В ближайшие пять лет в Петербурге появится несколько новых театров: вторая сцена Мариинского театра, Театр песни Аллы Пугачевой и Дворец танца Бориса Эйфмана. Кроме этого, будет построена Академия танца Бориса Эйфмана и реконструировано фойе театра «Приют комедианта». The Village поговорил с архитектурными экспертами о проектах театров, выяснил, чего от них ждать и сколько это стоит.

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ ЧАСТИ ТЕАТРА
«ПРИЮТ КОМЕДИАНТА»

Проектировщик: «Студия 44»
Время завершения строительства: октябрь 2011
Стоимость реализации проекта: будет известна позднее
Художественный руководитель: Виктор Минков

Театр переехал в здание кинотеатра «Ампир» на Садовой, 27 в 1997 году. Популярность театра росла, и встал вопрос о его расширении. Из-за расположения в историческом центре от мансард и пристроек пришлось отказаться сразу, было решено полностью перепланировать внутренние помещения. В итоге решили расширить тесное входное фойе, для этого с первого этажа уберут и перенесут в отдельное здание театральные мастерские. Фойе будет оформлено 16 стендами с афишами театра, которые можно будет передвигать по кругу и таким образом трансформировать пространство. Реконструкцию и расширение гардероба проведут за счет складских помещений. На второй этаж, по проекту Эмиля Капелюша, будет вести деревянная лестница, а в верхнем фойе установят балку с колоколами, которые будут звонить перед началом сеанса.

 

Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 1. вращающихся стендов с афишами театра будут установлены в фойе 
Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 2.Художник проекта — театральный сценограф Эмиль Капелюш

Изображение: Студия 44. Изображение № 3.Изображение: Студия 44


Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 7.ВАДИМ КОНДРАШЕВ

Главный архитектор бюро Archi-do

 

«Сложно современный театр оценивать с позиции современной архитектуры. Сложившаяся школа сценографии — это либо сусальное золото плюс 3D-проекция, либо пыльный занавес плюс ржавый реквизит. В проекте нового облика „Приюта комедианта“ не много новаторства, этот проект вполне выполним. Видно, как много внимания архитекторы уделили логистике: просторный гардероб и холл, расчищенный от навязчивых стенок и перегородок. Несмотря на очень малые габариты, Явейну и его архитекторам удалось создать комфортное пространство.
В проекте меня смущает ротонда, вписанная в квадрат. Лично я за то, чтобы преследовать истинные формы: квадрат можно было оставить квадратом. В данном случае заметно, как архитектор старался с порога окунуть гостя в сценографию. На мой взгляд, это не всегда правильно. Ведь если убрать старомодную патетику о вешалке, с которой начинается театр, то очевидно, что современный театр начинается, конечно же, на сцене. И чем менее декорировано фойе, тем удобнее зрителю перейти к восприятию спектакля. В московском „Современнике“ пространство решено именно так. А здесь мы видим колокол, который сбивает с толку прямой ассоциацией с набатом, двери из спектакля „Pro Турандот“ Капелюша. Получается, что театр, который каждый день собирает разных людей на разные спектакли, всегда отсылает к одной-единственной пьесе».

 


 


АКАДЕМИЯ ТАНЦА БОРИСА ЭЙФМАНА

Проектировщик: «Студия 44»
Время завершения строительства: август 2012
Стоимость реализации проекта: 1 160 млн рублей
Художественный руководитель академии: Мартин Путке

Борис Эйфман озвучил свое желание создать балетную школу-интернат в 2008 году. Задача его Академии танца — дать возможность талантливым детям с разным социальным статусом получить блестящую балетную подготовку: обучение детей с семи лет российскими и зарубежными педагогами будет здесь бесплатным. В конце 2010 года старое здание балетной школы на ул. Лизы Чайкиной было снесено, а в мае 2011-го был заложен фундамент нового здания, строящегося по проекту Никиты Явейна. Два корпуса Академии танца рассчитаны на 228 учащихся. В них разместят жилые помещения для 135 учеников, медицинский центр, спортивный комплекс с бассейном, 14 балетных залов и административные помещения. По проекту, корпусы будут связаны между собой остекленным атриумом. Фасад здания будет геометричным и простым, главный вход оформят тимпаном и двумя дорическими колоннами. Последний этаж здания планируют остеклить, за счет этого он, судя по эскизам, будет казаться надстройкой над основным объёмом здания.

