Вслед за выдающейся экспозицией Караваджо в Белом зале Пушкинского музея открылась еще одна ожидаемая выставка. В Россию впервые привезли работы Уильяма Блейка (1757–1827) — первого английского поэта-романтика, мистика, философа и феноменального иллюстратора, сильно опередившего время, — и полотна целого сообщества вдохновленных им британских художников. 

Всего в экcпозиции около сотни работ Блейка: гравюры, акварели, темперы и в первую очередь его знаменитые иллюстрации к Книге Иова и «Божественной комедии». К Библии Блейк относился весьма трепетно, считал ее главной книгой человечества и воплощением всей истории: прошлого, настоящего и будущего. Работу же над иллюстрациями к «Божественной комедии» художник начал в преклонном возрасте и не успел довести до конца. Картины, созданные мастером, выходят за рамки текста, заставляя критически переосмысливать написанное Данте. Считается, что Блейк не смог или не успел выразить чего-то самого главного и замысел его остался непонятым современниками. Впрочем, художника действительно так и не признали при жизни, а наследие Блейка куда позже открыли заново британские прерафаэлиты — авангардисты Викторианской эпохи, увидевшие в нем своего пророка.

Влияние Блейка на художественную мысль проиллюстрировали на выставке работы других художников, за которыми тоже закрепилось звание визионеров: лидера кружка прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти, Эдуарда Коли Бёрн-Джонса, Иоганна Генриха Фюсли, Сесила Коллинза, Обри Бердслея и экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона (одна из выставленных картин Бэкона и вовсе называется «Этюд ко второму портрету Блейка, выполненному по прижизненной скульптурной маске»). Все картины приехали в Пушкинский из коллекции галереи Тейт, Британского музея, Национальной портретной галереи и других лондонских собраний, и это еще один повод выстоять теперь уже постоянную очередь на вход в музей.

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 1.«ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОесть
ИСКУССТВО» в ММСИ
Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 2.В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо
Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 3.Гости столицы: Генри Лютвайлер
Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 4.В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка фотографий Стэнли Кубрика

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ УИЛЬЯМА БЛЕЙКА

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 5.

 

Данте Габриэль Россетти
(1828–1882)

Поэт, художник, иллюстратор. Глава школы прерафаэлитов. Писал мистические картины и акварели, в основном на евангелические темы, а также сюжеты из Данте. Его картины полны мистицизма, чаще всего изображают одухотворенные, прекрасные женские лики. Увлекался фотографией в популярном тогда жанре посмертного портрета.

 

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 6.

 

Эдуард Коли Бёрн-Джонс
(1833–1898)

Один из ярчайших представителей направления прерафаэлитов, живописец и иллюстратор. Широко известен своими витражами. Предпочел живопись богословию. Создавал полотна, посвященные древним христианским преданиям, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения, часто изображал обнаженное мужское тело. Картины Бёрн-Джонсона почти плоскостные, в них отсутствует выраженная игра светотени.

 

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 7.

 

Сэмюэл Палмер
(1805–1881)

Одна из ключевых фигур английского романтизма XIX века, писал в основном пасторали и пейзажи. Манера письма Блейка сильно повлияла на десятилетний творческий период Палмера, считающийся наиболее удачным в карьере художника. Занимался иллюстрированием Мильтона и Вергилия, считался талантливым преподавателем. После смерти его работы на некоторое время были преданы забвению, заново Палмера открыли и переосмыслили в 1950-е. 

 

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 8.

 

Обри Винсент Бёрдсли
(1872–1898)

Иллюстратор, художник-самоучка, библиофил, меломан и эстет, мастер скандала и эпатажа. Близкий приятель Оскара Уайльда, в излишне нежной дружбе с которым его подозревали. Прославился благодаря шестнадцати иллюстрациям к уайльдовской «Саломее», исполненных утонченного эротизма. Также популярны его мрачные рисунки к «Падению дома Ашеров» Эдгара По. 

 

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 9.

 

Иоганн Генрих Фюсли
(1741–1825)

Швейцарский художник, представитель романтизма. В 1778 году переехал в Англию. Рисовал картины на произведения Гомера, Эсхила, Вергилия, Данте, Боккаччо, Шекспира, Мильтона, на библейские сюжеты. Прослеживается схожесть в манере письма с Уильямом Блейком. Живопись Фюсли полна фантастических, гротескных, мистических образов, в ирреальном призрачном исполнении прослеживаются зачаточные признаки сюрреализма.

 

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 10.

 

Сесил Коллинз
(1908–1989)

Принадлежал к сюрреалистическому направлению в живописи. В начале творческого пути восхищался сюрреалистами, считал, что они единственные, кто не принял этой бесчеловечной технической цивилизации. Позже резко разочаровался в течении, посчитав, что в творчестве сюрреалистов так и не возникло никакой новой парадигмы, и предложил миру свою собственную. В своих работах старался актуализировать жизнь души.

 

 

Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее. Изображение № 11.

 

Фрэнсис Бэкон
(1909–1992)

Не очень почитаемый в свое время, хотя к концу жизни уже весьма продаваемый, сейчас Бэкон — один из самых дорогих художников в мире. За его произведениями охотятся коллекционеры, музеи активно его собирают. Вся фантасмагоричность, мистика и сюрреалистичность в произведениях этого художника возведена в квадрат, гиперболизирована. Изломанные существа-люди, нелюди, перекошенные рты, переплетенные руки-ноги, реки крови, тела в комнате кривых зеркал — всё это отчасти прорастает из рисунков Блейка. 


«Уильям Блейк и британские визионеры»
29 ноября 2011 — 19 февраля 2012 года
ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Кропоткинская», ул. Волхонка, 12
Вход: 30–400 рублей