«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов»

Когда: 30 мая — 3 сентября

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 400 рублей

hermitagemuseum.org

Вероятно, главная выставка года: Эрмитаж первым привез в Россию персональный проект важнейшего современного художника, лидера послевоенного немецкого искусства Ансельма Кифера. Ради выставки в Николаевском зале Зимнего дворца выстроили специальное трехчастное пространство из белоснежных фальшстен, в которых выставлено около 30 новых масштабных полотен Кифера, посвященных русскому поэту Велимиру Хлебникову. The Village подготовил специальный гид по выставке, ознакомиться с которым можно здесь.

Хант Слонем

До конца июня в Мраморном дворце работает персональная выставка одного из самых ярких представителей американского неоэкспрессионизма Ханта Слонема. Слава милого чудака-романтика, содержащего гигантскую мастерскую с собственным авиарием, где живут десятки экзотических птиц, и рисующего бесчисленных кроликов, бабочек и попугаев, некогда сделала художника любимцем голливудских селебрити и популярных журналов. Кроме зверей и птиц, на выставке показывают некоторые портреты Слонема, а также новую работу — «Визит в Кремль», созданную под впечатлением от посещения Москвы два года назад.

Когда: 25 мая — 26 июня

Где: Русский музей, Мраморный дворец (ул. Миллионная, 5/1)

Стоимость: 300 рублей

rusmuseum.ru

«Шелковый лабиринт»

Следом за Эрмитажем и «Эрартой» за проекты, посвященные известным дизайнерам, взялась KGallery. До конца июля здесь показывают выставку редких шелковых платков Hermès из частной российской коллекции, которая насчитывает более 700 предметов и входит в тройку крупнейших в мире. Для показа отобрали около 50 платков, начиная редкими экземплярами 1930-х годов и заканчивая современными образцами, и разделили их на три раздела: кроме ранних раритетных предметов, можно увидеть платки, посвященные русской культуре и истории, а еще лимитированные серии, выпущенные по специальным заказам к значительным военным и политическим событиям во Франции, свадьбам и годовщинам европейских монархов, Олимпийским играм и так далее.

Когда: 3 июня — 30 июля

Где: KGallery (наб. Фонтанки, 24)

Стоимость: 200 рублей

kgallery.ru

«Жар-птица»

Poetic Kinetics — группа американских визионеров, объединившихся в 2005 году, чтобы совместно реализовывать смелые и технически сложные проекты на стыке современного искусства, дизайна, перформанса, кино и музыки. В первую очередь команда известна масштабными технологичными инсталляциями вроде подвижного гигантского цветка-мухоловки, которую она сделала для фестиваля Burning Man, или уличного спектакля, созданного к Олимпийским играм в Пекине. В Петербурге Poetic Kinetics, вдохновившись восточнославянским фольклором и иллюстрациями Ивана Билибина, растянули над островом Новая Голландия гигантскую, площадью более 10 тысяч квадратных метров, конструкцию из сверхпрочной нити и парашютной ткани, напоминающую хвост птицы и приходящую в движение на ветру. Инсталляция будет украшать остров до конца летнего сезона, но заглянуть на Новою Голландию стоит уже сейчас: до 18 июня в павильоне работает выставка, документирующая творчество художников — на ней можно увидеть макеты, скетчи, фото- и видеоматериалы, рассказывающие о предыдущих проектах группы.

Когда: 3 июня — 30 сентября

Где: Новая Голландия

Стоимость: бесплатно

newhollandsp.ru

II Центуриеннале сибирского современного искусства

Когда: 6–18 июня

Где: Галерея «Свиное рыло» (наб. Фонтанки, 5)

Стоимость: бесплатно

facebook.com

«Центуриеннале» — это, конечно, шутка и преувеличение, но прославленную арт-группу «Синие носы» в Петербурге и впрямь увидеть можно нечасто. В панковской галерее «Свиное рыло» фирменные околополитические юродства Вячеслава Мизина и Александра Шабурова — некогда объявлявших творческим методом «художественное слабоумие», но притом умевших точнее других подмечать архетипичные образы, превращая их в мемы, задолго до появления самого этого термина, — разбавлены работами близких по духу авторов: Василия Слонова, сделавшего как-то партию мухобоек с портретами мировых лидеров и разработавшего партию альтернативных сувениров к Олимпиаде в Сочи, а еще Дамира Муратова, прославившегося рисунками Mickey Mao, на котором изображен Мао Цзэдун с ушами Микки-Мауса, и Che Burashka (чебурашка с калашниковым в берете Че Гевары).

«#Притяжение»: «Винзавод» в Санкт-Петербурге

«Манеж» запускает новую серию выставок, в рамках которых будет приглашать к сотрудничеству крупнейшие российские и зарубежные художественные институции. Первая выставка цикла подготовлена совместно с московским центром современного искусства «Винзавод», который презентует сразу два своих проекта: Best of Russia — существующий девять лет открытый фотографический конкурс, принять участие в котором может любой желающий, и выставку «Ура…скульптура!» — представительный смотр современных авторов, работающих в жанре скульптуры, от классиков Анатолия Осмоловского и Олега Кулика до заметных молодых авторов.

