В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка польских плакатов рубежа XIX–XX веков из архивов музея. В экспозицию вошло больше сотни работ периода расцвета рекламного плаката в Польше, созданных творческими объединениями Sztuka и «Молодая Польша», Станиславом Ноаковским и Станиславом Остои-Хростовским и другими польскими художниками и иллюстраторами начала XX века.

Первое, что бросается в глаза на всех польских плакатах — это невероятное наслоение образов и метафор, истоки которых нужно искать в польских народных легендах и национальной музыке. Второе — легкое и ничем не истребимое влияние ар-нуво, французской уличной рекламы: практически все крупные польские художники того времени учились в Европе, преимущественно во Франции, Германии и Англии, где яркая качественная реклама на улицах вошла в моду чуть раньше. Таким образом, французский и английский символизм, глубокое внимание художников к родным традициям, а также веками отлаженный печатный процесс в Кракове и Львове подготовили рождение грандиозного польского плаката.

Основной функцией плакатов была рекламная: они зазывали на ярмарки, приглашали в магазины, на спектакли, рассказывали о газетах и новых изданиях. Печатались они способом литографии, и поскольку местная Академия изящных искусств одобряла это занятие, началось повальное увлечение плакатом. Старая рекламная графика Кракова, Вильнюса, Львова и Варшавы — это лучшая летопись польского народа в канун перемен: Польша начинала борьбу за независимость от Российской Империи, появилась национально-демократическая партия и пошли первые революционные вспышки. Поэтому на одном и том же плакате соседствуют лирика и сатира, олицетворяя время противоречий.