4 июля, понедельник
Москва
Войти

Создатель Игрушечного музея Александр Лавров — о своей коллекции, дорогих советских игрушках и редких экспонатах

Создатель Игрушечного музея Александр Лавров — о своей коллекции, дорогих советских игрушках и редких экспонатах

Многие воспринимают игрушки как что-то несерьезное, что может заинтересовать только детей. С этим стереотипом успешно борется художник Александр Лавров — он создал Игрушечный музей, в котором интересно, в первую очередь, взрослым, поскольку большую часть экспозиции занимают редкие предметы советского периода.

The Village Нижний Новгород пообщался с создателем музея игрушек о сложностях коллекционирования, о выставках и о том, почему самые дорогие игрушки — советские.

Многие воспринимают игрушки как что-то несерьезное, что может заинтересовать только детей. С этим стереотипом успешно борется художник Александр Лавров — он создал Игрушечный музей, в котором интересно, в первую очередь, взрослым, поскольку большую часть экспозиции занимают редкие предметы советского периода.

The Village Нижний Новгород пообщался с создателем музея игрушек о сложностях коллекционирования, о выставках и о том, почему самые дорогие игрушки — советские.

О начале коллекции

Началом музея были конкретные экспонаты — в частности, это машинка, которую мне как-то принесли, она выставлена в одном из залов. Этот грузовичок, который выпускался у нас на Горьковском заводе, стал одной из моих первых игрушек и началом музея. Мне приносили каких-то медведей, и я, как художник, рисовал их — нашел для себя такое, немного трогательное направление. У нас в музее эти работы с медвежатами тоже есть. Я продавал картины, покупал новые игрушки, и в итоге их набралось на музей.

Первая выставка была очень скромная, в ней было совсем мало предметов. В нынешнем здании мы открыли экспозицию в 2008 году, а самая первая находилась там, где сейчас галерея «Кладовка». Я себя не позиционирую как коллекционер, и с самого начала хотел сделать именно игрушечный музей, потому что мне это кажется очень важной и интересной темой, которая будет актуальна всегда, особенно если мы говорим о советском периоде — ведь то время уже кануло в Лету, но что-то еще можно выхватить оттуда и здесь показать.

У меня была идея собрать настоящую музейную экспозицию, но это оказалось очень сложно. Я ставил себе задачу — каждые два-три месяца делать тематическую выставку, и к ней покупал предметы, где только мог. За эти годы мы сделали более 50 выставок, темы были всевозможные — настольные игры, куклы, солдатики, автотранспорт, отдельная экспозиция для железных дорог, механические и деревянные игрушки. Меня заинтересовала самодельная игрушка — бабушки и дедушки или родители, которые работали на заводе, изготавливали детям автоматы, машинки, и часть их сохранилась. Так появилась выставка и на эту тему.

В итоге у нас собралась неплохая экспозиция, хотя помещение очень маленькое, и бóльшая часть экспонатов, даже самых хороших, остается за бортом. Мы не можем их выставлять, но сейчас игрушек у нас в несколько раз больше, чем в залах.

Об экспозиции

Этот музей больше для взрослых — именно здесь они находят свои вещи из детства. Вещи из 30-х годов, например, сложнее показывать — этих людей уже почти не осталось в живых, а с экспонатами 70-х, 80-х и 90-х другая ситуация. Мы даже сделали небольшую витрину горьковских игрушек 90-х годов, потому что их все помнят, они продавались повсюду и были в каждом доме, поэтому их узнают.

При оформлении экспозиции я не делаю акцент на чем-то одном, мне нравятся немецкие, японские, советские пупсы, металлические игрушки и так далее. У нас есть ряд ленинградских наборов — аэропорт, автостанция, гараж, горная дорога. Они все в рабочем состоянии. С 50-х годов выпускалась железная дорога «Пионерская», она огромная и содержит кучу персонажей — они двигаются, например, поднимают руку, когда проходит поезд, в светофоре горит огонек и так далее. Такую железную дорогу, конечно, мог себе позволить какой-нибудь профессор, ее закупали дома пионеров и школы, выставляли на Новый год, она как раз такая праздничная.

