С субботы на воскресенье в Москве будет проходить «Ночь музеев» — кажется, единственное время в году, когда залы почти всех галерей забиты публикой до отказа. Голландец Валентайн Биванк специализируется как раз на том, чтобы музеи были популярны круглый год. До недавнего времени он возглавлял национальный музей истории Нидерландов, а прежде был директором центра современного искусства в Роттердаме и Музея провинции в Зеландии. В Москве Биванк принимал участие в форуме «Культурная навигация в городе», а после вместе с корреспондентом The Village отправился на разведку в ГМИИ им. Пушкина, который, кстати, в «Ночи музеев» не участвует принципиально.

 


Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 1.

 

Наша прогулка по Пушкинскому началась с суеты перед рамкой металлоискателя. Хотя Валентайн не впервые в России, похоже, он так не привык к местным порядкам. Он свободно и быстро стал проходить через рамки и очень удивился, когда полицейский грубо его остановил: «Сумку откройте». Валентайн попытался поймать его взгляд, чтобы объяснить, что не говорит по-русски. Но человек в форме смотрел куда-то вдаль.



О ТРУДНОСТЯХ ПЕРЕВОДА

Начну, наверное, с банальных вещей, но прежде всего Пушкинскому музею нужно избавиться от этих людей в военной форме на входе. Это же лицо музея — человек, которого ты видишь первым, он не может быть неприветливым. Надо научить их радоваться гостям. Ещё, если бы я был директором, первым делом изготовил бы миллион указателей и расставил их в радиусе 100 метров от музея, нет, даже километра. Мы как-то искали Пушкинский со знакомым, были практически у входа, но не нашли ни одного англоязычного знака. Это же крупнейший музей в Москве, как так может быть?

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 2.


О ВПЕЧАТЛЕНИИ

Я никогда не провожу в музее больше 45 минут — это максимум. Мне кажется, что чувство тотальной скуки возникает как раз из-за того, что все думают, что надо осмотреть музей целиком. А на самом деле человек может получить только два-три сильных визуальных впечатления за один раз. Чтобы действительно насладиться походом в музей, надо заранее составить план: что я могу и хочу здесь увидеть? Тут очень полезны виртуальные туры. Ты сидишь дома и как бы смотришь выставку. Это помогает сориентироваться, уже иметь представление о том, что ты захочешь посмотреть, когда придёшь в музей. Потом здесь ты чувствуешь себя более уверенно и свободно.

 


Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 4.

 

Мы проходим мимо привычных русскому глазу бабушек, которые сидят в каждом зале и зорко следят за тем, чтобы посетители вели себя прилично. Бабушки смотрят подозрительно: Валентайн разговаривает не приглушённым голосом, как это принято, а так, будто мы находимся в модной галерее в свободной обстановке. Музейная работница провожает нас неодобрительным взглядом.



О МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКАХ

Зачем вам столько сидящих людей? Я понимаю сам принцип — за экспонатами надо следить, но, честно говоря, не очень приятно находиться в помещении, когда тебя окружают люди, которые просто сидят и смотрят на тебя. Это вызывает чувство неловкости: я что-то не так делаю? Служащие музея могли бы быть полюбезнее. Они бы могли, например, улыбаться, спрашивать: «Могу ли я вам чем-то помочь?» Эти люди наверняка знают обо всех картинах, которые тут висят, больше многих экспертов. Понимаете, публичное заведение действительно должно работать на публику. Даже если мы говорим о безопасности — можно кричать на весь зал на тех, кто слишком приблизился к какой-то картине. А можно подойти и тихонечко сказать: «Послушайте, мы бы не хотели, чтобы вы трогали это, потому что экспонат может упасть, вы можете его повредить. Пожалуйста, не могли бы вы не делать этого».

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 5.