 

Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 8.учеников смогут проживать в академии во время обучения
Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 9.Художественный руководитель Мартин Путке был директором оперного театра Аалто (Эссен) и Берлинской балетной школы 

Изображение:  Студия 44. Изображение № 10.Изображение: Студия 44


Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 15.ВЛАДИМИР ФРОЛОВ

главный редактор журнала «Проект Балтия»

 

«Для осуществления этого проекта снесли здание кинематографа „Ассамблея“, а потом планируют восстановить его фасад — в целом нельзя сказать, что это лучший метод реконструкции. Впрочем, его хотя бы восстановят в соответствии с проектом 1913 года, без изменений. Важно отметить интересное сочетание современного стиля, характерного для Никиты Явейна, и воссозданного фасада: здесь получилось в принципе то же сочетание традиции и авангардизма, которое можно увидеть и в искусстве Бориса Эйфмана. Что касается использования стекла, то атриумных решений не стоит бояться. На маленьком участке, который мы имеем на Большой Пушкарской улице, это будет правильный выбор — получится функциональное и светлое пространство. В условиях нашего климата проект кажется адекватным, но при этом надо учитывать, что с точки зрения инженерии атриумы совсем недёшевы. Здесь встаёт также вопрос о качестве остекления: петербургские атриумы начала 2000-х были недостаточно впечатляющими во многом из-за того, что заказчик экономил на стеклянной конструкции, отчего нередко возникало впечатление ларька. Если удастся осуществить проект, как он задуман, то мы получим интересный объект, который будет сочетать спокойный контекстуальный фасад и современный атриумный интерьер - вполне внятное для Петербурга решение».

 


 


ДВОРЕЦ ТАНЦА БОРИСА ЭЙФМАНА

Проектировщик: UNStudio
Время завершения строительства: 2015 год
Стоимость реализации проекта: будет известна позднее
Художественный руководитель театра: Борис Эйфман

Театр под руководством Бориса Эйфмана существует более 30 лет, но до сих пор не имеет собственной сцены. Эту проблему призван решить Дворец танца. По проекту голландского бюро UNStudio, утвержденному в 2009 году, дворец должен стать архитектурной доминантой «Набережной Европы». В состав проекта также войдут жилая недвижимость, офисные и торговые помещения, гостиница, а также первая в городе пешеходная набережная. По замыслу Бориса Эйфмана, Дворец танца должен стать не просто театром, а своеобразной балетной лабораторией: в здании разместятся классическая труппа, труппа модернистского балета и авангардная танцевальная труппа, для работы с которой пригласят молодых российских и зарубежных хореографов. Для того чтобы разместить все труппы, в проекте предусмотрено несколько малых и больших сцен и образовательный центр. Театр будет рассчитан на 1 300 посетителей. Волнистый фасад здания — характерный прием архитекторов UNStudio. Часть его составлена из прямоугольных элементов-рамок, часть останется непрозрачной.

 

Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 16.кв. м составит площадь Дворца танца
Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 17.Дворец танца должен стать архитектурной доминантой  комплекса «Набережная Европы»

Изображение: UNStudio. Изображение № 18.Изображение: UNStudio Изображение: UNStudio. Изображение № 21.Изображение: UNStudio


Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 23.ВЛАДИМИР ЛИНОВ

Главный архитектор проектов архитектурного бюро «Студия 17»

 

«Архитектура Дворца танца является эффектным акцентом на фоне жилых и деловых зданий комплекса „Набережная Европы“. Это похоже на композицию с Александринским театром.
Хотя внешне здание производит впечатление глухого объёма, стены у него полупрозрачные, состоят из бетонной решётки с заполнением стеклом, которое может затеняться. В этом состоит „особость“ архитектуры и принципиальная её современность, ведь такая двойственность конструкции присуща только новому восприятию пространства и формы, появившемуся в европейской культуре в конце XX века. 
Пространство фойе в проекте текучее, извивающееся в движении от уровня улицы к высоте верхних балконов, как полёт танцовщиков. Жаль, что зрительный зал довольно обыденный по форме, традиционный итальянский с ярусами, не самый комфортный для зрителей, но таково было желание заказчика».

 


 


ВТОРАЯ СЦЕНА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Проектировщик: Diamond and Schmitt Architects
Время завершения строительства: 2012 год
Стоимость реализации проекта: 19 млрд рублей
Художественный руководитель театра: Валерий Гергиев

Идея расширения Мариинского театра была высказана художественным руководителем Валерием Гергиевым в 1997 году. С этого момента успели принять проект Доминика Перро и отказаться от него в процессе реализации, построить третью сцену — концертный зал Мариинского театра и выбрать новый проект канадского архитектурного бюро Diamond and Schmitt Architects. Среди отличительных особенностей проекта — террасы на крыше и остекленный переход в основное здание через Крюков канал. Снаружи фасады второй сцены будут облицованы юрским мрамором и гранитом по мотивам оформления находившегося на ее месте Литовского рынка (только эта часть проекта оценивается примерно в $3 млрд). Внутри главным материалом оформлении станет дерево.

