14 января в Лос-Анджелесе объявили номинантов на премию «Оскар» — самую главную награду в области кинематографа. Победителей в 24 номинациях огласят лишь 28 февраля, но делать прогнозы и подводить итоги киногода можно уже сейчас.

На победу в номинации «Лучший фильм» претендуют «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Марсианин» Ридли Скотта, «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера, «Игра на понижение» Адама МакКея, «Шпионский мост» Стивена Спилберга, «Комната» Леонардо Абрахамсона, «Бруклин» Джона Краули и «В центре внимания» Тома МакКарти. За звание лучшего актёра года поборются Леонардо Ди Каприо («Выживший»), Майкл Фассбендер («Стив Джобс»), Мэтт Дэймон («Марсианин»), Брайан Крэнстон («Трамбо») и Эдди Редмэйн («Девушка из Дании»). Актрисой года может стать Шарлотта Рэмплинг («45 лет»), Дженнифер Лоуренс («Джой»), Сирша Ронан («Бруклин»), Бри Ларсон («Комната») и Кейт Бланшетт («Кэрол»). Ещё из интересного — российский мультфильм «Мы не можем жить без космоса» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» и Сильвестр Сталлоне в номинации «Лучший актёр второго плана» за роль Рокки Бальбоа в фильме «Крид: Наследие Рокки». Номинантов в остальных категориях можно изучить на сайте церемонии

The Village связался с российскими кинообозревателями, которые по долгу службы почти не пропускают киноновинок и каждый год следят за оскаровской гонкой, и попросил их спрогнозировать возможных победителей.

   

Кинокритики — о том, кому достанется «Оскар» в 2016 году. Изображение № 1.

Олег Зинцов

«Ведомости»

Меня огорчило то, что фактически прокатили Тарантино (не номинировав не только за фильм и режиссуру, но даже за сценарий) и «Стива Джобса» (у которого лишь две актёрские номинации, но нет опять-таки за сценарий Аарона Соркина). Мне бы хотелось видеть лучшим фильмом «Безумного Макса», но я понимаю, что это было бы слишком радикально (ну, может, хотя бы Миллеру дадут статуэтку за режиссуру). В любом случае будет прискорбно, если главный «Оскар» достанется «Выжившему». С него бы хватило награды для Ди Каприо — вероятно, ему и дадут. Хотя я бы, безусловно, предпочёл работу Фассбендера в «Стиве Джобсе».

Я был бы рад, если бы награду за мужскую роль второго плана отдали Марку Райлэнсу из «Шпионского моста», а за операторскую работу наградили бы Роберта Ричардсона («Омерзительная восьмёрка»). Лучшая женская роль второго плана — Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмёрка») или Кейт Уинслет («Стив Джобс»), насчёт главных женских у меня предпочтений нет.

   

Кинокритики — о том, кому достанется «Оскар» в 2016 году. Изображение № 2.

Станислав Зельвенский

«Афиша»

Прогнозы делать рановато — нужно дождаться призов Гильдий: они с некоторыми поправками гораздо более надёжные индикаторы, чем, к примеру, «Золотой глобус». Поскольку в этом году не было очевидных шедевров (как в общечеловеческом смысле, так и в сугубо оскаровском), номинации выглядят, как и ожидалось, очень хаотично. Кто-то от этого хаоса выиграет, жертвы его уже известны: отсутствие «Кэрол» в главной категории, отсутствие Тарантино, Соркина, Идриса Эльбы и так далее. В любом случае понятно, что «Оскар» будет довольно непредсказуемым, а значит, интересным. Главная интрига — что будет с «Выжившим». Мне пока кажется, что Иньярриту второй год подряд не победит, и лучшим фильмом окажется «В центре внимания». Но Ди Каприо, конечно, премию получит. И Эммануэль Любецки тоже. Персонально буду болеть за Сталлоне, а как иначе.

   

Кинокритики — о том, кому достанется «Оскар» в 2016 году. Изображение № 3.

Алиса Таёжная

The Village, Wonderzine, Interview

Я не помню, когда последний раз радовалась призам «Оскара» и считала их совершенно адекватными. Как-то мы с друзьями делали ставки, и каждый голосовал сердцем, а не играл с позиции оскаровского комитета — мы толпой продули деньги невидимому противнику. Наверное, в прошлом году, когда Патрисия Аркетт получила «Оскар» за роль своей жизни в невероятной драме Ричарда Линклейтера «Отрочество». Мой знакомый кинокритик Станислав Зельвенский назвал это невероятным актёрским подвигом для женщины: стариться в камеру год за годом — храбрый и правдивый подвиг, на который пойдёт далеко не каждая актриса. И ещё я страшно радовалась, когда «Оскар» получила Дженнифер Лоуренс за роль в «Мой парень — псих»: так соскучилась по героиням, которым веришь и в которых ни секунды не сомневаешься. Номинации неадекватны уже лет десять, настолько, что не получается радоваться ни за братьев Коэнов, ни за польскую «Иду»: достойные награды обрастают паутиной компромисса и соглашательства. Но в каждой церемонии обязательно есть светлые моменты и замечательные награды.

