В прокат на этой неделе выходят сразу два ожидаемых триллера: «Снеговик» Томаса Альфредсона, экранизация одного из романов Ю Несбё с Майклом Фассбендером в главной роли, и «Тельма» — норвежский номинант на премию «Оскар», мистический фильм Йоакима Триера о провинциальной девушке из религиозной семьи. Психологический триллер — один из базовых жанров — явно проживает перерождение в авторских руках, и перед вами — 25 очевидных тому доказательств. The Village выбирает не самые очевидные триллеры, снятые в XXI веке, которые нужно посмотреть хотя бы однажды.

«Всегда сияй»

режиссер: Софи Такал, 2016

Психологический триллер о конкуренции, немного уходящий от «Персоны» Бергмана в сторону «Королевы Земли» Алекса Росса Перри. Две похожие друг на друга ровесницы, блондинки-актрисы и к тому же давние лучшие подруги едут отдыхать за город, чтобы отвлечься от будней. Одну почти узнают даже в глубинке, вторая топчется на невразумительных проектах — соперничество обрастает завистью и взаимными обвинениями. Фильм о жесткой конкуренции, в которой не бывает выигравших и проигравших, а есть только женщины с идентичными стрижками и покалеченной психикой.

«Сырое»

режиссер: Джулия Дюкорно, 2016

Младшая сестра дружной семьи воссоединяется со старшей в ветеринарной академии. На вечеринке по случаю инициации ее обливают животной кровью и заставляют съесть кроличью почку, после чего первокурсница не может преодолеть сверхъестественную тягу к сырому мясу, что для нее как вегетарианки большой шок. Французский триллер из каннского конкурса прошлого года — одно из самых странных и необычных зрелищ в жанре, смешивающее драму взросления с проблемами этики, телесности и нанесением себе вреда, приправленное вампирскими мотивами. Дикое, совершенно ненормальное и невероятно притягательное кино.

«Ведьма»

режиссер: Роберт Эггерс, 2014

Хоррор с настроением раннего Шьямалана, «Ведьма» — фильм о закрытом сообществе в Новой Англии эпохи первых переселенцев. Миловидная девочка-подросток Томасин живет в семье на отшибе, когда исчезает ее младший брат-младенец. Скорбящие родители-пуритане начинают искать виноватых, и вокруг главной героини сгущаются обвинения в колдовстве и демонической одержимости. Клаустрофобный триллер о патриархальной семье, безграничной власти в закрытом пространстве и логике изолированных сообществ — о XVII веке, который куда ближе к нам, чем кажется.

«Изъяны»

режиссер: Райли Стернс, 2014

Специалист по психологии мистер Рот заработал свое состояние на книгах и публичных выступлениях о контроле над человеческим мышлением, но оказался совершенно разорен после неудачного карьерного шага. Теперь к нему, находящемуся на грани выживания, обращаются тревожные родители молодой девушки Клер, которую завербовали в секту под названием «Изъяны». Рот решается на похищение Клер на пять дней, чтобы перепрограммировать ее в изоляции и вернуть ее личности равновесие. Тревожный триллер с черным юмором о природе власти и механизме промывания мозгов, построенный на едких интригующих диалогах.

«Возмутитель спокойствия»

режиссер: Алекс ван Вармердам, 2013

Триллер и одновременно с этим черная комедия о вторжении в мещанскую семью то ли темного духа, то ли бомжа, то ли просто хаоса в воплощении человека по имени Боргман. Появившись на пороге типичного голландского загородного дома, Боргман начинает жить с обывателями бок о бок, постепенно вскрывая их противоречия и внося смуту в равномерную и довольно безрадостную жизнь. Фильм назвали «веселым Ханеке»: в нем действительно много ожидаемых подшучиваний над севером и «северянами» (так называется еще один важный фильм Вармердама) и дьяволе, дремлющем в летнем домике.

«Пожары»

режиссер: Дени Вильнев, 2010

После смерти матери взрослые брат и сестра получают в завещании два письма: одно нужно вручить отцу, которого они никогда не видели, другое — старшему брату, о котором впервые слышат. Дочка решает пойти по следам матери родом с Ближнего Востока и начинает поиски с деревни и университета, где училась ее мама, проживая вместе с ней болезненную и страшную историю гражданских войн и усиления фундаменталистских настроений. Фантастически сложный фильм с травматичной развязкой снят Дени Вильневом по театральной драме канадского драматурга с Ближнего Востока и касается болезненной темы XX века — невозможности отличить союзников от врагов даже внутри семьи.

