С 7 по 11 сентября в московском Центре документального кино и музее «Гараж» пройдет фестиваль документального кино «Центр» о человеке и его эмоциях в современном мегаполисе. В программе — несколько свежих фестивальных хитов, новый фильм Марины Разбежкиной и серия из трех работ классика американской документалистики Фредерика Уайзмена. The Village разбирается, что смотреть и кого слушать во время фестиваля.

Текст

Алиса Таежная

«Дэвид Бирн: Флаги современности»

Акробатические номера под смелую современную музыку 

Режиссеры

Билл Росс, Тернер Росс


ЦДК

11 сентября, 15:00  

Музей современного искусства «Гараж»

7 сентября, 21:00

Документация музыкально-хореографического эксперимента под руководством Дэвида Бирна и еще десятка замечательных артистов в нью-йоркском Barclays Center. Для большого проекта экспериментатор и бывший участник Talking Heads выбрал девять исполнителей и групп — есть известные How to Dress Well или Нелли Фуртадо и более дерзкие Ira Glass или tUnE-yArDs — и пригласил сопроводить их концерт знаменосцев из числа американских старшеклассников и студентов. Тинейджеры упиваются возможностью побросать булавы на одной сцене со знаменитостями, Дэвид Бирн работает и продюсером, и дирижером, Дэвонте Хайнс дает концерт, залитый цветом фуксии, пока танцоры составляют фигуры и придумывают костюмы для представления.

Из союза акробатов и музыкантов складывается своеобразное открытие Олимпиады здорового человека. Нынешняя попытка Дэвида Бирна вернуться к концертным съемкам выглядит в духе им же придуманного концертника «Не ищи смысла» — образцовой записи этой осенью исполнится 32 года. Сам Бирн назвал «Флаги современности» антидотом происходящего в мире, который мы все ищем, вещью «великолепной и вдохновляющей». Отличное концертное видео для начала любой домашней вечеринки в 2016-м у нас есть.

«Анимированная жизнь»

Герои Диснея помогают бороться с аутизмом 

Режиссер

Роджер Росс Уильямс


ЦДК

8 сентября, 19:00

Музей современного искусства «Гараж»

9 сентября, 21:00

Фильм, снятый по мемуарам журналиста и Пулитцеровского лауреата Рона Саскинда рассказывает о его опыте общения с сыном, которому в три года диагностировали аутизм. Оуэн Саскинд — активный и любознательный ребенок — внезапно для родителей замолчал и замкнулся в себе: через несколько лет его речь состояла только из реплик диснеевских персонажей из классических мультфильмов — от «Аладдина» до «Маугли». Понимая, что герои мультфильмов эмоционально трогают ребенка как ничто другое, родители предпринимают годы попыток облегчить сыну будущее и адаптировать его для жизни так, чтобы он мог устроиться на работу, завести друзей и отношения с девушкой. Сейчас Оуэн Саскинд выступает на конференциях о проблемах аутизма и живет совершенно самостоятельно; какую роль сыграли в этом попугай Яго, Король Лев и друзья главных диснеевских персонажей, становится понятно через полтора часа с трепетным, любящим и внимательным семейством.

«Анимированная жизнь» — поразительный документ об аутизме, самоотверженности родителей и системе профессиональной поддержки, благодаря которой многие дети с особенностями развития чувствуют себя в этом мире не чужими. Трогает до глубины души, смешит и доводит до слез.

«Сникерхеды»

Одержимые коллекционеры в погоне за раритетными кроссовками

Режиссеры

Дэвид Т. Френдли и Мик Патридж


ЦДК

9 сентября, 20:00

ЦДК

11 сентября, 19:00

«Моя проблема — в том, что я сникерхед» — может сказать каждый герой фильма, будь он американцем, европейцем или азиатом. Истоки проблемы чаще всего одни и те же: взросление в хип-хоп-среде, одержимость уличной культурой и квартира, забитая коллекцией редких винтажных кроссовок и коллабораций.

Фильм-побратим прошлогоднего хита об уличной хип-хоп-моде «На стиле», «Сникерхеды» не может похвастать таким же количеством одиозных персонажей, но объясняет массам, как кроссовки стали способом идентификации, сокровищем, элементом дресс-кода и источником зависти для тысяч людей по всему миру — выросших с середины 80-х и до наших дней. Как спортивная обувь перестала быть обувью для занятий и стала вещью на каждый день и какую роль в этом сыграли бренды — об этом перед показом 9 сентября расскажет основатель фестиваля Faces & Laces Дмитрий Оскес.

