Вечером 23 декабря в Екатеринбурге в шестой раз пройдет фестиваль светового искусства «Не темно». В день зимнего солнцестояния на улицах появятся 10 работ — их установят на площадках от Ельцин Центра до Царского моста. Концепция фестиваля в этом году связана с историей города и течением времени — так организаторы вписали мероприятие в год столетия революции.

The Village поговорил с организаторами фестиваля, подарившего Екатеринбургу знаменитые оранжевые абажуры Тимофея Ради, о финансовых трудностях и новых арт-объектах. Работу Ради в этом году на проспекте Ленина устанавливать не будут.

О фестивале и проблемах


Антонина Симакова

организатор

Наша цель — при помощи искусства продлить самый короткий день в году и сделать самую длинную ночь чуть светлей и теплей. «Не темно» — это фестиваль-квест, который стремится выманить зрителя на улицу в не самую хорошую погоду и разыграть вместе с ним историю, связанную со светом. Он не похож на другие фестивали, потому что привязан к городским тайнам и проблемам и разбросан по улицам от центра до Уралмаша и ВИЗа.

Мы хотим погрузить зрителей в поток времени за счет соединения места и действия. Площадки мы расположим рядом с музеями вдоль реки Исеть. Река напрямую олицетворяет время, а свет объединяет частицу и волну, время и пространство.


Евгения Никитина

директор фонда «Культурный транзит»

В этом году к нам приходили люди, которые пообещали дать денег на фестиваль, а потом просто исчезли. Так что проблемы с финансированием мы будем решать за счет организаторов и художников: те, кто могут, делают работы за свои деньги. Поэтому нам пришлось убрать все малозначимое и затратное, и в этом году инсталляций немного. Сейчас встал вопрос, пройдет ли фестиваль «Не темно» в следующем году, потому что запросы растут, а денег нет.


Чтобы покрыть затраты, 15 декабря фонд «Культурный транзит» проведет в своем пространстве на Пушкина однодневную выставку с платным входом по 100 рублей. Обычно вход на выставки фонда бесплатный.


Евгения Никитина

директор фонда «Культурный транзит»

Раньше мы проводили в пользу «Не темно» аукцион. В этот раз пройдет сборная выставка, где мы будем продавать мелкие подарки и открытки от художников. Спецпоказ будет идти один вечер и называется «Новый год для взрослых», но это не означает, что детям туда вход запрещен. В нем примут участие художники Сергей Лаушкин, Наташа Хохонова и Ксения Маркелова.


Из-за того, что денег не хватает, участие в фестивале художницы Натальи Хохоновой остается под вопросом. Ее инсталляция, которая стала лучшей на фестивале в Гатчине, стоит около 50 тысяч рублей, но денег на установку у организаторов пока нет. Из подтвержденных арт-объектов на фестивале «Не темно» появятся работы Дениса Перевалова, Анастасии Крохалевой, Сергея Лаушкина, Людмилы Калиниченко и Ксении Маркеловой.

Световая инсталляция «Иллюзия как основа», aрт-группа «Злые»

О новых арт-объектах


Световая инсталляция «Порог между мирами»

Анастасия Крохалева, Денис Перевалов

Денис Перевалов

куратор фестиваля, художник

Я выставляю в этом году две работы, сделанные совместно с художником Анастасией Крохалевой. Первая работа — световая инсталляция «Порог между мирами», которая превращает небольшую рощу в живой лес, который пульсирует и звучит в присутствии человека.

Анастасия Крохалева

художник

По нашей задумке, попадая внутрь инсталляции, зритель метафорически оказывается на пороге между реальным и виртуальным мирами. Эти миры воплощаются здесь, с одной стороны, с помощью внешнего и внутреннего круга деревьев, а с другой — яркого белого света и набора датчиков и программ, которые технически насыщают работу. Так создается чуткое пространство для эмоциональных переживаний.


Кинетическая инсталляция «Игра „Достань дрона“»

Анастасия Крохалева, Денис Перевалов

Денис Перевалов

куратор фестиваля, художник

Основой игры является дрон, летающий на привязи внутри круга. Зрители стоят вне круга и пытаются достать дрона светом лазерных указок и фонариков. Дрон пытается спрятаться от света.


Анастасия Крохалева

художник

С одной стороны, эта работа — интерактивная игра, развлечение для зрителей. С другой стороны, мы с Денисом ассоциируем весь процесс взаимодействия человека и дрона с охотой или корридой, где человек — охотник, а дрон — жертва. В этой игре мы ставим вопрос о том, как скоро машинам станут присущи человеческие качества, в то время как люди будут своей человечности лишаться.



Фотографии: обложка, 1 — Тимофей Радя, 2 — Арт-группа «Злые»