17 декабря в «Гараже» открывается «Арт-эксперимент» — последняя программа в помещении Бахметьевского гаража, в котором проект Даши Жуковой расположился с момента открытия в сентябре 2008 года. С весны главная площадка Москвы переберется в парк Горького: сначала во временные павильоны, а позже — во «Времена года» и «Шестигранник», который сейчас готовит голландское архитектурное бюро OMA. The Village вспомнил главные вехи в истории «Гаража» и поговорил с командой центра о прошлом и будущем.

 

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ «ГАРАЖА»

 

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 1.


16 СЕНТЯБРЯ 2008

Торжественное открытие «Гаража» ретроспективой Ильи и Эмилии Кабаковых, самых известных в мире современных художников российского происхождения.

 

20 МАРТА 2009

Приезд в Москву коллекции знаменитого мецената Франсуа Пино «Определенное состояние мира». Самые дорогие и признанные художники современности — от Кунса до Кателлана — в тридцати двух работах, впервые показанных в Москве.

 

16 ИЮЛЯ 2009

Масштабная выставка Энтони Гормли «Поле притяжения». 287 фигур из проволоки в человеческий рост размещены в пространстве всего «Гаража».

 

25 СЕНТЯБРЯ 2009

Открытие основного проекта 3-й московской биеннале современного искусства «Против исключения» под кураторством Жан-Юбера Мартена. В проекте 79 участников, среди которых Аниш Капур, Эрвин Вурм и Марина Абрамович.

 

23 АПРЕЛЯ 2010

Выставка двенадцати бесценных полотен титулованного абстракциониста Марка Ротко из частных собраний под вывеской «В неведомый мир».

 

11 ФЕВРАЛЯ 2011

Масштабная выставка интерактивного дизайна и цифрового искусства «Decode: Прикосновение к цифровому искусству», вызвавшая самые длинные очереди в «Гараж» за все время работы.

 

24 ФЕВРАЛЯ 2011

Открытие видеоинсталляции «Часы» Кристиана Марклея, лауреата «Золотого льва» Венецианской биеннале, о времени в опыте мирового кино.

 

11 ИЮНЯ 2011

Ретроспектива одного из главных американских художников, экспериментатора со светом и пространством и мастера атмосферных инсталляций Джеймса Таррелла.

 

1 ИЮЛЯ 2011

Открытие выставки итальянского скульптора Фабио Виале «Мрамор» с десятью работами, одну из которых  «Лодка»  позже спустили в Голицинский пруд парка Горького.

 

21 СЕНТЯБРЯ 2011

«Нужное искусство» — первая выставка «Гаража» в пространстве парка Горького, в которой российские художники экспериментируют с паблик-артом.

 

30 СЕНТЯБРЯ 2011

Открытие персональной выставки главного южноафриканского художника Уильяма Кентриджа «Пять тем»: в Москву привезли его проекции, графику, коллажи и скульптуры.

 

8 ОКТЯБРЯ 2011

Открытие самой большой выставки в карьере Марины Абрамович «В присутствии художника»: ретроспективу из МоМа дополнила группа реперформансистов и научный эксперимент со зрением и силой мысли.

 

17 НОЯБРЬ 2011

Приезд видеоинсталляции топового фэшн-фотографа Стивена Кляйна «Капсула времени»: слоу-моушен о старении и красоте на десяти экранах в черно-белой гамме.

 

17–18 ДЕКАБРЬ 2011

Двухдневный «Арт-эксперимент» — творческие выходные и лаборатории для взрослых и детей. Последнее событие «Гаража» в Бахметьевском автопарке.

 

МАРТ 2012

Открытие временных павильонов «Гаража» в парке Горького. 

 

ДЕКАБРЬ 2012

Открытие постоянного павильона «Гаража».

 

 

ИНТЕРВЬЮ: ДИРЕКТОР «ГАРАЖА» АНТОН БЕЛОВ

Директор ЦСК «Гараж» Антон Белов об огромных пробелах в сознании зрителей, музее как механизме и планах на парк Горького.

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 2.

— Что изменилось в «Гараже» после того, как ты его возглавил больше года назад?

— Главное, чего мы добились, — «Гараж» наконец заработал как механизм. Не тупой механизм, как на заводе, где детали по плану штампуют, а как механизм, который может самостоятельно развиваться, зарабатывать деньги на свое существование, создавать и привлекать чужой контент. И, конечно, очень важно, что нам удалось уйти от своей «суперэлитности» — посетители поняли, что мы ежедневно работаем для каждого. Вы можете прийти поиграть в настольный теннис, посидеть в кафе, купить подарки в книжном магазине и всегда знать, что можете прийти сюда на выходные и с ребенком в мастерскую, и посмотреть хорошую выставку. 

— Делать центр современной культуры в Москве — то же самое, что и делать аналогичный центр в Лондоне и Нью-Йорке? Или есть местные особенности?

— Специфика в России только одна: вся визуальная культура XX века у нас отрезана. Люди многого не знают: на импрессионизме все остановилось, а дальше массовая культура никуда не ушла. Из-за этой проблемы страдаем мы все, в том числе и я. Для меня, например, некоторые выставки все еще являются откровением просто потому, что я этого не знаю так глубоко. Умом, конечно, я все главное отследил, но глубины восприятия у меня не было. Начиная с 1901 года по 2011-й в сознании наших людей огромные пробелы, и вот эти пробелы в русской и зарубежной культуре мы стараемся заполнять.

— На Западе этого нет?