Ретроспектива Фредерика Уайзмена

Легенда американской документалистики смотрит на города

Трейлер фильма «В Джексон-Хайтс»

«Аспен», ЦДК

16 сентября, 20:00

«Белфаст, штат Мэн», ЦДК

24 сентября, 19:00

«В Джексон-Хайтс», ЦДК

29 сентября, 19:00 

За свою карьеру в документалистике Уайзмен снял больше 40 фильмов — на московский фестиваль приезжают три из них, посвященные образу жизни в Аспене, Белфасте и Нью-Йорке.

Нью-йоркский фильм о районе Джексон-Хайтс, последний для американского мэтра, он снял в 84 года в самом многонациональном районе удаленного от Манхэттена Квинса. Снимая материал на 100–150 часов, Уайзмен превращает городской архив (жизнь музеев, кампусов, больниц, школ и тюрем) в огромное полотно, где нет главного и второстепенного, а за три часа в кинотеатре перед тобой промелькнут сотни узнаваемых и никогда не виденных типажей. Каждый фильм Уайзмена — путешествие из зоны комфорта, которое не пытается никому понравиться и угодить. Через три часа медитации перед экраном зритель чувствует себя полноправным гражданином Белфаста или Нью-Йорка, а не случайным туристом.

Трудяги и отдыхающие, верующие и светские, старики и молодые — режиссер вглядывается в своих героев как ученый, чтобы найти общее и вычленить различия. Видеть Уайзмена в кинотеатре — невероятная редкость, в России он знаком в основном синефилам. Каждый его фильм — как внезапная командировка в уголок, где никогда не окажешься сам, в неочевидную Америку, которую никогда не покажут в новостях. 

Lovetrue

Взгляд на любовь и романтику без розовых очков

Режиссер

Альма Харель


ЦДК

8 сентября, 20:30

Музей современного искусства «Гараж»

11 сентября, 21:00

Поэтическое эссе о любви, в которой нет простых ответов. Израильский инди-режиссер Альма Харель пригласила к производству фильма Шайю ЛаБафа и Flying Lotus — к созданию саундтрека. Мы наблюдаем за тремя семьями, в которых все не то чтобы гладко, но герои ищут ресурсы для любви в паре или семье — истории мягко переплетаются друг с другом, с собственным прошлым и будущим, фантазиями и ходом мыслей главных героев. Отец, от которого ушла жена, воспитывает детей, они пишут стихи и играют живую музыку в метро — одинокие и раздавленные, они объединяются ради мечты о сообществе. Молодая девушка, обожающая свою работу стриптизерши, встречается с парнем в инвалидном кресле. Серфер-шалопай узнает, что его сын — биологически не его, и связь с ребенком становится хрупкой.

Режиссер выжидает и присматривается к главным героям, не педалируя драматические ходы и вглядываясь в оттенки ежедневных отношений — воссоздание мыслей и воспоминаний игровыми сценками, закадровый текст, много музыки и воздуха. С героями Lovetrue проживать время куда ценнее, чем с ходульными героями романтических фильмов.

«Страна Барбикания»

Жители закрытого жилого комплекса и 50 оттенков серого бетона

Режиссеры

Ила Бека и Луиза Леман


Музей современного искусства «Гараж»

10 сентября, 22:00

ЦДК

11 сентября, 17:00

Урбанистическое исследование и антропологическая зарисовка о том, как живет утопический мини-город Барбикан — престижнейший жилой квартал Лондона, про который за пределами Великобритании знают все интересующиеся искусством. Barbican Arts Centre — только одна из сущностей, которую можно открыть в лабиринте из жилых домов, общественных пространств, мансард, тропических садов и закрытых тоннелей. Режиссеры фильма провели на территории жилого комплекса 31 день и познакомились с теми, кто живет и работает в Барбикане: от экспатов и яппи до технических директоров и потомственных барбиканцев. Мировой памятник легко выделяется на ландшафте темно-серым цветом бетонных плит и фантастической архитектурой — муравейник будущего был построен в послевоенной Англии и символизировал универсальный комплекс, в котором культура и городская среда завязаны в крепкий узел. Кроме музея современного искусства, в Барбикане есть на что посмотреть, вот только жители никогда не покажут свои дома простым смертным. Именно поэтому «Страна Барбикания» — заветный билет для всех, кто любит города и социологию.

«Счастливый фильм»

Нью-йоркский дизайнер пробует быть счастливым

Режиссеры

Стефан Загмайстер, Бен Наборс, Хиллман Кертис


ЦДК

9 сентября, 19:00

Любопытные и симпатичные попытки современного белого мужчины под 40 приблизиться к счастью, когда все и так хорошо. Режиссер фильма Стефан давно и успешно работает графическим дизайнером, рисует обложки для альбомов лучших музыкантов наших дней и придумывает рекламу. Он выделяет год на то, чтобы выяснить при помощи собственного тела, какой самый короткий и простой путь к счастью: антидепрессанты, медитация или психотерапия. На каждый этап — четыре месяца и постоянные консультации с экспертами: Стефана обследует врач и контролирует психолог.