«Подарок»

режиссер: Джоэл Эдгертон, 2015

Женатые Саймон и Робин живут в одноэтажной Америке, считают себя счастливой семьей и готовятся к появлению ребенка. Внезапно Саймона узнает в магазине его школьный знакомый Гордон — отношения, связывающие их, так до конца и не очевидны. Гордон вначале дарит бутылку вина, потом решает приехать в гости, а спустя недели не упускает молодую семью из виду, превращаясь в навязчивого посетителя. В браке появляются трещины, а жена, остающаяся дома, не может справиться с растущим чувством тревоги. «Подарок» — драма о буллинге и давлении — обнажает механизмы, по которым строится любое насилие — от эмоционального до физического, а Ребекка Холл играет здесь одну из своих лучших ролей.

«Убийство священного оленя»

режиссер: Йоргос Лантимос, 2017

К уважаемому врачу приходит мальчик-тинейджер, с которым он поддерживает никому не понятные отношения, представляя его сыном друга. Врач женат на эталонной красавице и живет в дорогом доме с двумя детьми — старшей дочкой-подростком и младшим сыном. Внезапно его сын теряет возможность передвигаться собственным ходом, а загадочный знакомый мальчик объявляет, что его появление и эта временная болезнь связаны между собой и есть способы вернуть здоровье сыну и другим близким. Тактильный хоррор греческого режиссера, каждый фильм которого — повод для обсуждения, деконструирует полумертвую традиционную семью до набора девиаций, насильственных практик и животных реакций выживания.

«Спокойной ночи, мамочка»

режиссеры: Северин Фиала, Вероника Франц, 2014

Двое братьев, похожих друг на друга как две капли воды, ждут возвращения из больницы своей мамы. Она пережила пластическую операцию и должна ходить с перебинтованным лицом во время восстановления. Пока мальчики проживают лето, гуляя в лесу и прыгая на батуте, их мать наблюдает за ними издалека. Дети уверены, что нечто незнакомое, поселившееся в их доме, — не их настоящая мама, а вторгнувшаяся похитительница тел. Немецкоязычный минималистичный и очень страшный триллер о детском сомнении и родительском авторитете с десятком сцен, которые будет непросто выкинуть из головы на следующий день.

«Как поймать монстра»

режиссер: Райан Гослинг, 2015

Неблагополучная семья живет в заброшенном квартале южного штата: старший брат чинит машины и болтается без дела, мать соглашается на сомнительную работу для богатых, а младший брат воспитывается на улице. В городе происходит много сверхъестественного, но он давно охвачен кризисом, а река затопила кварталы вокруг. Главный герой пытается найти вход через Затерянную реку в мир памяти, где он будет бороться за свою жизнь и знание о своей среде обитания. Магнетический, задумчивый и неторопливый триллер Гослинга-режиссера о заповедном мире, где мечты помогают справиться с реальностью, когда в ней невозможно находиться.

«Список смертников»

режиссер: Бен Уитли, 2012

Муж и жена — оба ветераны военных действий — живут мирной жизнью вдали от шумных городов и воспитывают ребенка. Приехавшие в гости давние друзья быстро раскрывают мотив своего появления: ветерану предлагают быстрый заработок за тройное убийство для заказчика, который желает оставаться неизвестным. Психологический триллер о посттравматическом синдроме и уязвимой психике в руках британского мастера черного юмора и беспощадной бойни Бена Уитли.

«Акт убийства»

режиссеры: Джошуа Оппенхаймер, Кристина Синн, 2012

Этот триллер документальный — и потому еще более страшный. Режиссер фильма приезжает в туристическую Индонезию, имеющую имидж одной из самых умиротворенных стран в мире, чтобы встретиться с глазу на глаз с главными действующими лицами военного переворота 50-летней давности. Палачей и их помощников приглашают к участию в художественной реконструкции гражданской войны, пыток и казней для съемок исторического фильма о случившихся событиях. Известные политики и бывшие военные разыгрывают на экране былые зверства, а зрители смотрят в глаза победителям, которых обычно не судят.

«Вне Сатаны»

режиссер: Брюно Дюмон, 2011

Неявный триллер, где самые страшные ужасы случаются в пустынных пейзажах северной Франции при свете дня. Молодая жертва нападения, бесприютная девушка неопределенного возраста и рода занятий, сопровождает странника — ангела возмездия, маргинала или маньяка-бездельника, тут уж каждый должен решить сам. Сталкиваясь со случайными встречными — людьми и животными, — они будут демонстрировать сострадание и беспощадность, по чуть-чуть раскрывая свою нечеловеческую сущность. Задумчивый, неторопливый и действительно страшный в своем бездействии фильм, где нет линейной логики и драматического разделения на правых и виноватых.

