В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка польских плакатов рубежа XIX–XX веков из архивов музея. В экспозицию вошло больше сотни работ периода расцвета рекламного плаката в Польше, созданных творческими объединениями Sztuka и «Молодая Польша», Станиславом Ноаковским и Станиславом Остои-Хростовским и другими польскими художниками и иллюстраторами начала XX века.

Первое, что бросается в глаза на всех польских плакатах — это невероятное наслоение образов и метафор, истоки которых нужно искать в польских народных легендах и национальной музыке. Второе — легкое и ничем не истребимое влияние ар-нуво, французской уличной рекламы: практически все крупные польские художники того времени учились в Европе, преимущественно во Франции, Германии и Англии, где яркая качественная реклама на улицах вошла в моду чуть раньше. Таким образом, французский и английский символизм, глубокое внимание художников к родным традициям, а также веками отлаженный печатный процесс в Кракове и Львове подготовили рождение грандиозного польского плаката.

Основной функцией плакатов была рекламная: они зазывали на ярмарки, приглашали в магазины, на спектакли, рассказывали о газетах и новых изданиях. Печатались они способом литографии, и поскольку местная Академия изящных искусств одобряла это занятие, началось повальное увлечение плакатом. Старая рекламная графика Кракова, Вильнюса, Львова и Варшавы — это лучшая летопись польского народа в канун перемен: Польша начинала борьбу за независимость от Российской Империи, появилась национально-демократическая партия и пошли первые революционные вспышки. Поэтому на одном и том же плакате соседствуют лирика и сатира, олицетворяя время противоречий.

«Польский плакат XIX–XX века» в Пушкинском музее. Изображение № 1.

 

SZTUKA

Товарищество польских художников Sztuka модернистского толка было организовано профессорами Краковской школы изящных искусств в 1897 году. Целью Sztuka было утверждение новых форм в искусстве и продвижение нового стиля, то есть профессионального плаката, через регулярные выставки. Первые шаги товарищество сделало под руководством Теодора Аксентовича. В 1898–1900 годах он успешно моделировал выставки, используя в экспозиции эффектные женские образы. Со временем в сообщество вошли многие талантливые польские живописцы того времени: представители «закопанского стиля» Юзеф Мехоффер и Казимеж Бжозовский, Кароль Фрыч, Казимеж Сихульский, Витольд Войткевич, Антоний Процайлович (авторы «Альбома Мельпомены», 1904, посвященного национальному театру), Ян Станиславский, Станислав Выспянский, Юзеф Челмонский, Яцек Мальчевский, Юлиан Фалат, Леон Высцольковский, Фердинанд Рущиц и другие.

 

Теодор Аксентович
(1859–1938)

«Польский плакат XIX–XX века» в Пушкинском музее. Изображение № 7.

 

Польский художник армянского происхождения, родившийся в Венгрии. Выпускник Мюнхенской академии. Известность приобрел как портретист и бытописатель жизни карпатских гуцулов. В 1897 году основал консерваторию для женщин. В 1910 году стал ректором Краковской академии искусств. В честь него назвали одну из улиц в Кракове и выпустили памятную монету в 100 драмов в Армении. Аксентович являлся одним из основателей художественного общества Sztuka (что в переводе значит «искусство») и играл важнейшую роль в развитии польского плаката.


«МОЛОДАЯ ПОЛЬША»

Композиции Кароля Фрыча, Хенрыка Узембло, Юзефа Мехоффера были связаны с идеей польской независимости и национального возрождения. Активность группы относится к самым революционным польским временам.

 

Юзеф Мехоффер
(1869–1946)

«Польский плакат XIX–XX века» в Пушкинском музее. Изображение № 8.

 

Художник, график, витражист, литограф, один из активнейших деятелей движения «Молодая Польша». Пять лет обучался в Париже. Придумывал бренды и товарные знаки, оформлял книги, журналы, театральную мебель. Создал предпосылки для формирования польского модерна. Как и Теодор Аксентович, стоял у истоков товарищества Sztuka.


«Польский плакат XIX–XX века» в Пушкинском музее. Изображение № 9.

ИРИНА НИКИФОРОВА

Заведующая отделом искусства XIX–XX вв. ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор выставки
 
«Эта выставка своего рода первая публикация. Она часть большого проекта, который музей замыслил десять лет назад, когда начал сотрудничать с фондом плаката. Плакат это зеркало жизни, он ясно отражает ментальность народа, характер, экономику страны, что носили, ели и пили. Хранить его трудоемкое дело: под плакаты, как правило, шла самая дешевая бумага, например, целлюлоза, поскольку актуальность уличного плаката пара недель.
Профессиональные художники стали привлекаться к созданию плакатов только в конце XIX века. И вся Европа замерла. Искусство вышло на улицы. В городах Польши это искусство появилось в девяностых годах XIX века. Колыбель  плаката вольный город Краков. Первые польские плакаты мало чем отличались от французских и английских. Но вскоре они стали кардинально разной направленности. На сдержанных английских были национальные ценности семья, король и транспорт, а Польша на тот момент была уже как сто лет разорвана. Поэтому польский плакат выступал как пропаганда народной, национальной культуры. О чем бы он ни был: реклама сигарет или обуви все равно говорил о своем, национальном, актуальном. Таким образом, легендарный польский плакат пятидесятых-шестидесятых годов XX века возник не на пустом месте: его основой были плакаты рубежа XIX–XX века, которые мы сейчас и показываем.
Как хранитель рассказываю вам по секрету: когда открываешь папку с плакатами, материал сразу начинает кричать, вопить, призывать... Это такой поток эмоций, что просто преступно хранить его взаперти!»


«Польский плакат XIX–XX века из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина»
20 декабря 2011 — 16 февраля 2012 года
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Галерея искусств стран Европы и Америки XIX–XX века.
«Кропоткинская», ул. Волхонка, 14
Вход: от 150 рублей