 

О ПОСЕТИТЕЛЯХ

Я как глава музея должен придумать способ заинтересовать вас, чтобы вы сюда приходили. Я должен пробовать разные пути. Можно делать особые программы: вы спрашиваете у людей, что им интересно узнать или увидеть, потом формируете группы по схожести интересов и делаете тематические туры. Мы в своём музее делаем именно так: у нас есть тур про животных, тур про любовь. Их подготовка занимает много времени, но посмотрите, в ваших музеях работают очень много людей, и большая часть из них просто сидят!

Как мы узнаём интересы людей? И при непосредственном общении, и в интернете проводим опросы. Мы, например, выкладываем изображения всех наших картин на Flickr и спрашиваем: «Какая вам нравится больше всего?» — картину, которая набирает больше лайков, мы располагаем на самом видном месте. Общаемся в интернете, в Facebook, постоянно анонсируем новые поступления. Нам всё время нужно держать связь с посетителями: «Послушайте, у нас есть кое-что новенькое, наш музей не такой, как был вчера, приходите».

Когда человек пришёл в музей, его должны ещё раз предупредить: «У нас есть кое-что интересное для вас». Тот же полицейский, который проверял мою сумку на входе, мог бы поднять глаза, улыбнуться и сказать: «Кстати, а у нас новая выставка. А ещё советую вам посетить зал номер 5 и зал номер 8». И ведь он может говорить это, пока ощупывает мои карманы. Два дела одновременно — какая экономия средств и ресурсов!

 


Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 7.

 

В одном из залов Валентайн предлагает мне выбрать картину, которую я могла бы повесить у себя в гостиной. Преодолев смущение, я в итоге показываю на небольшую картину, на которой изображён старый голландский паб. Валентайн спрашивает, почему мне нравится эта картина. Просит пофантазировать на тему того, что на ней изображено.

Потом читаем аннотацию: оказывается, это богатый старик, которого пытается окрутить молодая женщина. «Вот как развернулась история. Интересно? — спрашивает Валентайн. — Теперь я уже могу вам рассказывать, что эту картину создал Ян Стен, один из самых важных жанровых художников XVII века. А вы будете меня слушать и всё запомните».


 

О РАБОТЕ ГИДОВ

Вы знаете эту классическую модель поведения: «Добрый день, я ваш гид, посмотрите налево… посмотрите направо» Эта модель устарела, она неактуальна. В зале должен находиться человек, который будет общаться с посетителями. Правильный вопрос: «Какую картину вы бы хотели забрать домой?» Люди совершенно по-другому смотрят на экспонаты, когда им задаёшь такой вопрос. Не надо читать лекции, надо задавать вопросы, будить в людях любопытство, тогда они будут усваивать информацию.

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 8.

 

О ПРИБЫЛИ

Музей никогда не будет прибыльным предприятием, и, работая там, богачом не станешь. Но на наши зарплаты жить можно. Бюджет музея примерно 3 миллиона евро в год, около трети уходит на аренду здания, остальное — зарплаты сотрудников и программы. Мы не должны думать о выгоде, мы должны сохранять национальное достояние. И, главное, делать это достояние интересным и нужным новым поколениям, а не просто его хранить в пыльных залах. Но всё-таки кое-какие способы заработать у музеев есть: например, можно сделать абсолютно фантастический ресторан. Можно подумать о сувенирной лавке и сделать крутые сувениры, которые захочется покупать.

 


Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 9.

 

После рассказов о фантастических ресторанах и сувенирных лавках мы решаем посмотреть, как с этим обстоят дела в Пушкинском. Магазин тут представляет собой небольшое помещение с книгами под стеклом. На книгах — квадраты белой бумаги с ценами. Продавщица приветливо улыбается, но молчит. В кафе мы заглядываем на три секунды — это вытянутый зал без окон и с розовыми стенами. Из еды — бутерброды в целлофане. Теперь молчит Валентайн.



 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРОЕКТЫ В «НОЧЬ МУЗЕЕВ»

The Village представляет обзор пяти самых интересных площадок, которые подготовили небанальную программу на «Ночь музеев». Стоит иметь в виду, что возможны очереди на вход, поэтому на сайте мероприятия запустили «Карту пробок», куда будет поступать информация о загруженности площадок.