«Неоновый демон»

режиссер: Николас Виндинг Рефн, 2016

Молодая сирота приезжает в Лос-Анджелес, чтобы начать модельную карьеру, и почти сразу становится фавориткой модельного агентства и дизайнеров — в ней есть что-то, что намекает на лучистую истинную красоту, не требующую косметики и пластических операций. У модели есть две взрослые конкурентки, похожие на роботов, симпатизирующая ей приятельница-визажистка, парень-фотограф и номер в богом забытом мотеле, где ей снятся кошмарные сны. Неоновый триллер о девушке как объекте, потере невинности и переходе из одушевленного человека в мертвую функцию — самый противоречивый фильм Рефна, испытавший на себе огромное влияние американского кино 70-х.

«Скрытое»

режиссер: Михаэль Ханеке, 2004

Литературный критик и его жена-редактор — счастливая интеллигентная буржуазная семья, которая ни в чем не нуждается, — отлично проводят время в привилегированном кругу и знают друг друга полжизни. Во время одной вечеринки на имя главного героя приходит пленка, на которой записан короткий фильм с изображением фасада их дома и угла родной улицы. В отсутствие реальных угроз полиция отказывается начинать расследование, а семья пытается установить личность отправителя, которому нравится за ней наблюдать. Не лобовой, напряженный и очень дискомфортный триллер Ханеке касается нескольких слонов в комнате, которых никто не пытается замечать: европейских привилегий, дискриминации и незначительности жизни уязвимых людей. Главный вывод — даже в самых близких отношениях дремлет скрытое.

«Щекотка»

режиссер: Дэвид Ферриер, 2016

Еще один документальный триллер в списке, сравнимый по остроте ощущений с «Тайнами миллиардера». Главный герой — новозеландский журналист — находит фетиш-проект, посвященный щекотке: в документальной съемке объектами являются чаще всего молодые люди спортивного вида. Пытаясь найти производителей контента, потребителей и актеров, авторы открывают подпольную империю с жесткой иерархией, системой унижения и давления, денежными вознаграждениями и одним-единственным олигархом со страшной тайной из прошлого. История, больше, чем жизнь, разоблачающая властную структуру, смотрится на одном дыхании — и в нее буквально невозможно поверить.

«Звук моего голоса»

режиссер: Зал Батманглидж, 2011

Режиссеры-документалисты Лорна и Питер узнают о том, что в Калифорнии действует новая секта с молодой и располагающей к себе основательницей. Она собирает вокруг себя людей с обещанием спасти их от грядущего апокалипсиса через совместные духовные практики, носит белое и говорит умиротворяющим голосом. Пара решает вступить в культ и разоблачить поведение основательницы, но, попадая в закрытое сообщество, начинает открывать в нем неизвестные грани и проникаться лидершей. Мистический детектив о культе личности, сектантском поведении и иерархии любого закрытого сообщества дал дорогу коллективу, который позже снимет мистический сериал The OA с аналогичным посланием.

«Приглашение»

режиссер: Карин Кусама, 2015

Через два года после тяжелого расставания бывшая Уилла по имени Иден приглашает его на ужин примирения. Теперь у каждого из них новый партнер, а к ужину должны подъехать старые друзья, которых Уилл не видел больше двух лет. Продолжая страдать от депрессии и реагируя на дурное предзнаменование, Уилл переполнен подозрениями о том, что Иден не вполне искренне ведет себя с ним и от ее внешне спокойной пары стоит ждать подвоха. «Приглашение» — фильм о невозможности разобраться с гнетущей травмой и завистью, об иллюзиях склеить разбитую чашку, паранойе и усталости, в котором легко рассмотреть уязвимых и пытающихся выглядеть сильными людей.

«Ублюдок»

режиссер: Патрик Брайс, 2017

Малобюджетный и интригующий триллер о случайном знакомстве, которое приводит к страшным последствиям. Оператор Аарон находит на американской виртуальной доске объявлений Craigslist работу на один день — снять короткий фильм для заказчика, живущего далеко в лесу. Клиента зовут Джозеф, и он после онкоремиссии снова обнаружил опухоль в мозге: врачи обещали ему всего несколько месяцев жизни, а его беременная жена родит, скорее всего, сироту. Задание для Аарона — снять фильм для будущего сына Джозефа и оставить какое-то визуальное воспоминание о его отце. Просто скроенный и безгранично страшный фильм о людях в полной власти друг друга сделан на коленке и пугает, как «Ведьма из Блэр».

