«Бывает, что даже договор не гарантирует, что деньги придут»: Фрилансеры — о том, как научились оценивать свой труд И добиваться выплаты гонорара

«Бывает, что даже договор не гарантирует, что деньги придут»: Фрилансеры — о том, как научились оценивать свой труд

У фриланса масса преимуществ: можно установить удобный график, работать из любой точки мира и брать ровно столько заказов, на сколько хватит сил. Но часто фрилансерам бывает сложно договариваться с заказчиками о гонорарах: если назовешь высокую цену, спугнешь потенциального клиента, а если согласишься на низкую, придется выполнять больше работы или в чем-то себе отказывать. Еще одна проблема — гонорар получить: недобросовестный заказчик может изводить исполнителя правками или просто обмануть. Мы спросили у фрилансеров, как они научились определять справедливую цену за свой труд и добиваться выплаты положенных им денег.

Мона

дизайнер интерьеров и архитектор

  Полтора года назад я вернулась из Милана, где после МАРХИ изучала дизайн интерьера и индустриальный дизайн в Новой академии изящных искусств и работала по специальности в студиях. Фрилансить в Италии сложно, а тем более иностранцу: мало кто хочет возиться с формальностями, а платить гонорар в конверте не принято. Это в России перевод на карту за маленькие, срочные или частные заказы — распространенная практика.

Я занимаюсь 3D-визуализациями и рендерами. Чтобы научиться их делать, я прошла специальные курсы и там узнала расценки на такую работу: они варьируются от 250 до 600 рублей за квадратный метр пространства. Сначала я брала 450 рублей — как раз посередине, и сейчас иногда называю эту сумму по дружбе. В какой-то момент заказов стало много, и, чтобы как-то их отсеять, я повысила цену до 600 рублей. Она и действует для всех новых заказчиков. Среди них есть и бюро, у которых нет визуализаторов в штате и им дешевле нанять кого-то на стороне, и архитекторы, которые не умеют или просто не успевают моделировать. С последними работать проще: как правило, это коммуникация один на один и оплата почти сразу. В работе с юридическими лицами тоже есть свои плюсы, например наличие договора. Хотя случается, что оплату по нему приходится ждать не один месяц. Это довольно тревожный момент: вроде ты сделал работу, но деньги зависли где-то в воздухе, а тебе сложно планировать расходы.

  Невыплаченный гонорар не помешал сотруднице фирмы недавно снова мне написать, но такие заказчики попадают в мой черный список

Бывает, что даже договор не гарантирует, что деньги придут. Однажды мне не выплатили часть гонорара из-за некорректного технического задания — притом что был подписан даже акт приема работ. Кстати, невыплаченный гонорар не помешал сотруднице фирмы недавно снова мне написать, но такие заказчики попадают в мой черный список. После этого случая стараюсь не работать с заказчиками, от которых слышу «мы совсем маленький стартап, и у нас не очень много денег» и «нам нужно вчера». Это верные признаки того, что все пойдет кувырком, придется работать в жутком авральном режиме, с бесконечно меняющимися вводными и правками.

После невыплаты гонорара я серьезно задумалась о стоимости своего труда и заметила, что один и тот же объем работы занимает разное количество времени, хотя гонорар при этом не меняется. Тогда я решила составить свой собственный договор и всегда брать предоплату. Мне неловко и страшно упоминать об этих условиях, да и не всегда получается: для мелких заказов это не имеет смысла, а крупные заказчики диктуют свои условия. Тем не менее в моем договоре прописаны порядок и сроки работы, допустимое количество правок. Не то что бы кто-то строго его соблюдал, но мне так спокойнее.

Когда я сравнила свой средний месячный доход и зарплату штатного рендериста, то поняла, что зарабатываю недостаточно. Поэтому я решила расширять свой функционал: теперь делаю чертежи, подсчитываю сметы и недавно начала первый большой проект. В одиночку с этим справиться сложно, поэтому планирую скооперироваться со знакомым архитектором. Но в идеале, конечно, работать в паре с менеджером, который разбирается в теме, берет на себя поиск заказов и ведет все переговоры. Или вообще найти постоянную работу.