Вот, например, игрушки 30-х годов — эти пупсы называются «кьюпи», сокращенное от «Купидон». Таких купидончиков делала Роза О’Нил, она в 1913 году начала выпускать кукол в Германии и за счет них стала миллионершей. Здесь выставлены такие пупсы, кстати, они до сих пор выпускаются. Это не советское производство, но этих куколок очень интересно показывать. Одного из них я купил в Берлине несколько лет назад, оттуда я привез довольно много советских предметов, поскольку там была ГДР, и их куклы были мечтой всех девочек. Есть легенда, что этого пупса проектировала знаменитая художница Вера Мухина, и ее попросили, чтобы он был похож на маленького Ленина.

 Полтора года мы не работали — ремонт и пандемия, музей практически закрывался, и только этим летом он открылся для посещения, в общем, у нас было почти два года в прострации и не было никакого развития

Японцы делали потрясающих кукол в 30-х годах, по взятым в Германии образцам, у меня есть небольшой пупс того времени. По немецким штампам и в СССР делали кукол — есть одна с Охтинского завода, и видно, что она не совсем русская, у нее завитки волос по бокам. Кроме того, до войны экономили на целлулоиде, потому что из него еще и порох делали, плюс он довольно хрупкий, поэтому все, кроме головы, делали тряпичным, и только после войны куклы стали полностью целлулоидными. К нам привезли очень много похожих немецких кукол — родители привозили своим детям трофеи. Кстати, именно тогда в СССР появилась технология изготовления заводных медведей.

Как художнику, мне интересны авторские произведения, поэтому им посвящено несколько витрин. Художники, которые работали на производстве и разрабатывали дизайн детской игрушки, довольно известные люди, с некоторыми я даже знаком. Я был в гостях у Льва Сморгона, и мы сняли фильм об этой встрече. У нас есть небольшая экспозиция его игрушек, хоть они очень дорогие.

Мне очень нравится художница Маргарита Вильям. Она создала целые серии — это и Чиполлино, и Айболит, у нас в музее есть много ее работ. Есть прекрасные игрушки Льва Разумовского, у него были в том числе перчаточные куклы на руку, и родители в детском саду с их помощью разыгрывали сценки. В основном, все вышеперечисленные — это ленинградские художники.

В Горьковской области были свои фабрики, в Ковернино создавали великолепные игрушки — я делал по ним экспозицию, и когда мне попадаются их работы, я думаю: «Какие они трогательные!». Они наши, местные, и их надо показывать, до сих пор почти в каждом доме есть эти петухи и лошадки, стилизованные под народных, и, хоть я такую игрушку не особо собираю, все равно не смог пройти мимо.

Еще выпускала игрушки горьковская фабрика «Мир», у нас есть их ранний образец 50-х годов, но увы, мы не знаем авторов. В 80-е и 90-е годы итальянская фабрика Sebino привозила сюда головы кукол, которые закупали за валюту, и того зарубежного художника, который их создал, я тоже не знаю — очень многие наши куклы сделаны именно по их образцам. Целая витрина посвящена горьковской кукле, есть и старые фотографии. Здания фабрики «Мир» существуют до сих пор, стоят на Шаляпина и сдаются под офисы. К сожалению, игрушки мы больше не производим.

Об экспонатах с историей

У меня есть такие экспонаты, но я с сомнением отношусь к тому, что мне рассказывают при их передаче. Недавно мне попал в руки кот в сапогах, и человек, который мне его принес на продажу, сообщил, что игрушка 1937 года выпуска. Мы искали в интернете, чтобы уточнить, действительно ли это так, и выяснили, что да, год назван правильно. Хорошо, когда попадается не совсем истрепанный экспонат, а из первых рук — у этого кота даже хвост сохранился, он стоит у нас в одной из экспозиций, правда, из-за количества игрушек его не очень хорошо видно.

