Антон Кальгаев Если pret-a-porter российского искусства что-то ищет и порой открывает, то наш традиционный haute couture беспросветно оккупирован «Большевичкой»

В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства

Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с ещё одним молодым питерским художником - Антоном Кальгаевым. Антон закончил философский факультет СПбГУ, сейчас там преподаёт. Впервые в качестве художника появился на фестивале института Pro arte "Современное искусство в традиционном музее" в 2006 году, также участвовал в Первой бьеннале молодого искусства.

Разговор приурочен к грядущей выставке "Европейские штандарты", открытой с 19 февраля по 1 марта в Павильоне под флагом на Елагином острове. Подробнее: http://www.lookatme.ru/cities/sankt-peterburg/events/61508

Воля. Проект "Европейские штандарты", 2009

G: Антон Александрович, что Вас – философа и культуролога – сподвигло вдруг стать художником? Перейти, так сказать, от теории к практике и начать облекать свои мысли не только сугубо в буквенную (боюсь сказать текстовую=)) форму?


AK: Когда произведением искусства становится проект, то художник - это не более чем роль. Область ответственности художника - оригинальность замысла и пластическая убедительность, да и то не всегда. Художник придумывает, он может что-то писать, снимать, рисовать, кривляться или кровь пускать, но в принципе он не обязан этого делать. Как архитектор не обязан месить раствор, а композитор играть за каждого музыканта. Однако степень мыслительной инерции настолько велика, что назвать художником человека, который палец о палец вроде бы не ударил, да еще и образования соответствующего не имеет - невыносимо тяжело. 


Так что стал ли я художником - это вопрос )) Я занялся искусством от осознания факта, что многие интересные идеи будучи выражены в рамках текста, особенно академического, теряют свою магическую многозначность и парадоксальность. Происходит ли это из-за неумения владеть языком, спутанности сознания или глупости читающих - неважно, главное, что единожды показать порой полезней, чем сто раз рассказывать. В этом смысле визуально искусство - капитуляция языка, хотя чтобы обеспечить последовательность высказывания по-прежнему приходится дополнять красивое вкусным )) 

Восстание. Проект "Европейские штандарты", 2009


G: Расскажите немного о своих первых проектах. 



AK: Сначала были встречи с композиторами и музыкантами на Философском факультете. Задача была в том, чтобы побудить к размышлению, поставив всех в неудобное положение: музыканты не только играют, но и говорят, а зрители не только слушают, но и спрашивают. Порой это было невыносимо, но все равно интересно, так как сталкивались самодеятельные поиски молодежи и академические хулиганства профессоров консерватории. Там же был организован четырехдневный Фестиваль актуального искусства «Субъектив», который совмещал в себе функцию развлечения и ликбеза. Все это были, в общем-то, наивные попытки разобраться в ситуации и создать какое-то движение в неопределенном направлении. Но сейчас, на фоне критического падения культуры кураторства, особенно на молодежно-студенческом уровне, эти проекты кажутся если не бриллиантами, то кимберлитовыми трубками точно ))

Потом был проект «Свет знания» на Фестивале «Современное искусство в традиционном музее», где я уже выступал как художник. Музей истории СПбГУ, он же университетская церковь, пополнился не то иконостасом, не то доской почета выдающихся универсантов. В общем, тем, чего ему явно не доставало и что странным образом примирило эти две шизофренически совпадающие организации. 

Свет знания. Фестиваль Pro arte "Современное искусство в традиционном музее", 2006

G: Ну! А как появилась идея Вашей грядущей выставки «Европейские штандарты»?  

АК: Проект придуман года два назад, но не было ни повода, ни возможности его реализовать. Хотя он «крепчал» и становился все более и более актуальным. И вот наконец было найдено странное место «Павильон под флагом» на Елагином острове и странное время 23 февраля, Терминалии, Римский день границ и рубежей.