Катя

иллюстратор

  На фриланс вышла меньше года назад — прошлой весной, а до этого пять лет работала в культурной институции. От нее и поступил мой первый заказ на иллюстрацию в онлайн-журнале. Чтобы сориентироваться, адекватную ли сумму мне предлагают, я обратилась за советом к преподавательнице, у которой училась на курсе иллюстрации в «Вышке». Ответы на финансовые вопросы можно найти на сайте «Иллюстраторская среда», там подробно расписано, из чего складывается стоимость работы. Но я, скорее, сверяюсь со своей внутренней градацией: есть заказы суперлегкие, средние и сложные, и стоимость зависит от того, к какой категории лично для меня он относится.

Я рисую иллюстрации для онлайн-изданий, оформляю печатные материалы для кафе и музеев, изредка беру частные заказы. Еще ни разу мне не приходилось искать клиентов — все находят меня сами. Чаще всего это какие-то знакомые, поэтому конфликтных ситуаций не возникало. Иногда приходят те, кого я совсем не знаю, и тогда хочется взять предоплату, чтобы обезопасить себя. Но не получается, потому что задачи, как правило, небольшие или срочные. Все крупные проекты обычно сопровождаются договором, где прописаны пункты о передаче прав на изображение. Это влияет на гонорар: например, если мое авторство не будет указано или все права на изображение получает заказчик, то это стоит дороже. И если оно будет использовано в коммерческих целях — тоже. Во всех этих случаях я не боюсь обсуждать свои условия работы. Маленькие компании ограничены в бюджетах, поэтому сами называют сумму, которую готовы мне заплатить. Если задача интересная, то соглашаюсь, даже если предлагают сумму ниже рынка.

  Мне вообще неловко брать большие деньги за работу, потому что кажется, что это и не работа вовсе, а хобби — рисуя, я получаю удовольствие

Сейчас я раздумываю над тем, как бы повысить ценник, но чтобы и прежним клиентам было комфортно, и новые не пугались. Хотя мне вообще неловко брать большие деньги за работу, потому что кажется, что это и не работа вовсе, а хобби — рисуя, я получаю удовольствие. Но прихожу к мысли, что нужно в первую очередь оценивать, насколько комфортно мне и что я получу от того или иного заказа. Бывает, что в процессе работы я понимаю, что продешевила. Однажды это настолько меня беспокоило, что я попросила о повышении. И удивилась, когда мне пошли навстречу. Поэтому важно оценивать свои ресурсы, ценить их и просить от других того же.

Комфорт заключается не только в размере дохода, но и в количестве и качестве заказов. Хорошо, когда в месяц есть два-три проекта разного уровня сложности. Еще я придерживаюсь графика 5/2 и лучше встану с утра пораньше, чем буду работать допоздна. Оборудовала себе отдельное место для работы с планшетом — удобный стол и стул. Такая рутина помогает упорядочить жизнь и воспринимать иллюстрацию как полноценную профессию.

Слава

видеограф

  Я снимаю рекламные видео, контент для соцсетей, монтирую ролики уже пять лет. До того как уйти в свободного плавание, работал редактором в «Останкино». Сейчас я сотрудничаю в основном с российскими брендами одежды, аксессуаров и украшений — они больше всего используют видео для постов, сторис и Reels в инстаграме. Это у штатного оператора зарплата фиксированная, а на фрилансе при желании можно зарабатывать больше. Чтобы понять, сколько брать за разовые съемки, я изучил прайс-листы и сметы видеопродакшенов. Но продакшен — это команда, а я чаще всего оператор, режиссер, монтажер, звукорежиссер, осветитель и грузчик в одном лице. В зависимости от задачи могу взять на себя какие-то отдельные функции. Или, например, недавно сидел на карантине и был вынужден брать заказы на монтаж и цветокоррекцию отснятого материала.

Инстаграм сыграл большую роль и в популяризации видео, и в моей работе. Именно там появляются те тренды, которые потом подхватывают мои заказчики. Безусловно, тикток задает тон, но он больше про развлечения, а не про продажи. Есть несколько проектов, для которых снимаю на постоянной основе ролики для соцсетей. По отметкам в постах меня находят новые клиенты.

  Если обычно люди представляют фрилансера сидящим с ноутбуком в кофейне, то мой рабочий день предполагает больше активности и перемещений

Я создал в Excel удобную таблицу для подсчета стоимости проекта, взяв за основу почасовую оплату. Каждый год я анализирую и корректирую цены — с опытом понимаешь, сколько времени уходит на тот или иной формат съемки, какие сложности могут возникнуть, как оптимизировать процессы. Переходишь на дорогую технику, лучше делаешь свою работу, нарабатываешь клиентскую базу и портфолио.

Чтобы распределить нагрузку и к концу месяца выходить на желаемый уровень заработка, беру три-четыре съемки в неделю. И если обычно люди представляют фрилансера сидящим с ноутбуком в кофейне, то мой рабочий день предполагает больше активности и перемещений. Когда я понимаю, что моих сил уже не хватает, то закладываю в смету ассистента. Все обговаривается в переписке: продюсер или контент-менеджер присылает бриф с референсами, локацией, фотографиями товаров, и я прикидываю, сколько понадобится времени, какая техника, предлагаю свои идеи, называю цену, и мы договариваемся о времени и сроках. Я оформлен как самозанятый, поэтому цена включает налог.

Иногда, узнав мои расценки, заказчики так и пишут: «Спасибо, но мы нашли дешевле». И я к этому нормально отношусь. Дело тут даже не в демпинге, а в том же опыте: начинающие видеографы устанавливают очень невысокие цены, но результат не всегда устраивает заказчиков. Практика показывает: чем ответственнее съемка, тем опытнее должен быть исполнитель.

Алсу

графический дизайнер

  Я начала самостоятельно изучать графический дизайн в 2018 году, параллельно с работой мерчандайзером в магазине одежды — так я готовилась к увольнению. Первый заказ нашел меня достаточно быстро: на вечеринке знакомая попросила разработать айдентику для интерьерного магазина. На тот момент я не умела это делать, но решила, что разберусь, и согласилась. Все получилось, и ко мне начали обращаться друзья за логотипами для баров и кафе.

Я потихоньку набирала портфолио: почему-то сразу решила, что все проекты в нем должны быть реальными. Одно заведение стало особенно популярным, и мой контакт разошелся среди потенциальных заказчиков. Мне даже удалось устроиться на постоянную работу. Там я прокачала свои навыки и научилась делать то, что в одиночку было бы сложно освоить, например подготовку изображений к печати. Почувствовав уверенность в своих силах, я снова ушла на фриланс. Проектов было достаточно, я получала заказы от бывших работодателей, которые в итоге кинули меня на деньги.

После увольнения бывшие коллеги часто обращались ко мне, когда сами не успевали что-то сделать. Обычно мы фиксировали все условия — объем работы и предоплату — в письме. Как-то перед 8 марта мне напрямую написала глава маркетинга и попросила отрисовать иллюстрацию. Сроки поджимали, начинались длинные выходные, и мы не стали ничего документировать. В итоге картинка ее не устроила, и она просто перестала мне отвечать. Наверное, ей и в голову не пришло, что оплачивается не только подходящий результат, а работа в целом.

   Я боялась говорить о предоплате, вносила кучу правок, потому что «ну мне же не сложно», делала работу за других членов команды, например правила тексты

В самом начале не было ориентиров по гонорарам, и я брала крайне мало. Могла сделать логотип за 2 тысячи рублей, айдентику — за 8 тысяч. Еще я изучала биржи для фрилансеров, и тогда некоторые предложения вроде разработки логотипа на конкурсной основе за 5 тысяч рублей казались мне запредельными. А потом я наткнулась на международные биржи и поняла, что стремиться нужно к таким офферам, где тебе платят 2 тысячи долларов только за лого. Определиться с более-менее адекватными ценами на услуги помог ютьюб. Я посмотрела несколько видео, в которых учили рассчитывать стоимость часа своей работы, исходя из желаемого месячного дохода и количества времени, которое я готова тратить на работу. На получившееся значение влияет множество факторов — налоги, использование собственной техники, которую надо обновлять, платные программы, профессиональный стаж.

Деньги — не самая больная тема для фрилансера. Да, я долгое время бралась за работу, задаваясь вопросом «А заплатят ли мне вообще?» из-за неприятных случаев. И да, часто соглашалась на задачи, которые мне не нравятся, из страха, что останусь на мели. Но сложнее всего выстроить общение с заказчиками. Я боялась говорить о предоплате (сейчас она составляет 50–70 %), вносила кучу правок, потому что «ну мне же не сложно», делала работу за других членов команды, например правила тексты. В одном амбициозном проекте что-то пошло не так, и в какой-то момент в групповом чате остались только руководитель и я. Он попытался перевести меня со сдельной оплаты на фиксированную, но я отказалась. Это опасная ситуация: по сути, тебя полностью покупают, и ты теряешь право отстаивать свои границы. Умение общаться на равных — одно из ключевых. Но для него нужна уверенность — как в себе, так и в своих финансах.

Во время первого локдауна уверенности не было вообще. Мероприятия, к которым я готовила визуал, отменялись, всеобщая тревога добавилась к фоновой — где найти заказ, как успеть с имеющимися? В тот момент я поняла, что фриланс для меня слишком нестабилен. Практически невозможно упорядочить процессы, распределить посильный объем по рабочим дням, хотя я довольно дисциплинированный человек. Есть два режима — поиск клиентов и аврал. Откладывать деньги тоже не получается. И никак не могла отследить свой рост как профессионала. В системе трудовых отношений это проще.

В общем, я нашла работу в продакшене кино и сериалов. За сторонние проекты тоже берусь — делаю брендинг, иногда верстаю лендинги, раньше еще занималась контентом для соцсетей. Но обороты уже не те. Во-первых, есть желание не делать что-то на стороне, а улучшать продукт на основном месте работы. Во-вторых, зарплата два раза в месяц позволяет отсеивать мутных заказчиков и сотрудничать с интересными инициативами даже бесплатно. Например, я помогала кризисному центру для жертв домашнего насилия с сайтом, баннерами и визуальным стилем соцсетей, делала айдентику и печатные материалы для квир-спид-дейтинга. Поэтому фриланс стал для меня скорее способом поддержать важные начинания, проявить социальную ответственность, нежели источником дохода.

Алиса

фотограф

  В 2017 году я ушла с работы штатного фотографа в российском бренде одежды, получила свои 50 тысяч рублей отпускных и думала, что мне их хватит месяца на три. Тогда я жила с родителями, только окончила бакалавриат и беспокоиться было не о чем. Через какое-то время конкуренты прошлых работодателей предложили мне ту же зарплату и гибкий график. Я согласилась, но через полгода ушла: меня не устраивало, что нельзя снимать для других брендов. К этому моменту я обросла контактами, поэтому мне практически не нужно было искать клиентов.

Поначалу я бралась за все подряд, и не потому что боялась, что предложений больше не будет, а потому что действительно хотелось поработать со всеми. Мне повезло: меня звали небольшие модные бренды, наши представления о прекрасном совпадали. Буквально каждый день были съемки, я делала много ретуши за маленькие деньги. Тогда казалось, что я действительно нашла себя, со мной хотят работать — это была почти эйфория. Энтузиазма снимать без выходных хватило на два года, после чего я, конечно, жестко выгорела. Пересмотрела расписание и подняла цены, чтобы оставить несколько хорошо оплачиваемых проектов в месяц. То, что заказчики шли непосредственно ко мне — за моим видением и стилем съемки, придало уверенности. К тому же захотелось выйти на другой уровень, на крупные и международные компании.

У меня нет четкого прайс-листа, потому что ко мне приходят с разными задачами. Это может быть лукбук, спецпроект или редакционный материал для журнала, реже — персональные съемки. Каждый раз цена складывается из количества рабочих часов и обработанных кадров на выходе. К этому прибавляются правовые аспекты отчуждения прав на изображение, место и длительность размещения и другие факторы. Периодически читаю обсуждения цен в групповых чатах фотографов — со знакомыми коллегами как-то не принято об этом говорить. Но больше ориентируюсь на себя и иногда на бюджет заказчика: когда я сама предлагаю сотрудничество, всегда уточняю, что о цене можно договориться.

  Когда какой-то частный клиент тянет с переводом денег или не отвечает, начинаю нервничать

Договоры я заключаю как самозанятая, а если клиент незнакомый, то внимательно читаю все пункты и приложения, где указаны условия использования и авторские права. Когда меня что-то смущает, предлагаю правки. Один минус — оплата приходит не сразу. Аванс, как правило, не предусмотрен. Я знаю, что фотографы, работающие с индивидуальными съемками, часто берут предоплату, но в онлайн-медиа и агентствах такого нет. А когда какой-то частный клиент тянет с переводом денег или не отвечает, начинаю нервничать. Но каких-то страшных историй не было.

В периоды, когда гонорары зависают на пару месяцев, выручают накопления. Раньше я откладывала 10–20 % от заработка на счет в евро, а когда случился локдаун, я полгода сидела без съемок и жила на эти деньги. К сожалению, счет опустел, и пополнять его пока не получается. Из-за пандемии многие проекты, с которыми я постоянно работала за фиксированную цену, урезали расходы на контент, а некоторые вообще закрылись. Подумываю самостоятельно выйти на новых заказчиков с фиксированной оплатой, чтобы восстановить финансовую подушку. Пока удалось восстановить только душевное равновесие, обратить внимание на себя и перейти от съемок для шоурумов к более масштабным историям. Планирую держаться этого курса.

Обложка: lithiumphoto – stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я вернулся в офис
Я вернулся в офис Копирайтер, дизайнер, веб-разработчик и PR-менеджер — о том, почему променяли фриланс дома в тапочках на корпоративный кофе
Я вернулся в офис

Я вернулся в офис
Копирайтер, дизайнер, веб-разработчик и PR-менеджер — о том, почему променяли фриланс дома в тапочках на корпоративный кофе

На что живет семья фрилансеров
На что живет семья фрилансеров Тщательный подсчет расходов, анализ домашних обязанностей и способы пережить кризис
На что живет семья фрилансеров

На что живет семья фрилансеров
Тщательный подсчет расходов, анализ домашних обязанностей и способы пережить кризис

«Без кошек я экономил бы 40 тысяч рублей в месяц»: Хозяева животных — о том, как им удалось снять квартиру в Москве
«Без кошек я экономил бы 40 тысяч рублей в месяц»: Хозяева животных — о том, как им удалось снять квартиру в Москве Что делать, если у вас семь кошек или один поросенок
«Без кошек я экономил бы 40 тысяч рублей в месяц»: Хозяева животных — о том, как им удалось снять квартиру в Москве

«Без кошек я экономил бы 40 тысяч рублей в месяц»: Хозяева животных — о том, как им удалось снять квартиру в Москве
Что делать, если у вас семь кошек или один поросенок

«Я и сам считаю себя хомяком»: Начинающие инвесторы — о том, сколько они потеряли и заработали на бирже
«Я и сам считаю себя хомяком»: Начинающие инвесторы — о том, сколько они потеряли и заработали на бирже
«Я и сам считаю себя хомяком»: Начинающие инвесторы — о том, сколько они потеряли и заработали на бирже

«Я и сам считаю себя хомяком»: Начинающие инвесторы — о том, сколько они потеряли и заработали на бирже

Тэги

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Кафе Birds в Белграде

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Проблемы диаспоры. Лев Левченко — о том, почему русские в эмиграции не здороваются друг с другом

Первая полоса

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Совфед одобрил закон о запрете митингов у зданий органов власти и церквей

Сотрудники склада Ozon в Подмосковье заболели менингитом. Госпитализировано более 10 человек

Совфед одобрил пакет законов о запрете «пропаганды» ЛГБТ, педофилии и смены пола в кино, книгах, рекламе и СМИ

Сырки «Б. Ю. Александров» вернутся на прилавки

Popcorn Books больше не издают и не продают квир-книги. Завтра последний день, когда их можно купить

«За него все подписали и теперь везут в военную часть в Твери». Данила Шершева из «Кружка» забрали в армию

В «Черную пятницу» россияне потратили более 13 миллиардов рублей

На обвиняемую в распространении «фейков» про армию России Викторию Петрову давят в СИЗО через ее сокамерниц

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химииЧто ей делать?

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии Что ей делать?

«Почта России» запустила доставку одежды из Европы. Также стало известно, кто займет место H&M в торговых центрах

МИД закупил подарки для оставшихся в России иностранных дипломатов — Baza

«Яндекс» запустил тариф «Вместе» для поездок с незнакомцами в такси

Сколько пожертвовали москвичи на строительство православных храмов за 12 лет

Спрос на iPhone 14 в России упал в 2,5 раза по сравнению с продажами гаджетов предыдущей модели

В Minecraft появился постсоветский зимний двор — с пятиэтажками, гаражами и турниками

Какая погода ожидается в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде в начале декабря

В 1976 году Путин провел обыск за надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» на Петропавловке

Студентку, рассказавшую о принудительных гуманитарных сборах, исключили из техникума

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются

Гид по рынкам Тбилиси
Гид по рынкам Тбилиси Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»
Гид по рынкам Тбилиси

Гид по рынкам Тбилиси
Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»

В парках Москвы открылся 21 каток с искусственным льдом

«ВКонтакте» заблокировала группу «Совета матерей и жен военнослужащих»

Ведущая «Спокойной ночи, малыши» предложила привезти на фронт Хрюшу со Степашкой и попросить украинцев «остановиться»

РПЦ безвозмездно получила здание петербургской РАНХиГС. Студентов чуть не выселили

В ноябре число объявлений о срочной продаже квартир в России достигло рекорда

Little Big покинули двое музыкантов. Похоже, что группа распалась

Петербургскую тюрьму «Кресты» выставят на продажу

Московские кинотеатры «Факел», «Юность» и «Звезда» откроются в новом году

В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству
В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству Антивоенные сборы, борьба с патриархатом на Балканах и зоозащитники
В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству

В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству
Антивоенные сборы, борьба с патриархатом на Балканах и зоозащитники

Более 50% благотворительных фондов заявили о сокращении пожертвований

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда

Это идеальная ЛГБТ-пропагандаЛучшие фильмы, чтобы посмотреть с гомофобом, если ему не слабо

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда Лучшие фильмы, чтобы посмотреть с гомофобом, если ему не слабо

Движение Food not bombs в Москве прекратило деятельность из-за угрозы опасности

Сегодня в Тбилиси пройдет марш против сексуального насилия

Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь Участвовать в благотворительном забеге, слушать «Аигел» и смотреть «Треугольник печали»
Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь
Участвовать в благотворительном забеге, слушать «Аигел» и смотреть «Треугольник печали»

На Бауманской горит ТЦ «Елоховский пассаж»

Сериалу «Монастырь» не выдали прокатное удостоверение. По мнению РПЦ, он оскорбляет чувства верующих

Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле
Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле Даже простое «merhaba» прибавит вам очков в глазах местных
Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле

Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле
Даже простое «merhaba» прибавит вам очков в глазах местных