«Почему?» — спросила трёхлетняя дочь Эдвина Лэнда, когда тот не смог показать ей сделанную только что фотографию. Этот вопрос заинтересовал Лэнда, и спустя несколько лет, в 1948 году, его компания Polaroid выпустила первый фотоаппарат, выдающий готовый снимок сразу после съёмки.

Так звучит легенда о появлении легендарных фотоаппаратов Polaroid, взорвавших рынок в 1970–80-х годах. В 90-е название компании было известно каждому, но это не помогло ей избежать краха, когда на рынок ворвались цифровые камеры. С 2001 по 2009 год компания дважды объявляла о своём банкротстве: ей пришлось сменить шесть руководителей, прежде чем встать на ноги снова. В Polaroid понимали, что им необходимы фундаментальные изменения, чтобы выжить. Журнал Fast Company поговорил с нынешним руководством компании и узнал, какие уловки помогли Polaroid вернуться в игру.

 

Доброе имя лучше богатства

Polaroid была основана в 1937 году и из стартапа в гараже смогла вырасти в популярный культурный феномен. Polaroid считали одной из самых инновационных компаний, но появление цифровых камер заставило многих думать, что Polaroid выпускает устаревший продукт. Несмотря на это, компания не стала бросать все свои силы на создание камер нового поколения, а решила сделать упор на узнаваемое имя.

Технология поляризационных стёкол, изобретённая и запатентованная Эдвином Лэндом, используется не только для создания фотоаппаратов. Она активно применялась для нужд армии во время Второй мировой войны — например, очки с поляризацией защищали пилотов от слепящего солнца и нейтрализовали блики. К слову, изобретение 3D-очков — дело рук этого же учёного. До того как известный оптик придумал метод моментальной фотографии, 93% всей его прибыли приходилось именно на очки.

Первые аппараты с мгновенно проявляющимися снимками начали появляться на рынке вскоре после Второй мировой войны, однако приобрести популярность Polaroid удалось уже к 1970-м годам. Когда для бизнеса настали плохие времена, компания решила, что начать зарабатывать снова она может не на продукте, а на технологиях и имени — новые партнёры с радостью использовали бренд Polaroid для продвижения своих товаров.

Союз по интересам

В 2000-х компания обанкротилась из-за резкого роста популярности цифровых фотоаппаратов. Руководство занялось поиском новых категорий продуктов, которые смогли бы соответствовать духу бренда.

Одной из главных причин популярности аппаратов компании была их доступность — цена фотоаппаратов всегда находилась в пределах досягаемости среднего потребителя. Компания начала сотрудничать с производителями планшетов, телевизоров и других цифровых устройств.

Поляризатор есть на каждом жидкокристаллическом телевизоре — это основной компонент технологии, позволяющий видеть изображение на плоском экране. Polaroid заключил партнёрское соглашение с производителем и дистрибьютором потребительской электроники компанией Starlight, разработавшей ассортимент доступных по цене LCD-телевизоров.

Кстати, сегодня одна из наиболее быстро растущих категорий продуктов Polaroid — планшеты. Polaroid выпускает бюджетные гаджеты на базе Android, которые не очень популярны на рынке, но всё же приносят доход. CEO и президент Polaroid Скотт Харди оправдывает тот факт, что компания взялась за производство «таблеток», тем, что на них можно смотреть фотографии (а значит, Polaroid всё-таки имеет к этой категории продуктов какое-то отношение).

Polaroid также сотрудничает с C&A Marketing, владельцем ряда известных ритейлеров фото-брендов, включая магазины Ritz Camera и Calumet Photo. Компания распространяет основные категории товаров Polaroid, от чего выигрывают оба партнёра, считает Харди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Polaroid была основана Эдвином Лэндом в 1937 году и из стартапа в гараже смогла вырасти в популярный культурный феномен

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

В 2012 году компания представила цифровую камеру Polaroid SC1630 Smart Camera, которая синхронизируется с аккаунтами пользователя
в социальных сетях

   

 

Назад в будущее

Однако, обновляя технологии, компания пыталась лишь приспособить свой классический продукт к современным реалиям, а не перепридумать его. В результате в 2008 году она обанкротилась второй раз.

Лишь после этого топ-менеджмент сообразил, что нужно придумывать радикально новые продукты. Polaroid начал выпускать цифровые фотокамеры со встроенным принтером. Для продвижения бренд использовал знаменитостей.

Так, в 2010 году компания назначила на должность креативного директора Леди Гагу (Lady Gaga). Одним из самых ярких продуктов, выпущенных с подачи певицы, стали очки GL20 Camera Glasses, оснащённые фото- и видеокамерой, а также возможностью проигрывать изображения и клипы. Объектив очков располагается на переносице, а сделанный снимок тут же отображается на встроенных экранах.

На российский рынок компания вернулась в 2012 году с цифровыми моментальными камерами и карманным принтером.

Сегодня Polaroid производит солнечные очки, планшеты, телевизоры, экшн-камеры, цифровые фоторамки, карманные фото-принтеры, различные фото-аксессуары, цифровые фотоаппараты и мгновенные фотоаппараты. Последние пользуются особым спросом у модников.

Камера Polaroid Pic-300 считается одним из самых успешных современных продуктов компании. Вдохнуть новую жизнь в устаревшие мгновенные фотоаппараты стало возможно, когда молодые люди возненавидели масс-маркет и отправились за одеждой в секонд-хэнды. Переодевшись, они отложили ещё недавно популярные «зеркалки» и закупились ретрофотоаппаратами (это же так весело!).

Ещё один прорыв к «продвинутой» части населения компания сделала в 2012 году, представив на выставке CES цифровую камеру Polaroid SC1630 Smart Camera, синхронизированную с аккаунтами пользователя в социальных сетях — снимки с него можно выложить в Instagram, Twitter или Facebook нажатием одной кнопки. Впрочем, такую популярность, как олдскульный полароид, это устройство не приобрело.

Интересно, что по мнению главы компании, невероятное возрождение и рост Polaroid — всё-таки результат верности старым традициям. Компания смогла занять свою нишу и продолжила производить доступные товары.

Главное правило, которое почерпнул Polaroid из своего временного поражения, звучит так: чтобы выжить, необходимо найти сильные стороны бренда, понять, с какими категориями товаров он соотносится, выбрать хороших партнёров и найти аудиторию, готовую не только принимать культовые товары, но и создавать их самостоятельно.

 

 Фотография на обложке: Fotobank/GettyImages