вещей, взятых на кухне, — стеклянных бутылок разной формы или бабушкиных ваз. По сегодняшним меркам его натюрморты могут напомнить стильные инстаграм-раскладки фэшн-блогеров — правда, они гораздо изящнее. На ретроспективной выставке в ГМИИ представлено около 70 живописных полотен и акварелей Джорджо Моранди. По ним можно проследить, как художник пришел к своим «раскладкам» пудровых оттенков, начав путь с метафизической живописи, напоминающей Джорджо де Кирико, работы которого мы видели этой весной в Третьяковке.

Когда: до 10 сентября

Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«Антонио Гауди. Барселона»

Первая в России выставка Антонио Гауди рассказывает о том, почему всех восторгает его архитектура в Барселоне. Макеты зданий, чертежи и эскизы испанского гения лучше смотреть с экскурсоводом — сами по себе они с этой задачей не справляются. Хотя если держать в голове, что в архитектуре знаменитого Дома Мила с волнообразным фасадом или Дома Батльо, известного также как «Дом Костей», заложена не только декоративность, но функциональность и комфорт — можно понять про Антонио Гауди многое. И заметить, что башенки-скульптуры на крыше Дома Мила — это не что иное, как скрытая вентиляция, а изящно выгнутая дубовая мебель из Дома Батльо — первый шаг к эргономике в дизайне.

Когда: до 10 сентября

Где: Московский музей современного искусства на Петровке


Текст: Наталья Носова

Фотографии: обложка – Tuomas A. Laitinen/Triumph gallery, 1 – Axel Antas/Triumph gallery, 2 – Дэвид Аджайе/Garage, 3 – Сергей Шеховцев/Art4