«Мой убийца»

режиссер: Костас Марсан, 2016

В Якутии убита девушка, но исполнителя достаточно быстро находят — можно закрывать дело. Ответственного оперативника Джулуса беспокоит несоответствие показаний свидетелей и обвиняемого, и он отправляется на поиски следов девушки через знакомых и сторонние свидетельства. Так он попадает на золотые прииски и узнает о местной коррупционной схеме. Якутский триллер, наследующий традиции азиатских детективов (в первую очередь корейских и китайских), — редкое явление на российском ландшафте, оцененное на международном уровне: фильм вошел в лонг-лист «Золотого глобуса» прошлого года.

«Катастрофа»

режиссер: Джереми Солнье, 2013

Растерянный и испуганный Дуайт, явно давно не ощущавший себя полноценным человеком маргинал, сталкивается с призраками жуткого прошлого. Связывающийся с ним полицейский предупреждает его, что убивший родителей Дуайта преступник освобожден из тюрьмы. Знающий, как жить на волоске и не по правилам большинства, Дуайт начинает охоту на человека, с появления которого его жизнь пошла кувырком. Небанальный, страшный и осязаемый фильм о мести, избегающий большинства жанровых клише и пристально смотрящий в глаза человеку, который решился на непоправимое.

«Медовый месяц»

режиссер: Ли Джаньяк, 2013

Молодая пара сразу после свадьбы уезжает на медовый месяц в семейный домик у озера. Би и Пол отлично проводят время, пока однажды ночью девушка не уходит в лес и не возвращается оттуда совершенно другой. Она нескладно общается, не может приготовить кофе, на теле — странные, непонятно как появившиеся следы. И если лунатизму Пол еще находит объяснение, то изменившуюся Би он вообще не узнает — хорошо ли двое на самом деле знают друг друга? Компактный триллер о нарушенном доверии и ломающихся отношениях со всеми приемами ужастиков со звездой «Игры престолов» в главной женской роли.

«Игра Джеральда»

режиссер: Майк Флэнаган, 2017

Еще один триллер про супружескую пару и домик на озере — в этот раз пару зрелую, а домик совсем уж далекий. Джесси и ее более старший муж Джеральд приезжают на уик-энд в уединенное место, где никому их не найти, и решают заняться непривычным сексом — с приковыванием жены к кровати. Во время прелюдии Джеральд падает без чувств от сердечного приступа, и Джесси остается прикованной к кровати совершенно одна: без ключа, телефона и возможности позвать кого-то на помощь. В этот момент на нее и набрасываются все пережитые и воображаемые ужасы. Очень оригинальный по задумке фильм о нервном срыве и выживании в одновременно абсурдной и опасной ситуации — учебник по саспенсу при минимуме формальных затрат.

«Монстр в шкафу»

режиссер: Стивен Данн, 2015

Обычный канадский мальчик переживает болезненный развод родителей. Примерно в это же время в округе происходит преступление из ненависти — подростка-гея убивают нипочему, только из-за его ориентации. Подросшему Оскару будет невероятно трудно открыться другим, да и взрослые не будут обращать на него внимания: живя под крылом неприятного отца, он будет общаться в основном с хомяком и парой ровесников. Его настоящая мечта — стать художником по гриму и уехать куда подальше сразу после окончания школы. Триллер о сложности выбора идентичности и о детских страхах, из-за которых могут вспотеть ладони и в 20, и в 30 лет.

«Славные ублюдки»

режиссер: Клер Дени, 2013

История переплетения несчастливых судеб нескольких парижан в неонуаре одного из главных французских режиссеров Клер Дени. Зрелый мужчина на грани банкротства кончает жизнь самоубийством, оставляя после себя травмированную жену и дочку переходного возраста. На помощь вдове приезжает ее брат; намереваясь добраться до властного человека, который не прощал деверю долги, он снимает квартиру в одном доме с любовницей этого олигарха и начинает с ней общаться. Драма Дени соткана из полутонов непроговоренных чувств и необнаженных слабых мест — тем беспощаднее к зрителю развязка, страшная не своей неожиданностью, а своей безнадежностью.


Обложка: Ulrich Seidl Film Produktion GmbH