«Оскар» всегда был хорош проигравшими, а не победителями, и я с особенной нежностью отношусь к фильмам, которые были номинированы, но не получили ровным счётом ничего. Часто бывает, что в их нежной интонации, неровностях и зыбкости скрыто то, что так ждёшь от запоминающегося фильма. Мой личный лучший фильм — это «Бруклин», которого, думаю, не ждут прокатный успех и счастливая судьба всех остальных номинантов. Что очень зря, потому что это одна из лучших мелодрам новейшего времени с невероятным кастингом, без соплей и режиссёрских компромиссов. Про Леонардо и лучшую мужскую роль пошутили уже все, но ему должны были дать награду за «Волка с Уолл-стрит» или на худой конец за «Гэтсби» — это роли, для которых был создан талант Ди Каприо. Я буду болеть за не способного выиграть номинацию «Марсианина», потому что неунывающее лицо Дэймона в этом моноспектакле о красной планете — то воплощение идеала актёрской школы Ли Страсберга, коллективного опыта науки и космоса и образ американского героя, который не унывает никогда и при этом (в отличие от Ди Каприо) не оглушает носорожьей серьёзностью.

Лучший человек на свете и актёр второго плана — это Том Харди, на каждый фильм с которым за последние три года я ходила с тотальным скепсисом, а выходила из зала влюблённая. Харди — огромный актёр, который может вытянуть на себе любой фильм, и пора это признать. Приз лучшей актрисе я бы никогда в жизни не дала Кейт Бланшетт за «Кэрол» (мне кажется, это вообще её худшая роль за многие годы). Тут будет хороша любая ситуация — Бри Ларсон совершенно космическая в «Комнате» и тоже вытягивает фильм на себе. Сирша Ронан в «Бруклине» идеально показывает юную героиню на пороге перемен в любовном замешательстве. А Дженнифер Лоуренс в «Джой» даёт Эрин Брокович и воплощает киноидеал американской мечты — я обожаю Лоуренс как актрису и невероятное человеческое существо, она голливудская золотая детка и лучшее, что случилось с развлекательной Америкой за декаду.

С номинацией про «Лучшую женскую роль второго плана» у меня большие проблемы, потому что я не считаю большинство перечисленных ролей второстепенными в принципе. Алисия Викандер — единственное хорошее, что есть в «Девушке из Дании», и именно её трудности принятия мужа являются центральной частью фильма. Дженнифер Джейсон Ли тоже не тянет на второй план, хотя к фильму я отношусь очень прохладно. Уинслет я готова давать «Оскара» за каждую её роль, она — одна из любимых моих актрис. Руни Мара — главное и лучшее, что есть в претенциозной, инертной «Кэрол» (и именно её боль и страдания находятся на переднем плане фильма). А Рэйчел МакАдамс — просто отличная артистка с практически идеальной фильмографией, которую давно пора отметить.

Приз за режиссуру я никогда не вручила бы Иньярриту, потому что это значило бы только одно: вторую победу всех очаровавшего наглеца и спекулянта. Конечно, с точки зрения масштаба, сил и авторского голоса больше всего выделяется из ряда «Безумный Макс», от которого шевелились волосы на теле. Это абсолютно авторское произведение, сделанное голливудскими силами, что опровергает вечный и ошибочный тезис, что авторское кино — деликатес, а голливудское — фастфуд. Я бы наградила «Игру на понижение», потому что управлять звёздным составом актёров в быстрой разговорной драме со стремительным сюжетом — сложнейшая из задач. Адам МакКей там является соавтором сценария, а я с огромным уважением отношусь к режиссёрам, которые снимают кино по собственному написанному материалу.

   

Кинокритики — о том, кому достанется «Оскар» в 2016 году. Изображение № 4.

