В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

на обложке: памятник в поселке Землянский Тамбовской области. Фото: правительство Тамбовской области
Теперь во многих российских городах можно будет увидеть не только Z-баннеры, но и несколько улиц и памятников в честь погибших участников российского вторжения в Украину. Мы составили список новых памятников и улиц, а еще спросили у эксперта, что такие процессы значат для истории страны.
The Village однозначно выступает против нынешнего вторжения в Украину. При этом мы считаем важным отслеживать влияние войны на общество и то, как меняются наши родные города — даже если это пугает и обескураживает.
Памятный знак в Волгоградской области

В городе Камышин в Волгоградской области памятник «в честь погибших в спецоперации» открыли 24 февраля, спустя год после ее начала. Памятный знак состоит из двух установленных вертикально гранитных мемориальных плит с выбитыми именами. Он расположен на территории местного мемориала защитникам Отечества.
Девочка с бойцом в Ижевске

Памятник из Тамбовской области называют первым памятником в России в память о погибших во время вторжения в Украину, однако месяцем ранее похожая по тематике скульптура была открыта в Ижевске.
Памятник «Защитникам Донбасса» открыли в Ижевске в феврале 2023 года, он размещен около Дворца детского (юношеского) творчества. Композиция скульптуры в виде девочки, встречающей бойца, задумывалась как символ «окончания специальной военной операции».
Автор памятника — народный художник России Салават Щербаков, он также делал памятник «вежливым людям» в Крыму в 2016 году и московский памятник Калашникову в 2017 году. Профинансировали установку памятника сенатор России Юрий Федоров, председатель Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России Андрей Тимофеев, депутаты госсовета и гендиректор местного предприятия «Ува-молоко» Александр Емшанов. «На открытии этого памятника мы чествуем тех, кто во все времена защищал нашу страну, кто сегодня верным служением Родине обеспечивает обороноспособность, безопасность, мощь и единство России», — произнес на открытии речь глава города. То, что монумент возводятся именно «защитникам» — а не захватчикам или даже «освободителям», подчеркивают и на открытии других памятников в России.
Лев Левченко
колумнист The Village
В самом по себе увековечивании памяти участников недавних или даже текущих войн нет ничего особенного или нового. Сравнивать такие вещи неуместно, но. Сейчас я живу в Армении. В Ереване, особенно в спальной части города, сложно найти двор, где нет мурала или питьевого фонтанчика — пулпулака. Их рисуют и устанавливают в память о местных, погибших в карабахских войнах. Такая же ситуация, вероятно, в Хорватии и Сербии.
Другое дело, что в в этих случаях речь идет о народной памяти — официоз если и создается, то не превалирует. В России же ситуация обратная: в показаниях, зачем Путин вообще развязал войну в Украине, путаются даже пропагандисты, что уж говорить о, собственно, народе. Многочисленными памятниками, переименованныыми в честь героя «ДНР» Жоги улицами и прочим официозом, как и маскотами войны вроде «бабушки с флагом» и «мальчика Алеши», чиновники пытаются этот вакуум заполнить.
Судя по тому, что поддержка войны в обществе скорее падает, чем растет, без особого успеха. Так что есть ощущение, что смысл в этих почти сатанистских практиках (усадить за «парту героя» сына, собственно, погибшего военного — это какой-то прямо совсем ад) самый банальный: немного заработать уже, видимо, в последний раз — на патриотические «инициативы» откровенно мошеннического характера государство до сих пор готово выделять миллиарды.
Проекты памятников

В Чите памятник планируют разместить на территории «Боевой и трудовой славы забайкальцев в годы Великой Отечественной войны». На памятнике высечена фигура солдата с ребенком на руках. «Проект имеет в основе скульптурную композицию, наиболее ярко характеризующую связь между поколениями защитников Родины», — говорилось в сообщении городской комиссии. В Республике Коми хотят установить памятник псу по кличке Сармат. Хозяин пса говорит, что собака погибла на фронте, спасая его. Памятник должен появиться в поселке Первомайский. «С эскизом помогает москвич-доброволец из отряда БАРС. Рисунком занимаются его дочь, которая ходит в художественную школу, и ее наставница», — пишут в издании из Коми.
Аллеи памяти
Также в российских городах появляются Аллеи памяти в честь погибших в Украине бойцов. Такие, например, уже планируют открыть в Сыктывкаре, Копейске и Волгограде, в Севастополе открыли Аллею героев.
Улицы в честь мобилизованных и военных
Предложение о присвоении названия в честь выдающегося государственного или общественного деятеля может быть согласовано после двух лет со дня его смерти, кроме случаев, когда наименования дают в честь лица, имеющего звания Героя РФ, Героя Труда РФ, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, которое может быть согласовано при жизни такого лица либо после его смерти, пишет издание из Коми. В Новосибирской мэрии обращали внимание, что переименование улиц может вызвать «социальную напряженность» среди жителей жилых домов и руководителей местных организаций из-за того, что нужно внести изменения в документы юрлиц, а также документы, подтверждающие право собственности на тот или иной объект недвижимости. В жилищной сфере переименование влечет замену паспортов граждан.
Увековечить память решили как минимум в шести городах. В Крыму переименовали сразу 13 улиц в разных населенных пунктах полуострова, теперь эти улицы носят имена погибших российских военных. В Вологде переименовали две улицы — в честь командира батальона «Спарта» Владимира Жоги и Героя Российской Федерации Игоря Смирнова с позывным Буба. В Тюмени тоже появится две новые улицы в честь «героев СВО» Жумабая Раизова и Григория Турубарова. В Нальчике теперь три улицы в честь участников войны, в Воронеже — одна. В Пятигорске тоже выбрали трех погибших на войне, имена которых появятся на карте города. Улицы также переименовывают в небольших населенных пунктах, например в поселке Красные Баки Нижегородской области и в селе Алаторка в Башкирии.