Первоначально идея основывалась на четырех банальных наблюдениях. Во-первых, даже самые маргинальные и внеземные идеологии обречены высказываться по-европейски иначе их не заметят, во-вторых, существует набор флаг-герб-гимн (стиль-лого-слоган), своего рода стандарт национального самовыражения, в-третьих, было замечено, что изменение цветовых соотношений в привычных объектах может вызывать интересные эффекты. Если первые два наблюдения вызывали ощущение обреченности перед лицом новоевропейской цивилизации, то третье позволяло забавно проиллюстрировать это чувство. Четвертое же наблюдение выявляло коренное сходство между флагом Евросоюза и наиболее священным предметом современности. Однако когда штандарты материализовались, стало ясно, что это не совсем шутка. Став реальными, они начали что-то вполне реально символизировать. Так возникло представление о пяти регионах европейской мысли: Наследие, Основание, Воля, Почтение и Восстание. Между штандартами образовались новые парадоксальные взаимоотношения, дабы их подчеркнуть был придуман проект «Терминальные дары». Он создает новую символику на основе образов, которые в реальности встречаются только порознь. 

Наследие. Проект "Европейские штандарты", 2009

G: Да-да-да… но, Антон Александрович, помилуйте – не очень-то понятно. 



AK: Дело в том, что эта выставка построена не по линейному причинно-следственному принципу, а на основе смысловых рифм. Ценным оказывается опыт спонтанного понимания, сродни узнаванию созвездий в блестящей каше звездного неба. Несмотря на лаконичный изобразительный язык, по-моему, нам удается создать многомерное смысловое пространство, открытое к различным интерпретациям. 


G: Ок. А как Вы думаете, Ваш проект можно полноправно назвать политическим? Политическое искусство обычно носит критический, а то и вовсе сатирический характер, а у Вас всё так торжественно и основательно – геральдика, римские праздники. Как парад во славу)


AK: Помните, Сунь Цзы сказал что «самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска, но самое худшее - осаждать крепости».


G: Ну, конечно – середина седьмой главы «Искусства войны».


AK: Так вот то изобразительное искусство, которое принято называть политическим, тоже занимается непрестанной осадой крепостей. Такое искусство или подростково-дерзкое, или старчески унылое. Как только оно выпадает из этих крайностей, становится неудобно называть его политическим, потому что к политике-то оно отношения не имеет. Когда Вальтер Беньямин заявил, что искусство вытеснено из культа и оказалось в пространстве политики, то он лишь предложил художнику посильную помощь партии, чтобы тот был не настолько беззащитен перед публикой. Но сфера политики - не единственная, куда можно эмигрировать из культа.


Несомненно, «Европейские штандарты» можно понимать в политическом ключе, в этом направлении расставлены аппетитные сети, и будет интересно увидеть людей, трактующих этот проект как программное политическое высказывание или сатирический памфлет. Но в то же время это исследование семантики цвета в современной культуре. А может и попытка новой классификации европейской мысли. А помноженный на «Терминальные дары» этот проект вообще уходит к фундаментальному размышлению о границах в культуре. И так далее, играя с разными контекстами и масштабами, мы будем получать новые смыслы. Многоуровневое кодирование, ничего не поделаешь. 


Основание. Проект "Европейские штандарты", 2009


G: Чем Вам запомнилась прошлогодняя Молодёжная Бьеннале? Вы же там участвовали сразу с двумя объектами. 



AK: Я участвовал в двух проектах «Пацаны. Первая gop-art выставка» и «Productplacement». На первой был «Жырный стол» группы «BackstreetBeuys», сделанный по мотивам творчества Йозефа Бойса. В его создании был применен знаменитый «принцип абибаса», это новый творческий метод, разработанный совместно с Кириллом Шамановым. А на второй - объект «Quinta essentia: Brent», но, по-моему, он ни концептуально, ни формально не вписался в выставку и был повешен на лестнице ровно посередине между двумя этажами. Внизу был какой-то странный студенческий видеоарт, а наверху - царство антиконсьюмеризма.

Была очень хорошая программа на Винзаводе: замечательные студенты «ПРО АРТЕ», Влад Кульков, Иван Плющ, Роман Эсс, блестящий проект «Яблоки падают одновременно в разных садах»... Но лучшим был, несомненно, gop-art. 

