3 февраля в Государственном музейно-выставочном центре «Росфото» открывается выставка «Арктическая истерия». 16 финских художников покажут свои работы о взаимодействии человека с реальной и воображаемой природной средой. «Арктическая история» — термин из области психопатологии. Так называют экстатическое состояние, распространенное у традиционных северных народов и считающееся признаком, выявляющим шамана. Характерное для медиумов обостренное восприятие стало общим языком для всех участников выставки, независимо от того, рассказывают они об окружающей среде или о потустороннем мире.  

 

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 1.Нашумевшую выставку «Гаража» о моде советских неформалов привезли в «Этажи»

 

ВЕЛИ ГРАНЁ 

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 2.

Вели Гранё (р. 1960) — документалист, посвятивший свое творчество маргиналам — людям, чьи убеждения подсказали им собственный путь в жизни, независимый от социальных норм. На выставке Гранё представит четыре видеоинсталляции. Фильм Meet You in Finland, Angel (2003, 30 минут) рассказывает о паре из Хельсинки, которая верит, что их дочь живет на планете Сириус; A Strange Message from Another Star (1998–2002, 30 минут) — о разработчике шаттлов, в 15 лет твердо решившем построить космический корабль и перебраться на другую планету, Purification (2004) — об изобретателе Войто Коскенваара, придумавшем прибор для очищения всего на свете; а Tangible Cosmologies (2004) — о коллекционерах пивных банок, объектов, связанных с Диснеем, бутылок и телевизоров.

 

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 3.Планы на зиму: Выставки, фестивали, концерты, кино (Часть 2)

 

ИЛЬККА ХАЛСО

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 4.

Илькка Халсо (р. 1965) называет себя «художником от науки»: в своих работах он исследует амбивалентные отношения человека и природы, проявления естественной жизни, видимые невооруженным глазом. «Что происходит? Природа эвакуирована до лучших времен или превращена в товар и абсурдно каталогизирована? Я смотрю в будущее и не рад тому, что вижу», — говорит художник о цивилизации. На его фотографиях природные объекты выхвачены из контекста и помещены в промышленную среду, превращаясь таким образом в объекты человеческой деятельности. 

 

ПЕТРИ СИРВИЁ

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 7.

Петри Сирвиё (р. 1962) — дирижер «Мужского хора крикунов» — ансамбля, исполняющего финские патриотические песни в крике. На выставку Сирвиё привез проект хора Sorry Speech. В видеоинсталляции певцы выкрикивают текст речи 2008 года австралийского премьер-министра, в которой он приносит извинения аборигенам за притеснения. Это ясное и прямое политическое высказывание облечено в лаконичную форму, которая вступает в визуальное противоречие с природным укладом жизни традиционных племен — истинных героев инсталляции.

 

ПЕККА ЮЛЬХЯ 

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 8.

Пекка Юльхя (р. 1955) называет себя скульптором, но его работы — скорее объекты дизайна или стрит-арта. Экспонаты на выставке — чучела животных в непривычных для них ситуациях. Кролик-дворецкий с подносом для визитных карточек (Trembling and Honouring, 2005–2011) и хоровод зайцев-сектантов (It is Not Too Late, 2009) вызывают ироничную усмешку, напоминая о проекте Crappy Taxidermy, но в контексте выставки заставляют всерьез задуматься об ответственности человека перед миром природы, который он методично толкает к катастрофе.

 

РЕЙЙО КЕЛА

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 9.

Реййо Кела (р. 1952) — выдающийся финский хореограф. Он вывел танец за привычные рамки и соединил его с жанрами инсталляции и изобразительного искусства. Представленный на выставке фильм «365 дней — видеодневник Реййо Келы» (2006, 18 минут) — это результат годичного эксперимента автора. Кела исполнял на камеру по одному танцевальному движению каждый день, и в результате монтажа получилась связная пластическая история года из жизни автора.

 

ТЕЯ МАКИПЯЯ

Выставка «Арктическая истерия» из музея МоМА открывается в «Росфото». Изображение № 10.

Тея Макипяя (р. 1972) передает реальность таким образом, что зритель оказывается вырванным из собственной зоны комфорта и воспринимает происходящее в непривычном свете — «жутко громко и запредельно близко». В работе «Петтери» (2008) с помощью камеры, прикрепленной к рогам оленя, зритель смотрит на окружающий мир и повседневную деятельность жителя лапландских лесов буквально его глазами. Проект «10 заповедей XXI века» — это запись указаний, переведенных с финского на другие языки, исполнение которых должно предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу.


Также в проекте «Арктическая истерия» участвуют:

  • Яри Силомяки — «Дневник наблюдений за погодой» (серия фотографий);
  • Анни Рапинойя — «Гардероб природы» (инсталляция);
  • Салла Тюккя — «Мощь» (короткометражный фильм);

 

  • Эркки Курениемми, Мика Таанила (экспериментальные короткометражные фильмы);
  • Телерво Каллейнен, Оливер Кохта Каллейнен — I Love My Job (серия короткометражных фильмов);
  • Pink Twins (аудиовизуальные инсталляции).

 


Выставка «Арктическая истерия»
Государственный музейно-выставочный центр «Росфото»
ул. Большая Морская, 35
3 февраля — 1 апреля
Пн.-Вс.: 11:00–19:00
Вход: 100 рублей
www.rosphoto.org