 

Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 24.зрителей сможет принять Мариинский театр после открытия второй сцены 
Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 25.Только на отделку фасадов будет потрачено $3 млрд

Изображение: Diamond and Schmitt Architects. Изображение № 26.Изображение: Diamond and Schmitt Architects

 Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 35.РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ

Директор архитектурного бюро «Литейная часть — 91»

 

«На данный момент здесь происходит нарушение архитектурной застройки, что очевидно и специалистам, и дилетантам. У Мариинки-2 слишком большой объем, который не имеет входной зоны. Перед театром должна быть большая площадь, а здесь мы этого не видим. Потом это некорректное отношение к городской застройке — бесконечное разрушение и пренебрежение наследием города. Что касается территории, то, на мой взгляд, её просто нет. К тому же проект не утверждали, а мы так и не увидели конечный вариант Мариинки-2.
Конечно, появление новых культурных объектов в большинстве случаев положительное явление: вдыхается новая жизнь, а улица Декабристов с Мариинкой-1,2,3 и Консерваторией превращается в серьезный культурный центр. В частности, можно привести пример с Мариинкой-3, которая располагается на территории Стадиона имени П. Ф. Лесгафта. Ранее здесь располагался луна-парк с тремя театрами с большой посещаемостью. Потом объект был заброшен, сейчас находится в безобразном состоянии».

 


 


ТЕАТР ПЕСНИ АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ

Проектировщик: еще не выбран
Время строительства: 2012–2015 год
Стоимость реализации проекта: $250 млн
Художественный руководитель: Алла Пугачева

Впервые о строительстве в Петербурге Театра песни Аллы Пугачевой было заявлено в 2008 году. Проект с самого начала пользовался живой поддержкой Валентины Матвиенко, но со временем выяснилось, что на выбранном участке в устье реки Смоленки на Васильевском острове проходит тектонический разлом. В связи с этим первоначальный проект культурно-делового комплекса в виде буквы «П», созданный студией «Интерколумниум», придется пересмотреть. В комплекс входили концертный зал на 4 500 мест, студия звукозаписи, школа продюсеров, бизнес-центр, гостиница и апартаменты. Высота архитектурной доминанты комплекса составляла 100 метров, но, как и башня «Охта-центра», здание в виде буквы «П» сразу вызвало резкую критику жителей города: в нем не видели оригинальности и сравнивали с аркой района Дефанс в Париже и с символом Перми. На данный момент проектировщик ещё не выбран, предположительно, им будет британское бюро PRP, которому также принадлежат проект жилого квартала в Юнтолово и конкурсный вариант реконструкции Апраксина двора. Детали архитектурного облика Театра песни пока не разглашаются, но точно известно, что новый комплекс будет построен в соответствии с высотным регламентом и не будет превышать отметку в 70 м.

 

Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 36.млн рублей заплатило ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» за 2,7 гектара земли
Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 37.Первоначально Театр песни Аллы Пугачевой предполагалось построить в Москве на базе кинотеатра «Форум», но от проекта пришлось отказаться по финансовым причинам

Изображение: Интерколумниум. Изображение № 38.Изображение: Интерколумниум


Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 40.ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ

ведущий архитектор мастерской «Интерколумниум»

 

«К проекту Театра песни Аллы Пугачёвой я отношусь положительно: он концептуален и прост, в нём нет избыточности, свойственной ряду современных проектов. Он обладает хорошо читаемым архитектурным замыслом, это яркие, четкие формы. Объект расположен в устье реки Смоленки, на стыке уже сложившихся кварталов и намывных территорий, принципы развития которых и архитектурный облик до конца не ясны. Сейчас мы стоим перед выбором. Примерами развития деловых комплексов могут послужить Манхэттен в Нью-Йорке или квартал Дефанс в Париже, что касается жилой зоны и порта то тут их гораздо больше. Такие сооружения, как Театр песни Аллы Пугачевой – знаковые, они задают импульс развитию всего района, то есть являются градоформирующими. Их объемно-планировочное решение как композиционно-пластических центров должно учитываться архитекторами,  которые будут разрабатывать фоновую застройку».

 


 

Устроить сцену: 5 проектов новых театров в Петербурге. Изображение № 41.ПРИСТРОЙКА:
5 АРХИТЕКТУРНЫХ
ПРОЕКТОВ ПЕТЕРБУРГА