Когда: 8 июня — 30 июня

Где: ЦВЗ «Манеж» (Исаакиевская пл., 1)

Стоимость: 300 рублей

manege.spb.ru

«Неизвестный новый»

В «Новом музее» все лето будут показывать выставку работ из условных запасников музея, тех, которые прежде для широкой аудитории не выставлялись. Причем половину из них составляет домашняя коллекция основателя музея Аслана Чехоева, скоропостижно скончавшегося год назад. Этим объясняется тот факт, что какого-то осмысленного отбора произведений проводить не стали, решив показать всего понемногу: среди экспонатов — картины ленинградского абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко, работы концептуалиста-фантазера Анатолия Белкина, имперские видения Алексея Беляева-Гинтовта, классика отечественной живописи Натальи Нестеровой и, например, панковские эксперименты Владимира Козина из «Новых тупых».

Когда: 9 июня — 27 августа

Где: «Новый музей» (6-я линия В.О., 29)

Стоимость: 200 рублей

novymuseum.ru

«В гробу мы видели это искусство»

Бесславный, но показательный финал истории творческого объединения BZMST, созданного полтора года назад участниками программы «Школа молодого художника» фонда «Про Арте». Противясь традиции коллективных выставок молодых авторов, искусственно объединяемых кураторами, команда поставила перед собой амбициозную цель: создать художественное сообщество, неподвластное влиянию извне, а для этого использовали необычные методы — например, участники BZMST на сутки запирались в галереях и мастерских, где обсуждали проекты. Документация этих опытов стала основой выставки, которую прошлым летом показали в рамках Московской международной биеннале молодого искусства, а позднее в галерее «Люда» в Петербурге, наконец, в рамках фестиваля «Арт-проспект» прошла акция-перформанс «Музей самоорганизации», в которой художники строили свой собственный музей из материалов и предметов, подаренных им местными жителями. Однако, несмотря на некоторые успехи, BZMST решило самоликвидироваться, а напоследок все-таки провести независимую выпускную выставку.

Когда: 22 июня — 2 июля

Где: Пространство «Тайга» (Дворцовая наб., 20)

Стоимость: бесплатно

vk.com

Common Ground

Когда: 23 июня — 2 сентября

Где: Anna Nova (ул. Жуковского, 28)

Стоимость: бесплатно

annanova-gallery.ru

В современном искусстве ассистенты — вроде литературных рабов: почти каждый художник, занимающийся масштабными инсталляциями, высокотехнологичными проектами или постановочной фотографией вынужден прибегать к их помощи. Контракт к полной безвестности ассистентов не принуждает, в тени они остаются естественным образом, слава достается лишь автору идеи. Тем не менее работа ассистента иногда может стать хорошим началом карьеры для молодого художника. Вот пример: галерея Anna Nova привозит групповую выставку 20 начинающих американских авторов, объединенных тем, что все они трудятся в студии Роберта Лонго, известного нью-йоркского художника и скульптора. На выставке покажут работы в самых разных техниках — от рисунков и живописи до скульптуры и звуковых инсталляций. Лонго, который сам в свое время начинал как ассистент художников Вито Аккончи и Денниса Оппенгейма, поддержит проект своим «Этюдом для маленького лица» из серии «Монстры», выполненным в традиционной для художника технике крупноформатного рисунка углем на бумаге.

«Я всегда мечтал о большом и чистом искусстве»

Один из основателей маргинальной петербургской группы «Новые тупые», образованной в самый беспросветный период 90-х годов, Владимир Козин, по части как раз беспросветности и маргинальности оказался самым последовательным из всех ее участников. Даже после фактического распада объединения он продолжал сеять отчаяние и безнадегу (преимущественно при помощи черной автомобильной резины), даже тогда, когда жизнь, казалось, пошла на лад, а в воздухе витал дух свободы и надежды на перемены. Что-то такое покажут и теперь: в основе экспозиции в галерее Марины Гисич — работы, обыгрывающие классические произведения живописи (вроде «Черного квадрата» Казимира Малевича или «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина), а также новая серия Vanitas с маленькими пластмассовыми скелетиками, отсылающая к жанру барочного искусства, некогда призванного напоминать о преходящести удовольствий и тщетности бытия.

Когда: 23 июня — 1 августа

Где: Галерея Марины Гисич (наб. Фонтанки, 121)

Стоимость: бесплатно

gisich.com

«#МеняНеВзяли»

Музей нонконформистского искусства готовит проект, вдохновленный мартовским масштабным флешмобом #МеняНеВзяли, в рамках которого пользователи соцсетей делились друг с другом историями своих неудач. Задумка любопытная: для выставки отбирают работы художников-нонконформистов, которые по тем или иным причинам не были приняты на выставки. Некоторые в свое время не прошли советскую цензуру, другие — застряли на таможне, третьи — не попали на конкурс, потому как автор банально проспал дедлайн. Будут и более оригинальные трактовки концепции: например, Иван Оласюк покажет холст, который в середине 90-х был расстелен на полу в его мастерской и залит краской во время работы над другими картинами.

Когда: 24 июня — 23 июля

Где: Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр-т, 53)

Стоимость: 100 рублей

vk.com

«Centre de gravité. Сила притяжения»

Большой кросскультурный фотографический проект о России, в рамках которого работы одиннадцати фотографов, представляющих пять стран — России, Грузию, Францию, Канаду и США — были объединены в большой альбом. Книга вышла прошлой осенью, а теперь ее покажут в формате выставки. Как и в печатной версии, фотографии будут разделены на 14 сюжетных линий, а каждый снимок будет сопровождать комментарий автора.

Когда: 26 июня — 7 августа

Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

Стоимость: 500 рублей

erarta.com

Выставка к 15-летию «Росфото»

Когда: 13 июля — 10 сентября

Где: «Росфото» (ул. Большая Морская, 35)

Стоимость: бесплатно

rosphoto.org

Музей «Росфото» в этом году празднует 15-летие, за это время практически с нуля удалось собрать внушительную коллекцию, насчитывающую более 25 тысяч вещей. Самые заметные и интересные экспонаты, попавшие в коллекцию за это время, покажут на специальной юбилейной выставке. Сотня фотографий охватывает все этапы развития фотографий — от антикварных работ конца XIX века и классических снимков до актуальных экспериментов некрореалиста Евгения Юфита, концептуалистов Комара и Меламида и гениального портретиста Игоря Мухина.

«Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930-х годов»

Выставка братьев Хенкиных — пожалуй, самый личный проект Эрмитажа из числа приуроченных к юбилею революции: главный российский музей выставляет работы прежде никому не известных фотографов-любителей, неожиданно оказавшиеся идеальной иллюстрацией жизни целого поколения людей, настигнутых политическими и социальными трансформациями. Братьев Якова и Евгения Хенкиных события 1917 года разделили: один оказался в Ленинграде, другой — в Берлине. Оба снимали будничную, незаметно меняющуюся жизнь горожан. Финал истории трагичен: Яков погиб на фронте в 1941-м, а вернувшийся из Берлина в 1936 году Евгений был вскоре арестован и расстрелян НКВД. Все, что осталось, — большой и причудливый семейный фотоархив, который на выставке в Эрмитаже покажут впервые.

Когда: 1 июля — 24 сентября

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь, 2)

Стоимость: 400 рублей

hermitagemuseum.org

«Искусство — в жизнь!»

Трансформации, которые предполагала Октябрьская революция, выходили далеко за пределы только социальных и политических: преобразовать планировалось вообще все — от частных бытовых привычек до городского ландшафта. Например, в 1918 году в Петрограде был образован отдельный Декоративный институт, в задачи которого входила разработка «произведений искусства», которые бы не просто не противоречили идее «нового быта», но и помогли ей прижиться. Организация просуществовала всего восемь лет и за это время заметного следа оставить не успела. Тем не менее к юбилею революции Русский музей готовит специальную выставку, на которой покажет предметы прикладного искусства, созданные в стенах института, а еще коллекцию эскизов оформления городских улиц и зданий, модели пропагандистских памятников и фарфор. Среди авторов — Казимир Малевич, Натан Альтман и Николай Суетин.

Когда: 17 августа — 20 ноября

Где: Русский музей (наб. канала Грибоедова, 2)

Стоимость: 450 рублей

rusmuseum.ru

«So close, so far: границы видимого»

В конце лета в пространстве «Тайга» пройдет выставка-диалог между молодыми художниками России и Финляндии — совместное размышление на тему географического соседства и фундаментальных культурных отличий. Задумка очевидная — кажется, что-то подобное было уже миллион раз, но почему бы не попробовать снова. На этот раз объединяющим мотивом стал интерес художников к личному опыту и социальной среде. Петербурженка Лиза Бобкова, скажем, зашифровывает свои истории в инсталляциях из ткани, бумаги и стали с узорами, напоминающими то ли нотный стан, то ли эхограмму беспокойного сердца, а живущая в Хельсинки Айно Аксенья, напротив, предпочитает максимальную натуралистичность: без прикрас фотографирует себя и свою жизнь, устраивает обезоруживающие открытостью перформансы — например, гладит белье в залах галереи прямо во время вернисажа.

Когда: 23 августа — 3 сентября

Где: Пространство «Тайга» (Дворцовая наб., 20)

Стоимость: бесплатно

vk.com


Фотографии: обложка – Центральный выставочный зал «Манеж», 1 – Anselm Kiefer/Charles Duprat/Государственный Эрмитаж, 2 – Галерея «Свиное рыло», 3 – Anna Nova, 4 – «Росфото»