Геннадий Устиян

главный редактор «Time Out Москва»

По правилам отбора номинантов в категорию «Лучший фильм» там может быть сколько угодно фильмов до десяти, но из-за того, что в неё попали восемь, тем более обидно, что не номинированы «Кэрол» и «Голос улиц». Это настолько противоположные фильмы, насколько это вообще возможно, но они того заслуживают. В остальном вполне стандартное равновесие коммерческого нестыдного кино и артхауса. С режиссурой злит то, что при шести номинациях «Марсианина» не номинировали Ридли Скотта, которого выдвигали за всю его долгую карьеру всего три раза и каждый раз прокатывали. Получается глупость: будто номинированный на шесть «Оскаров» фильм снял себя сам. А речь идёт о режиссёре, на фильмах которого большинство номинантов выросло. Зато сразу появляется шанс у Джорджа Миллера за «Безумного Макса»: он заслуживает «Оскара» больше остальных номинантов. По поводу мужской роли могу только сказать, что Леонардо Ди Каприо к своей пятой номинации наконец дождался слабого года в категории. Я не фанат теории заговора, будто Ди Каприо не дают статуэтку по каким-то личным или кулуарным причинам — в предыдущие годы обошедшие его актёры были очень хороши. Кроме того, он уже серьёзный дядя, а не какой-то прыщавый мальчик, от которого не пойми чего ждать. Академия тяготеет к награждению актёров в возрасте. Ди Каприо 41 год, самое время его коллегам признать, что он заслуживает эту чёртову статуэтку.

Что касается «Лучшей мужской роли второго плана», то учитывая, что «Золотой глобус» получил Сильвестр Сталлоне, по-моему, чисто из ностальгии по «Рокки» (который как раз получил «Оскара» 40 лет назад) ему вполне могут дать награду. Я буду болеть за Марка Райлэнса из «Шпионского моста», просто потому что он сыграл лучше. Статуэтку за лучшую женскую роль, видимо, получит Бри Ларсон за «Комнату», и обиженных будет мало, потому что у её конкуренток — Дженнифер Лоуренс и Кейт Бланшетт — «Оскар» уже есть. У Сирши Ронан всё ещё впереди. Жалко, если приз не получит Шарлотта Рэмплинг. Вручить «Оскара» 69-летней актрисе означает признать все её достижения в кино, работу с лучшими режиссёрами — от Лукино Висконти и Сидни Люмета до Нагисы Осимы и Франсуа Озона.  

«Лучшая женская роль второго плана»: в этом году все обсуждают, что Руни Мара и Алисия Викандер на самом деле играют главные или равные роли своим партнёрам, а никак не второстепенные. Но такая стратегия — номинирование на роль второго плана актрисы, которая могла бы побороться и за главную, срабатывает: в 1983-м, например, Джессика Лэнг номинировалась на роль второго плана в «Тутси» (хотя на самом деле у неё там главная женская роль) и получила награду. Так что из двух этих актрис ставлю на Руни Мару. Если учесть, что «Кэрол» не номинировали на «Лучший фильм», это будет единственный «Оскар» в основных номинациях, который получит любимый всеми фильм.

В выборе академиков этого года нет ничего, что бы его отличало от выбора любого другого года. Академия любит давать «Оскара» коммерчески успешным фильмам, но при этом не забывать об искусстве. Второй год подряд премию ругают за то, что она полностью проигнорировала чернокожих, но это уже дело вкуса и статистики: академики на больше чем 90 % — белые, чего вы ещё хотите? И потом, единственный фильм о проблемах чернокожих — «Голос улиц» — пока слишком резок для академиков. 

   

Кинокритики — о том, кому достанется «Оскар» в 2016 году. Изображение № 5.

Милослав Чемоданов

главный редактор W-O-S, экс-ведущий рубрики «Фильмы недели»
на The Village 

Чтобы не дать длинному списку номинантов нас запутать: фактически на «лучший фильм» претендуют три ленты: «Выживший» с Ди Каприо, «В центре внимания» и «Бруклин». Ну не верим же мы в серьёзные шансы киберпанка «Безумный Макс», фантастики «Марсианин» или камерной драмы «Комната»? Не потому, что они плохие, а просто потому, что не проходят по жанру. В номинации на «Лучший фильм» они, скорее, для создания видимости многообразия местной флоры и фауны. Больше под оскаровскую формулу подходит «Шпионский мост» — историческая драма, снятая по реальным событиям. Но тандем Спилберг — Хэнкс, хоть и не ударил в грязь лицом, видал времена и получше. И уже получил своё за «Рядового Райана». Шансы «Выжившего» Алехандро Иньярриту определённо велики, даже несмотря на то, что здесь мы имеем дело с картиной, в которой главный герой проводит кучу экранного времени один-одинёшенек. И несмотря на то, что Иньярриту уже получил приз за «лучший фильм» всего год назад — с «Бёрдменом» (если кто и подложит жирную свинью «Выжившему», так это «Бёрдмен»). Козырь картины — это даже не шекспировского духа история мести, а приложенная к ней тема притеснения американских индейцев. Наградить «Выжившего» — вроде как значит сделать ещё один шаг к очищению от старой крови для современного американского общества. Ещё один плюс «Выжившего» — то, что он мощно выступает сразу по всем фронтам. 12 номинаций против шести у «В центре внимания» значат, что операторам, дизайнерам, костюмерам, гримёрам и людям из спецэффектов «Выживший» понравился больше. Другое дело, что они с большой вероятностью положат свои голоса в какую-то третью корзину вроде «Безумного Макса», фактически сравняв шансы «Выжившего» и «В центре внимания» в финале.