Кроме того, игрушки это история семьи — кукла или мишка пробыли в семье всю жизнь, с ними играли несколько поколений. У меня есть такой медведь в костюме морячка — его мне принесла одна бабушка, и она показала фото, на котором с этой игрушкой сидит ее маленький сын.

Игрушки дарят довольно часто, но это те вещи, которые сохранились в семье, а те, которые нужны для экспозиции, приходится искать. Полтора года мы не работали — ремонт и пандемия, музей практически закрывался, и только этим летом он открылся для посещения, в общем, у нас было почти два года в прострации и не было никакого развития.

 Я не зацикливаюсь на том, чтобы собрать как можно больше редких игрушек. Сам предмет не имеет для меня такой ценности, как возможность рассказать какую-то историю

О поиске и сборе коллекции

Конца и края поиску экспонатов нет, кроме того, какие-то предметы я вряд ли смогу найти, особенно 30-х годов. Агитационная игрушка — самая ценная, они стоят очень хороших денег. Иногда она попадает ко мне, а я не могу ее купить из-за слишком высокой цены. В целом, самая дорогая игрушка — советская. Она дороже немецкой, японской, американской и любой другой, потому что их было мало, и это своего рода роскошь. Кроме того, очень многие экспонаты убитые — ими играло столько поколений! И игрушки в хорошем состоянии можно купить только у коллекционера, или если она где-то хранится.

Я не зацикливаюсь на том, чтобы собрать как можно больше редких игрушек. Сам предмет не имеет для меня такой ценности, как возможность рассказать какую-то историю. Есть, например, коллекционеры механических игрушек Ленинградского завода, у них есть почти все экспонаты, а у меня нет, но это не говорит о том, что моя коллекция плоха. Как говорится, чтобы понять, что море соленое, не обязательно выпить его полностью. Достаточно показать часть этих предметов, тем более, что эти игрушки отражают нашу культуру, в том числе историю агитации. У нас была страна, где политическое воспитание было важно. Это очень интересная тема, поэтому я делал сразу несколько выставок агитационной игрушки.

О работе музея и планах

Я собираю не только игрушки, но и детские вещи в целом. У меня огромное количество разных предметов, их даже негде хранить. Это обязательно нужно делать, это все собирается, уже есть много экспонатов. Более того, у меня была идея, чтобы дети могли делать фотосессии в костюмах той эпохи, у нас как раз есть небольшая фотозона. Я хотел и сотрудников переодеть в историческую одежду, но они не поддаются.

У нас почти нет свободного выставочного пространства, поэтому основной акцент мы стали делать на мастер-классах. Сейчас мы можем сделать максимум витрину. Последнюю выставку мы делали к 9 мая — я собрал игрушки стран, которые участвовали во Второй мировой войне. Большинство из них еще довоенные — немцы, французы, американцы, только японцев и испанцев нет. К сожалению, из-за цены у меня нет довоенных солдатиков, пришлось заменить их на образцы 50-х годов.

Нам хочется сделать экспозицию про всякие сладости — всевозможные коробки, фантики, ведь это тоже часть материальной культуры, и об этом можно рассказать и сделать выставку.

Кроме того, у меня есть идея сделать здесь кукольный театр и показывать небольшие спектакли. Есть целая серия игрушек для кукольных театров — «Репка», «Колобок», «Незнайка в Солнечном городе» и так далее. Вообще, детский театр — это важно, потому что создавать такой для самых маленьких никто не хочет, а мы бы могли занять эту нишу.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Первая полоса

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели
Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели «Тяжело выходить на рынок труда, когда не менял работу 20 лет»
Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели
«Тяжело выходить на рынок труда, когда не менял работу 20 лет»

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

«Ждите, черти, русские идут!»
«Ждите, черти, русские идут!» Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни
«Ждите, черти, русские идут!»

«Ждите, черти, русские идут!»
Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними Что это значит для брендов и покупателей
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Что это значит для брендов и покупателей

В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве
В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве Если жильцы будут за, в городе смогут снести все панельки 1957–1970 годов
В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве

В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве
Если жильцы будут за, в городе смогут снести все панельки 1957–1970 годов

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Подпишитесь на рассылку