Музей уличного искусства, расположенный на территории действующего завода слоистых пластиков, 13 мая открывает новый сезон. Главным событием станет масштабная выставка «Праздник к вам приходит», посвященная юбилею революции. Роли кураторов проекта в этом году достались руководителю берлинского стрит-арт-проекта Urban Nation Яше Янг и директору музея стрит-арта Андрею Зайцеву. Задачи были распределены следующим образом: Янг в основном координировала международное направление — часть заметных зарубежных художников появились здесь благодаря ее участию, а Зайцев занимался отбором большинства остальных и курировал подготовку выставки на месте.

Тех, кто бывал на публичной площадке музея в прошлые годы, ждет приятный сюрприз: выставочный проект этого года и по масштабу (более 50 художников из 12 стран) и по набору авторов превосходит все, что случалось здесь прежде. The Village побывал в музее за неделю до открытия и составил компактный гид по новой выставке.

Фотографии

Виктор Юльев

Музей уличного искусства

Адрес: Санкт-Петербург, ш. Революции, 84 (вход с Индустриального проспекта)

Время работы: 12:00–22:00 (по вторникам и средам музей закрыт)

Стоимость билетов: 350 рублей

Телефон: +7 (812) 448–15–93

streetartmuseum.ru

«Курил Что» (Россия)

«Эрмитаж наш», 2017 год. Фасадная краска, аэрозоль.

«Курил Что» (Россия)

«Костница», 2017 год. Гипс

Петербургская команда сентиментальных гопников «Курил Что» прежде была замечена в основном в работах, связанных с простейшим кириллическим леттерингом. Тем удивительнее выглядит их выход на выставке сразу с двумя масштабными проектами: для первого и главного — «Эрмитаж наш» — команда стилизовала гигантский центральный брандмауэр площадью более 1,5 тысячи квадратных метров под фасад Зимнего дворца и установила перед ним (условно на месте Александровской колонны) памятник Ленину, найденный на одном из дружественных заводов. Главный фокус здесь — даже не в очевидных метафорах (Зимний дворец, штурм которого является эмблемой революции, спустя столетие стал главным оплотом здравого смысла), а скорее в работе с пространством: игрушечный фасад преображает разом всю площадку, превращая ее в масштабную панковскую инсталляцию.

«Курил Что», к слову, одной работой не ограничились: помимо большой стены, группировка оформила подвал котельной гипсовыми слепками костей и черепов — по аналогии с чешскими костницами.

Kazy Usclef (Франция)

Makazyhnovchtchina, 2017 год. Фасадная краска, аэрозоль.

Kazy Usclef (Франция)

Rebel sex love resistance, 2017 год. Фасадная краска, аэрозоль.

Kazy Usclef — французский уличный художник, довольно активно работающий с галерейными и музейными пространствами и черпающий вдохновение в авангардных техниках ХХ века, в том числе в футуризме и супрематизме. Так что связь с Россией при желании можно обнаружить в почти любой его работе, будь то гигантский мурал в стилистике «Окон Роста» в Йоханнесбурге или серия печатной графики в духе Малевича. Тем не менее для выставки художник решил связь подчеркнуть особо: название одного из его граффити Makazyhnovchtchina — соединение фамилии анархиста Нестора Махно и имени самого Кази. Работа представляет собой изображение несущегося боевого коня, поверх которого выведены надписи «United» и «No border». Другая работа — Rebel Sex Love Resistance — граффити с двумя обнимающимися девушками, на голову одной из которых надета балаклава, прозрачно намекает на историю Pussy Riot.

Millo (Италия)

Revoluzione, 2017 год. Фасадная краска.

Итальянец Милло — тонкач и романтик, даром что делает гигантские росписи по всему миру. Однажды придумав себе героев — этаких великанов с лицами героев японских комиксов, он помещает их в непропорциональные по масштабу городские пейзажи. Его человечки отдыхают, облокотившись на крыши, безучастным взглядом рассматривая небо, пока рядом с ними, словно мухи, пролетают самолеты, или собирают гигантские карточные домики выше небоскребов, а иногда с нежностью целуют дома. Как легко понять, революция для героев Милло — событие не бог весть какого масштаба, где-то между цветением слив или появлением над головой облака необычной формы. Художник философский взгляд на мир подчеркивает игрой слов: связывая итальянское revoluzione не с революцией, а с прилагательным revoluto, что значит «завершенный» или «прошедший».

Дима Ребус (Россия)

«Жизнь продолжается». 2017 год. Аэрозоль

Художник Дима Ребус ­— убежденный акварелист, что в контексте актуального искусства — явление почти маргинальное. Ребус и ведет себя как маргинал: прячет от фотографов лицо, а собственную технику называет Underground Aquarellka, как бы обращая пренебрежительное отношение кураторов и галеристов к акварели против них самих. Так что неудивительно, что заявленную тему Ребус рассматривал сквозь призму личных обид: его работа — несколько сотен портретов излюбленного персонажа в бандане и одновременно альтер эго. Притом художник подчеркивает, что законченной свою работу он будет считать только через год, когда ее закрасят при подготовке к новой выставке: потому как «время стирает и перемалывает любые революции». Акварелисту в 2017 году об этом особенно важно помнить.

Sepe (Польша)

«Праздник к вам приходит», 2017 год. Фасадная краска.