«В центре внимания» — это обожаемая критиками и очень тепло принятая публикой драма, основанная на реальных событиях: скандальное журналистское расследование случаев педофилии в католической церкви. У фильма полный набор основных номинаций: режиссёр, сценарист, оператор, монтаж и две актёрские — Марк Руффало и Рэйчел МакАдамс — набор, по факту не уступающий «Выжившему». Если бы надо было делать ставки, я бы ставил на «В центре внимания». «Бруклин» — с первого взгляда, абсолютно оскаровский материал: чудесно стилизованная и остроумно написанная романтическая трагикомедия о скромной девушке, приехавшей из ирландской глубинки за новой жизнью в шумный Нью-Йорк 1950-х. Современная классика, на которую можно отвести и девушку, и бабушку. Ровно так же он мог бы быть снят и тридцать лет назад. Правда, вот у картины есть формальный, но важный недостаток — отсутствие политической актуальности. В ней досадно не нашлось места для ущемления прав чёрных, гомофобии, даже тема феминизма не раскрыта. А ещё у неё нет режиссёрской номинации. Ничего особо феерического, за что можно было бы зацепиться, режиссёр Джон Краули не совершил — он всего лишь бережно и с любовью экранизировал талантливый сценарий с талантливыми актёрами. Истории, впрочем, известны случаи, когда это не мешало ленте получить «Оскар» в номинации «Лучший фильм» — взять хоть недавний «Арго». На месте команды «Бруклина» я бы не терял надежды.

«Лучший актёр» — номинация, которая в этом году вызывает больше обсуждения, чем «Лучший фильм». Невероятно, но легендарно неудачливый на «Оскарах» Леонардо Ди Каприо имеет все шансы получить-таки статуэтку. Главные конкуренты Лео — Эдди Редмэйн с «Девушкой из Дании» и Майкл Фассбендер со «Стивом Джобсом». Первый уже получил «Оскара» год назад, за «Вселенную Стивена Хокинга». Оскаровского дубля никто не видел с середины девяностых, когда Том Хэнкс был награждён два года подряд, за «Филадельфию» и «Форреста Гампа». Дать сейчас приз Редмэйну фактически означало бы узаконить его в статусе главного актёра поколения — стоит ли в глазах академиков такого шага «Девушка из Дании»? Не уверен. Что до Фассбендера, то его исполнение роли Джобса достойно всяческих похвал, только вот эмоционально развернуться ему в ней, в общем, негде. Как ни пытаются лучшие сценаристы найти глубину в личности покойного, всё безрезультатно. Как ни крутят, ни тужатся сделать из него героя, всё выходит неприятный хмырь в очках. Талантливый профессионал без второго дна. И новый «Стив Джобс» привнёс в эту историю мало нового. Забавным образом в этом году ситуация противоположна той, к которой мы уже успели привыкнуть: у Леонардо Ди Каприо сейчас даже больше шансов получить награду, чем у его фильма.

«Лучшая актриса» представляет столкновение двух оскаровских любимиц — Кейт Бланшетт и Дженнифер Лоуренс. Обе, безусловно, прекрасны, и ярким ходом было бы не дать статуэтку ни одной из них. Тем более что в номинантках — новое лицо на «Оскарах» — Бри Ларсон. Девушке достался свежий необычный сценарий, построенный вокруг её героини, — и она выложилась на отлично, учитывая, что лента добилась и номинации на «Лучший фильм». Тёмная лошадка номинации — Сирша Ронан с «Бруклином». Как по мне, Сирша справилась с работой превосходно, но образ девушки, мечтающей о простом счастье с любимым человеком, боюсь, окажется для академиков недостаточно смел и современен. Скорее всего, они решат, что у Сирши ещё будут шансы взять своё в будущем.

«Лучший режиссёр» — было бы отлично, если бы статуэтку получил Джордж Миллер за «Безумного Макса», это всё-таки очень режиссёрский проект. «Лучший оригинальный сценарий» — это, мне кажется, номинация «В центре внимания». Среди остальных номинантов — инди-фантастика, мультфильм, байопик про рэперов и Спилберг — все хорошие, да немного мимо «Оскара». «Лучший адаптированный сценарий» — мощная номинация в этом году. Тут есть, например, очень сильная «Комната». Сам буду болеть за Ника Хорнби с «Бруклином», попаданием в номинацию «Лучший фильм» картина обязана в первую очередь первоклассному сценарию. Ну и Хорнби уже давно подбирается к «Оскару» — на его счету, например, «Воспитание чувств» и прошлогодняя «Дикая».

   

Комментарии: Кристина Сафонова