«Счастливый фильм» — задумчивое высказывание о том, что путь к счастью лежит не только через дуракаваляние, но еще и через рефлексию, поиск баланса и обязательное состояние влюбленности. «Я не люблю, когда мне говорят, что это не про ответы, а про правильные вопросы, а оказалось — я сам снял такой фильм», — задумчиво констатирует Стефан в конце. У «Счастливого фильма» нет приторного хэппи-энда, а есть много меланхолии взрослого человека, перед которым раскинулся Нью-Йорк и еще половина такого же беззаботного жизненного пути. И можно как найти ответы на все вопросы, так и забыть сами вопросы, если в дороге произошло слишком многое.

«Европа — любовь»

Четыре социальные любовные истории из противоположных концов Европы

Режиссер

Ян Гассман


ЦДК

10 сентября, 20:00

Неторопливый, построенный вокруг динамики отношений в паре фильм Яна Гассмана — яркое подтверждение того факта, что единой Европы никогда не существовало. Испания, Ирландия, Эстония и Греция находятся будто бы на разных планетах: совсем разный климат и языки, разная манера общаться и невербальные привычки.

Документалист начинает снимать четыре влюбленные пары на пороге больших перемен. Будет ли это переезд в лучшие края, попытка съехаться и совместно воспитывать ребенка, общая зависимость или общие долги, восьмерых героев будут ломать обстоятельства — ни секунды не роковые, очень предсказуемые и часто экономического свойства. Безработица или фантазии о будущем против неутешительной реальности — европейские голоса звучат неоднородно, но рассказывают об одном: герои с европейскими привилегиями не совсем понимают, где находятся, что делать дальше и как поступать со своей любовью.

«Трибьют: Билл Каннингем, Нью-Йорк»

Восхищенные разговоры вокруг заслуженного мастера стрит-фэшна

Режиссер

Ричард Пресс


ЦДК

11 сентября, 21:00

Фэшн-блогеры появились не десять лет назад: задолго до того, как родились юные дарования, гуляющие по мегаполисам и снимающие классно одетых людей, в Нью-Йорке воцарился Билл Каннингем. В фильме ему 80 и он с воодушевлением занимается тем, что делает последние несколько десятков лет, — снимает отлично одетых нью-йоркцев, бедных или богатых, знаменитых или нет.

Без улыбающегося Каннингема невозможно представить современную моду, которая постоянно подворовывает у уличного стиля: в любви к нему признаются главные редакторы глянца, дизайнеры и самые интересно одетые американцы. Будучи постоянно на виду, Каннингем остается тайной почти мирового масштаба: он неохотно рассказывает о себе, в его квартире — только матрас и стеллажи пленок, в его ответах — ноль сентиментальности, лишь мотивации человека, который выбрал дело жизни и ни разу о нем не пожалел. Само собой, весь фильм на Каннингема будут сыпаться характеристики — «визионер», «профессионал», «совершенство», «человек с бесподобным вкусом и чувством юмора», но главному герою нет дела до эпитетов: он смотрит в объектив.

Жизнерадостное кино о том, что, когда находишь любимое занятие, можно раствориться в нем без остатка и вообще не пытаться быть кем-то. Мы смотрим на человека, чье исследование Нью-Йорка осталось в истории, когда герои давно переоделись по новой моде.

«Униженные и оскорбленные»

Гневные комментарии из интернета становятся симфонией

Трейлера на момент публикации нет

Режиссер

Марина Разбежкина


ЦДК

10 сентября 19:00

Почти трехчасовой экспериментальный фильм документалиста Марины Разбежкиной о трансформации коллективной агрессии в произведение искусства. 12 исполнителей играют на академических инструментах, водят смычками по стаканам, замолкают или перебивают друг друга — текст растворен в шуме. Центральная тема спектакля — коллективная агрессия и существование в ней художественного жеста.

Комментарии о кощунстве, грехе, позорище и оскорблении прежде звучали в спектакле Алексея Сысоева в «Театре.doc», где униженные и оскорбленные из Рунета выражали свое негодование, обсуждая новости. Фильм — это кантата с еле осязаемым текстом, который тем не менее нагнетает нервный и депрессивный городской фон. Что в этой ситуации делать искусству и как использовать злобу и гнев для рефлексии и создания новых работ, режиссер и автор пьесы будут обсуждать перед показом фильма на открытой дискуссии «Искусство в токсичной среде». Другие участники беседы — редактор Colta.ru и публицист Михаил Ратгауз, композитор Александр Маноцков и модератор разговора — журналист Юрий Сапрыкин.


Обложка: The Ross Brothers