— Чтобы проиллюстрировать типичное отношение к искусству в западной стране, я расскажу, как к нам приезжала королева Бельгии. Она попала на выставку Марины Абрамович и сказала, что, по ее мнению, в выставке мало арта и слишком много провокации. Я ей предложил: «Если вам неинтересно — давайте дальше не пойдем». А она: «Нет, обязательно пойдемте дальше». Искренне возмущаясь выставкой, она была в то же время очень открыта происходящему: ей нужно было понять, почему художник так работает. Королева не только прошла всю выставку, но даже отменила поездку в Третьяковку, чтобы остаться в «Гараже» и поразмышлять, а потом попросила помощника купить ей книгу о Марине Абрамович. Для меня это пример того, как надо воспринимать современное искусство. И в этом большая миссия «Гаража», чтобы человек пришел к нам в первый раз, увидел современное искусство и не сказал «нет». Чтобы у него был шанс познакомиться и обдумать все. Самое сложное — сломать менталитет, в котором мы привыкли отрицать сразу все, что мы не принимаем: «я не читал, но презираю» или «я не видел, но осуждаю». И чтобы о современном искусстве не говорили с ходу: «Да знаю я ваших, там, человекособак, бегающих голыми». 

 

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 3.
Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 4.

 

— Какие-то перемены в зрителях вы замечаете?

— Кардинальные перемены пока не произошли, но общие тенденции в нашей публике меня радуют. Люди стали относиться к выставкам более вдумчиво, им интересно воспринимать искусство не просто визуально, когда ты охаешь и ахаешь под первым впечатлением, — у них появляются ассоциации и отсылки к чему-то. Другая история в том, что после посещения «Гаража» люди массово начинают планировать за границей не только шопинг, но и посещение какого-нибудь музея. Им интересно, есть ли за границей галереи и музеи современного искусства. Дефлорация случилась: они уже не девственники в плане современного искусства, и теперь им хочется соприкасаться с этим миром дальше, они теперь немного сектанты.

— Чем откроется «Гараж» в 2012 году?

— Мы пока не хотим совсем конкретно говорить о своем будущем. Могу сказать точно: у нас будет пять тысяч квадратных метров территории, к марту мы разместимся во временных павильонах, к зиме переедем в постоянный. Здание, которое для нас строят OMA при поддержке бюро Form, было сделано под нас. И для нас очень важно, насколько голландское бюро пристально и точно относится к тому, как мы работаем и что мы хотим. Самое логичное, что диктует все пространство парка Горького, — делать ленд-арт, современные скульптуры, программу «вне» и что-нибудь архитектурное. Мы будем внедряться в городскую и парковую среду с театром, перформансами и кинопрограммой. Другая часть нашего плана на следующий год, которая не относится к переезду, — выпустить книжную серию о современной культуре совместно с издательством Ad Marginem. Это будут не искусствоведческие тексты, а литература на стыке: про маркетинг в культуре, поп-символы, архитектуру для людей, которые связаны с искусством и совсем недавно им заинтересовались. Книга — это уже следующий этап после музея, когда тебе хочется не просто на выставку сходить, но и что-то почитать после, проанализировать, сопоставить.

 

ИСТОРИЯ «ГАРАЖА» В ЦИФРАХ

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 12.

КОММЕНТАРИИ КУРАТОРОВ

 

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 13.
АНАСТАСИЯ МИТЮШИНА

руководитель образовательного отдела

Главное, что сделал «Гараж» за последние полтора года, — вступил в режим диалога со своим зрителем, в том числе и благодаря расширению образовательной программы. У нас появились прикладные занятия для студентов и арт-терапия для малышей, мы ввели семейные курсы «По следам современного искусства» и второй раз делаем огромные творческие выходные «Арт-эксперимент». Эти события мы разработали, отвечая на спрос наших посетителей, информационный голод которых по-прежнему пока не удовлетворен. Казалось бы, лекция или детское занятие — это всего лишь час в сопоставлении с выставкой, которая идет месяц. На лекцию приходит от пятидесяти до трехсот человек, на выставку — несколько тысяч, но прелесть лекций в том, что реакция посетителя незамедлительна и непосредственна.

Наш переезд в парк Горького образовательным программам только на руку — нам давно не хватало места для семей, которые к нам приходят по выходным: теперь нам будет где развернуться. Программа Garage Screen, наше отдельное направление, посвященное фильмам художников и о художниках, перерастет в четыре мощных кинопроекта.

 

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 14.

 

Первая смена: История и планы Центра современной культуры «Гараж». Изображение № 22.
АНАСТАСИЯ ТАРАСОВА

руководитель выставочного отдела 

«Гараж» сегодня — это основная площадка для демонстрации международного искусства, которое раньше мы могли увидеть только в западных музеях. Мы прививаем культуру отдыха в художественной институции (как это происходит во многих крупных музеях, «Тейт» в Лондоне, МоМа в Нью-Йорке). У нас человек может провести целый день: посетить выставки, послушать лекции, сходить на экскурсию, почитать в медиакомнате, пообедать в кафе, встретиться с друзьями. «Гараж» — это не музей в классическом понимании, а место для жизни, место идей.

На наш переезд в парк Горького я возлагаю большие надежды, ведь парк — идеальное место для центра современной культуры, вспомним, например, Serpentine Gallery в Гайд-парке в Лондоне. В летней программе мы планируем не только выставки, но и междисциплинарные проекты — синтез перформанса и театра, концерта и балета. Нам хочется делать больше событий, которые возможны только в парке — интерактивные инсталляции, кинопоказы на открытом воздухе. Мы хотим создать пространство, которое станет открытым и удобным для каждого посетителя.