 

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 10.

19:00–06:00
Адрес:
ул. Нижняя Сыромятническая, 10
artplay.ru

 

Центр дизайна Artplay

Здесь пройдёт масштабный фестиваль «Новое русское». По задумке куратора Алёны Сапрыкиной, здесь соединят традиционные русские забавы вроде хороводов, народных ремёсел и крестьянских игр с современным искусством: перформансами, театром, кино, граффити и видеоартом. Здесь же организуют маркет, где будут продавать вещи отечественных брендов и проведут показы, а также книжную ярмарку Art Book Sale с литературным кафе. На Крыше Artplay развернётся кинотеатр под открытым небом — там до трёх ночи будут показывать короткометражки. Все основные события завершатся к 03:00, после этого можно будет пойти в студию Rodnya, где будет проходить вечеринка Hyperboloid Night.06. Все подробности по ссылке.

 

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 11.

18:00–23:30
Адрес:
ул. Петровка, 25
Mmoma.ru

 

ММСИ на Петровке

На фоне выставок «ИСКУССТВОестьИСКУССТВО-естьИСКУССТВО» и «Плоть / Лифт» Екатерины Емельяновой весь вечер будут проходить перформансы Школы современного искусства «Свободные мастерские»: «Пробуждение» с участием детей, сюрреалистический Pointless, арт-эксперимент «БезУМНОЕ чаепитие», аудиоимпровизация «Саунд-ванна». Во внутреннем дворе с 19:30 до 21:20 будет играть диджей Юля Селезнёва, а после состоится концерт группы Brandenburg. Подробнее о программе можно узнать здесь.

 

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 12.

18:00–01:00
Адрес: 4-й Сыромятнический пер., 1/6
winzavod.ru

 

ЦСИ «Винзавод»

Музейную ночь на «Винзаводе» решили окрестить «Ночью вернисажей», открытие выставок пройдёт сразу в нескольких галереях. Также гостей ждёт показ документального фильма «Гражданин поэт. Прогон года» (вход по билетам), онлайн-трансляция дискуссии о стартапах в современном искусстве и граффити-интерактив «Прежде чем умереть». Одним из главных событий станет единственный концерт немецкого дирижёра и композитора Энно Поппе «Восстание машин», который пройдёт на площадке Кирилла Серебренникова «Платформа» в 20:00. Галереи будут работать до полуночи. Программа целиком здесь.

 

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 13.

19:00–00:00
Адрес: ул. Бутырская, 46/2
experimentanium.ru

 

Музей «Экспериментариум»

Специальная программа начнётся в музее занимательных наук в 19:00. Все желающие смогут послушать «Снотворную» лекцию братьев Захаровых о физиологии сна. А затем гостей ждёт квест «В спящем режиме» с боями подушками, прыжками в гигантских наволочках, полосой препятствия в спальных мешках и игрой «Принцесса на горошине». Пришедших со своими спальными принадлежностями ждут подарки. После этого для взрослых устроят химическое шоу «Зуд мудрости». Подробности можно найти здесь.

 

Гости столицы: Музейный эксперт Валентайн Биванк. Изображение № 14.

19:00–07:00
Адрес: «Красный Октябрь», Шоколадный цех, 1-й этаж
Событие на Facebook 

 

«Красный Октябрь»

После многочисленных выставок можно расслабиться на фестивале «Юность сейчас», который устраивают организаторы вечеринок Lamabar в Шоколадном цехе «Красного Октября». Особенность в том, что стилизовано оно будет под летний open air: цех покроют искусственным газоном, разобьют палаточный лагерь, установят бассейн, деревья и зажгут искусственный костёр. Здесь можно будет поиграть в пинг-понг на лужайке, перекусить экопродуктами на фуд-корте, набить татуировку у мастеров студии Love Life Tattoo. Всё это время на сцене будут играть «Труд», «Ночные кобры», Mississippi Landscapes, Engels, RAD (OL) и другие. Цена билета — 300 рублей. Детали вечеринки здесь.