Река опустошенных, словно бредущих из небытия в небытие людей под флагами и знаменами, поверх которой — надутый, отливающий медью гигантский пупс с автоматом наперевес. Прибавить сюда название работы — «Праздник к вам приходит» — и в увиденном можно рассмотреть насмешку. Но нет, польский художник Sepe вообще склонен к пессимизму и мрачности. Его граффити и иллюстрации наводнены постапокалиптическими видениями: он рисовал людей в радиационно-защитных костюмах, как ни в чем не бывало отдыхающих на скамейке, и монструозных клоунов, словно бы извлеченных прямиком из детских кошмаров, и сложные лабиринты, в которых люди обречены на вечное одиночество. К слову, его работа дала название и всей выставке в целом, устроители даже запустили в соцсетях опрос — с целью понять, как его будут воспринимать зрители. Момент тонкий: юбилей революции — памятная дата или праздник, или что-то совсем иное, для чего пока и слова подходящего нет? Sepe ответа, разумеется, тоже не дает, но, в отличие от других авторов, по крайней мере старательно пытается подобрать нужное слово.

Рикардо Каволо (Испания)

«Бунт», 2017 год. Фасадная краска.

Испанец Рикардо Каволо — поклонник наивного искусства и обладатель завидной фантазии: он рисовал татуированных матрон, гибрид мухи и розы, персонажей цирка уродов, включая Джузеппе-тарантула с четырьмя руками, а еще делал иллюстрации для Google, Nike, Coca Cola и даже футбольного клуба «Барселона». На доставшейся ему стене в пространстве бывшей котельной художник изобразил бунт: шестиглазых лидеров революции с горящими кубком и мечом, извергающиеся вулканы, тигра и даже портрет участницы коллектива Pussy Riot в розовой балаклаве.

Bordalo II (Португалия)

«Снежный барс», 2017 год. Запчасти, фасадная краска и аэрозоль.

Лиссабонский король мусора Bordalo II любит постоянство, многие годы он работает в одной технике: создает из резиновых покрышек, автозапчастей, пластиковых бутылок и вообще всего, что можно найти на свалках, скульптуры животных, придавая им окончательную форму с помощью краски из баллончика. С целью, ясно, привлечь внимание к проблемам экологии. Ново это? Нет.  Мы, скажем, еще год назад видели ассамбляжи Тони Крэгга в Эрмитаже. Но эффектно и наглядно — этим художник и пользуется. Кураторы заявили темой выставки Русскую революцию, и Бордало по привычке полистал Красную книгу. Тему, другими словами, раскрыть и не пытался, но кому какое дело, когда вымирает снежный барс.

Алена Коган ( Россия)

«Схема рождения нового мира», 2017 год. Целлофан

Одна из самых эффектных инсталляций в новооткрытых залах котельной, где теперь будут преимущественно выставлять диджитал-арт, принадлежит петербургской художнице Алене Коган. Она известна своими работами с целлофаном, который превращает в подобие жгута, чтобы после делать из него свои минималистичные объекты. По мотивам революции она создала «Схему»: растянула в герметично-черном пространстве зала сетку, которую пронзает красный конус. Знаменитый супрематистский плакат Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!» — теперь и в 3D.

АЕС+Ф (Россия)

«Русская революция. Октябрь, 1917», 2017 год. Баннер (эскиз).

АЕС+Ф

Ради главных звезд выставки — группы АЕС+Ф, обласканных арт-премиями по всему миру и представлявших Россию на Венецианской биеннале, устроителям даже пришлось ввести возрастное ограничение 16+. Виной тому — обнаженная женская грудь, с легкой руки Делакруа ставшая символом свободы наравне с ружьями и вилами. Сам баннер повесят перед самым открытием, пока доступен лишь эскиз, взглянуть на который, к слову, большая удача. Потому как то, что будет на стене — аесовский большой стиль с идеально отретушированными постановочными фото, — мы еще обязательно увидим ближе к октябрю, когда отрабатывать революционный сюжет возьмутся женские глянцевые издания.

Марта Купер (США)

«Уличное искусство с 1978 по 2016 год». Серия фотографий.

Марта Купер — главный американский летописец стрит-арта, последовательно, начиная с 70-х годов, освещавшая жизнь нью-йоркских граффитчиков, везет на выставку коллекцию фотографий. Совсем немного, но довольно, чтобы получить какое-то представление о становлении ключевого для уличного искусства жанра: от изуродованных вандалами-одиночками поездов метро в Бронксе 80-х и до вполне официального фестиваля граффити Open Walls в Балтиморе 2012-го.

Что еще будет происходить в музее этим летом

Площадка театра «АХЕ»

Один из лучших независимых театральных проектов — театр «АХЕ» — недавно стал резидентом музея. Зал «Порох» находится на территории постоянной экспозиции. Театр выступает в роли арендатора, поэтому к активностям музея никак не привязан, тем не менее разумно ожидать, что, помимо собственных спектаклей, «АХЕ» будет участвовать и в фестивалях, которые здесь будут проходить летом.

Концерты и фестивали

Как и в прошлом году, публичная площадка музея в течение всего лета будет принимать у себя разнообразные фестивали, вечеринки и концерты. Так, уже 3 июня здесь запланирован фестиваль Urban Culture с выступлениями Little Big, Хаски и Noize МС, а следом пройдут Большой фестиваль комиксов и фестиваль Present Perfect. Запланированы и менее масштабные мероприятия — вроде традиционного сборища фуд-траков и арт-маркета, на котором все желающие смогут приобрести работы молодых художников.

Скейтерская рампа и уличный баскетбол

Часть пространства публичной площадки по-прежнему отдана под полноценную скейт-рампу, которой смогут пользоваться все желающие. Нововведения прошлого года — баскетбольное кольцо и специальное игровое поле для стритбола (уличного баскетбола, популярного в граффити- и хип-хоп-культуре) — тоже на месте.

Бургерная «Бюро»

Как и в прошлом году, на втором этаже бывшей котельной будет работать филиал сети кафе «Бюро». Кроме отличных бургеров, для которых пекут собственные булочки нескольких видов и придумывают необычные начинки, важным бонусом остается терраса с видом на действующую половину завода.