Жырный стол. Проект «Пацаны. Первая gop-art выставка», 2008


G: Многие запомнили Ваши работы тем, что все о них пачкались - в этом был отдельный посыл неприкосновенности искусства? Как говорят музейные бабушки: «Нельзя трогать руками!»? Вы же, кстати, и на кафедре музейного дела, как раз, преподаёте, тут говорят.


AK: Несмотря на то, что они одинаково опасны, мифология этих материалов разная. В «Жырном столе» чтобы заменить бойсовский жир, был применен литол. Он внешне похож на мед и может быть поэтому все с таким необъяснимым рвением его трогали, клали на него фотоаппараты... А во втором случае меня забавляла метафора «твердой нефти» (solid oil), эталонного бренда, поэтому выбор пал на уникальный глянцевый черный солидол завода «Красный нефтяник». Солидол завораживающе отвратителен, его хочется трогать. Так что это наоборот призыв вмазаться искусством. 

«Quinta essentia: Brent», 2008


G: Вот, опережая любимые вопросы наших читателей, по каким признакам вы относите своё творчество к искусству? 


AK: Мне сложно представить, что это можно с чем-то спутать. Разделять что-то на искусство и не-искусство, это как различать цветное и черно-белое. Как будто черный с белым - не цвета. Ведь есть искусство хорошее и плохое, старое и новое, интересное и скучное, декоративно-прикладное и фьючерсно-закладное, какого только нет. И если вам какое-то конкретно не нравится, это вовсе не значит, что это не искусство. К сожалению, это стоит признать, если ответственно подходить к вопросу. 


G: Вот такой вопрос: в искусстве может, вообще, существовать мода? И стиль? Стиль не в смысле художественный, а как своеобразная оппозиция моде? 


AK: Искусство работает по законам моды, ведь стремится по большей части к новизне. Однако оно более инертно, так как не полностью зависит от необходимости заполнять ценовые сегменты и окучивать группы потребителей. Если prêt-à-porter российского искусства что-то ищет и порой открывает, то наш традиционный haute couture беспросветно оккупирован «Большевичкой» с ее «Красным знаменем» и фабрикой «Труд». Может это и неплохо, есть же мода на винтаж. Каждый художник обречен обладать уникальными особенностями оперирования с контекстами и материалами, чтобы хоть чем-то отличаться от других. Но часто оказывается, что стиль, точнее манера, никоим образом не противоречит моде, они вызывают иллюзию, что от нас что-то зависит. Хотя в искусстве больше пространства для маневра, чем в «ТопШопе». 

Лекции в студии "Непокорённые", 2008

G: Вы не так давно прочитали серию лекций на тему философии искусства в студии Непокорённых – почему Вы, вообще, заинтересовались этим предложением и какие выводы сделали по итогам? 


AK: Настя Шавлохова предложила мне провести некий ликбез по истории идей XX века. Я решил сделать курс более прикладным и попытался ответить на вопросы: кто? как? с помощью чего? что? делает в искусстве. Получилось четыре лекции: Автор, Воображение, Медиум и Проект. Не все они оказались одинаково удачными, но, думаю, что у тех, кто ответственно участвовал в процессе, сложилась определенная ясность. Возникла идея по материалам лекций издать учебник. Это достаточно хамская затея, но ситуация требует. Сейчас ведутся подготовительные работы. 


G: Традиционное: каковы Ваши дальнейшие планы?=) 

AK: Сейчас как никогда назрела реальная необходимость стать более модным, сделать миллионы фотографий, оставить тысячи комментариев, сочинить пару песен, снять документальный фильм, написать несколько книг, открыть какое-то количество институтов и основать ряд партий. Будем действовать по плану.

Почтение. Проект "Европейские штандарты", 2009

Ссылки на тексты: "Несколько мыслей по поводу такого странного явления как GOP-ART" ( http://t4k1984.livejournal.com/164922.html )

Share
скопировать ссылку

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест