The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы рассказываем, почему советское кино считается культовым, с чего стоит начинать знакомство с Тарковским, Хуциевым и Германом-старшим и где в Москве показывают «Сто дней после детства».

Что смотреть у советских режиссёров. Изображение № 1.

Максим Семёнов

киновед, кинокритик

 

Мы все так или иначе выросли внутри советского кинематографа. На стороне советского кино есть время, поэтому с точки зрения обычного зрителя оно успешнее российского — есть такая иллюзия, когда ты смотришь на прошлое и кажется, что тогда были одни шедевры.

История советского кино очень хорошо делится на этапы.

Период с 1924 по 1936 годы, когда творили Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, принято считать золотым веком. Первый этап авангарда, немой период, был с 1924 по 1930 годы. Второй — с 1930 по 1936 годы, когда в кино пришёл звук и нужно было создать социалистический реализм. Сейчас может показаться, что это что-то страшное, но тогда он породил новую волну экспериментов, потому что никто не понимал, каким он должен быть. И такие классические ленты, как «Аэроград» Александра Довженко или «Лётчики» Юлия Райзмана, — это первые попытки создать соцреалистическое кино.

С 1937 года и до конца Второй мировой войны длится промежуточный этап, когда продолжают выходить хорошие фильмы, и постепенно складывается канон. Примерно с 1946 по 1953 годы — это период сталинского кино, такого странного, очень помпезного стиля, когда все режиссёры снимают почти одно и то же, и смотрится это как программа Дмитрия Киселёва, только с актёрами, которые периодически ещё и поют.

В 50–60-е годы начинается «серебряный век», когда советское кино обретает то величие, за которое его любили. Например, такое понятие, как «новая французская волна» сконструировано по аналогии с «новой русской волной». В 1968-м происходит перелом, наши вводят танки в Прагу, происходит разочарование в советской системе, и в 70-е годы начинается то, что мы условно можем назвать «кинематографом Тарковского». Режиссёры начинают искать вдохновение в общемировой традиции. Для них всех характерен экзистенциальный поиск, но каждый решает этот вопрос своими методами.

В 80-е годы ситуация в стране становится особо гнетущей, реальность начинается восприниматься как тягостный сон, и тогда на смену приходит кинематограф Алексея Германа и Киры Муратовой.

Советский кинематограф во всех своих проявлениях был о том, что итогом всего развития будет коммунизм — прогресс и счастье для всего мира. Какое бы советское кино вы ни смотрели, даже если вы его не понимаете, стоит помнить, что это кино всегда подразумевало будущее. Из-за того что была эта система координат, режиссёрам было понятно общество и его стремления. Сейчас у всех довольно разная, иногда даже диаметрально противоположная точка зрения на то, что происходит. Поскольку кино — это всегда договор со зрителем, воплощение идей, кризис нашего общества отражается и в кризисе кинематографа. Может быть, за исключением «Горько!» Жоры Крыжовникова, где какие-то точки соприкосновения были найдены.

Разумеется, не всё советское кино было великим. Были и проходные ленты, и довольно невыносимые. Но из-за того, что прошло много времени, мы видим лучшие его образцы. Однако перед тем как посмотреть серьёзный советский фильм, нужно как-то приготовиться. Это касается любого искусства вообще. Тяжело пытаться понять Пруста, если параллельно с чтением варить компот.

Существует заблуждение, что есть деление на «большое кино» Эйзенштейна или Тарковского для интеллектуалов и лёгкие массовые фильмы вроде «Иронии судьбы» или «Гаража». И Тарковский, и Рязанов говорят о человеке, просто каждый по-своему. Ту же «Иронию судьбы» стоит посмотреть отдельно, без новогодних салатов. Вдруг становится понятно, что это сложно сделанная драма с несчастливым концом — там в итоге и не ясно, что будет лучше для героев. Так можно разложить многие популярные советские фильмы, и они окажутся несколько глубже культурного пласта, которым окружены.

Например, внутри каждой советской комедии прячется некий гуманистический принцип. И на героя режиссёр смотрит с точки зрения этого гуманизма, с идеей, что каждый человек ценен. И советская комедия также говорит зрителю о грядущей радости вокруг. Насколько бы сатирична она ни была, главное там — абсолютно искренний, честный, благожелательный взгляд на человека.

 

10 советских режиссёров, фильмы которых нужно посмотреть в первую очередь

Сергей Эйзенштейн

Эйзенштейн является одним из отцов-основателей не только нашего кино, но и общемирового. О его вкладе в кино можно говорить очень долго и много. Например, он стоит у истоков монтажа аттракционов, который он позаимствовал у театра. Суть его в том, что на общее впечатление зрителя влияют вообще все детали: не только игра актёров, но и наличие у кого-то дефектов речи, цвет сцены и костюмов, декорации. Хороший режиссёр готовит такие маленькие впечатления в течение всего фильма. Одна сцена вызывает какое-то одно чувство, вторая — другое, а вместе — нечто третье, и этим мы можем влиять на зрителя.

Что смотреть: «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный»

 

Борис Барнет

Помимо того что Барнет был одним из основателей советской лирической комедии, с очень человеческим взглядом на своих героев, он также снял один из лучших роуд-муви того времени — фильм «Алёнка».

Что смотреть: «Подвиг разведчика», «Алёнка»

 

Александр Довженко

Довженко сих пор считается одной из ведущих фигур в мировом кинематографе. Фильм «Земля» — одна из лучших трагедий. В отличие от драмы, в трагедии нужно добиваться постоянного нарастания эмоциональных ощущений. Достигнуть этого в полной мере тяжело, но у Довженко получилось.

Что смотреть: «Земля», «Арсенал», «Звенигора»

 

Всеволод Пудовкин

Был учеником Льва Кулешова. Многие фильмы Пудовкина считаются абсолютными шедеврами монтажной эстетики и безупречными примерами авангарда. К тому же они очень красивы.

Что смотреть: «Потомок Чингисхана», «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга»

 

Михаил Калатозов

Совместно с оператором Сергеем Урусевским Калатозов снял фильм «Летят журавли», ставший лауреатом Каннского кинофестиваля в 1958 году. Лента, в которой перекликаются состояния природы и главной героини. Такая рифмовка очень характерна для этого периода, именно поэтому его также называют «оттепелью». Говоря о Калатозове и Урусевском, ещё стоит упомянуть фильм «Я — Куба», который очень любит Фрэнсис Форд Коппола. Там есть красивые однокадровые сцены без склейки, технически очень сложно сделанные.

Что смотреть: «Летят журавли», «Я — Куба»

 

Марлен Хуциев

У Хуциева есть важная особенность: он невероятно долго снимал, поэтому почти все его фильмы являются итоговыми для какого-то этапа в истории кино. Например, в «Заставе Ильича» сквозит атмосфера 60-х: фестиваль молодёжи и студентов, и Первомай, и Гагарин. Такой дух эпохи.

Что смотреть: «Июльский дождь», «Бесконечность», «Застава Ильича»

 

Марк Осепьян

«Три дня Виктора Чернышёва» Осепьяна в некотором роде был ответом на «Заставу Ильича». Он берёт примерно таких же героев, нейтральных рабочих, но показывает их немного гротескно. Это показательная картина об экзистенциальном кризисе советского человека.

Что смотреть: «Три дня Виктора Чернышёва»

 

Андрей Тарковский

Творчество Тарковского — прежде всего попытка исследовать не только природу человека, но и природу всей мировой культуры. Он учится у Бергмана, Феллини, Куросавы и при этом делает что-то своё. Во многих своих фильмах он языком искусства пытается ответить, что такое человек.

Что смотреть: «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало»

 

Сергей Параджанов

Наряду с Тарковским Параджанов считается одной из визитных карточек СССР второй половины XX века. Для его кино характерно буйство света и радости, потому что он предпринимает попытки давать ответы на вопросы через визуальное.

Что смотреть: «Ашик-Кериб», «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости», «Цвет граната»

 

Алексей Герман-старший

В своих работах Герман почти всегда уничтожает фабулу ради сюжета. Его фильмы, особенно поздние, в основном выглядят как живописные картины, а персонажи погружены в мир вокруг них. Если отдельно посмотреть на каждую сцену, становится ясен основной мотив, но он сознательно тонет в заднем плане.

Что смотреть: «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин»

Что ещё смотреть и читать о советском кинематографе

Владимир Паперный. «Почему американские и советские фильмы 30-х годов так похожи?»

Лекция искусствоведа Владимира Паперного, в которой он сравнивает кинематограф России и США и объясняет, почему так похожи фильмы, снятые в двух совершенно разных культурах.

Евгений Марголит. «Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов»

Сборник статей одного из ведущих российских киноведов и кинокритиков Евгения Марголита, в которых он рассказывает о зарождении, развитии и распаде мифа о советской идеологии, используя материал отечественного кино.

 

Журнал «Киноведческие записки»

Медленное чтение для тех, кто хочет глубоко разбираться в теме. Журнал издают всего четыре раза в год в виде подборок статей по теории и истории кино, зато много внимания уделяют истории дореволюционного и советского кинематографа. На сайте можно найти оглавления всех номеров журнала начиная с 1999 года, а печатную версию все желающие могут получить, написав в редакцию на почту.

 

Где в Москве смотреть советские фильмы

Показы Музея кино

Гастроли Музея кино на главной площадке Союза кинематографистов, где по воскресеньям показывают классику, в том числе советскую. В это воскресенье, например, можно будет увидеть «Закройщика из Торжка», а в ноябре — «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва и «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты.

Дом кино, Васильевская, 13

Кинотеатр «Иллюзион»

Почти не изменивший внешний вид кинотеатр в высотке на Котельнической набережной, где в любой день недели можно посмотреть нетленки вроде «Офицеров», «Жестокого романса», «Мальчика и девочки» и других архивных фильмов Госфильмофонда.

Котельническая набережная, 1/15

 

Киноклуб Youth&Truth

Раз в две недели по средам журналист Алиса Таёжная проводит полуторачасовую образовательную лекцию, включает на проекторе кино, а после просмотра обсуждает его с публикой. В третьем сезоне киноклуба как раз говорят о советских подростках и молодости в СССР. На этой неделе, например, показывали фильм Валерия Огородникова «Взломщик» с Константином Кинчевым в главной роли.

Powerhouse, Гончарная, 7/4

Facebook.com

Библиотека киноискусства
им. С. М. Эйзенштейна

По большей части здесь показывают неочевидную классику советского и российского кино, а перед сеансами киноведы иногда читают сопроводительные лекции. К тому же здесь часто проводят ретроспективы отдельных режиссёров и празднуют их юбилеи — на этой неделе по случаю юбилея Михалкова показывали «Неоконченную пьесу для механического пианино».

Каретный Ряд, 5/10

Иллюстрация: Настя Григорьева