«Был один студент из Китая, мне хватило». На что живут преподаватели русского языка для иностранцев Учитель из Екатеринбурга — о том, зачем иностранцы едут жить на Урал и как им дается русский

В рубрике «Личный счет» The Village продолжает рассказывать, из чего состоит бюджет уральцев разных профессий. Люди часто уезжают получать образование в новую страну, где перед поступлением год учат государственный язык. В Поступающие в Екатеринбург иностранные студенты ежедневно занимаются русским по трем разным направлениям: грамматика, речь и язык специальности. В одну студенческую группу по изучению русского как иностранного могут попасть люди из разных уголков планеты, а задача учителя — сдружить группу и научить совершенно незнакомому языку.
Екатеринбургский преподаватель русского языка для иностранцев анонимно рассказала, почему трудно работать со студентами из Китая, сколько пар было сорвано из-за намаза и зачем иностранцы едут учиться в Россию.
Текст: Лиза Приставка

ЗАНЯТИЕ
Преподаватель русского языка для иностранцев
Доход
20 000 рублей
Расходы
5 000 рублей
Продукты
2 400 рублей
Такси и общественный транспорт
3 000 РУБЛЕЙ
Одежда
3 000 рублей
Красота и здоровье
3 500 рублей
Кафе и кофейни
1 500 рублей
Кот
1 500 рублей
Подарки друзьям
Как стать учителем по русскому для иностранцев
Я учусь в университете на магистратуре. Сложилась такая ситуация, что не хватало преподавателей — приехало слишком много иностранных студентов и нужны были срочно учителя русского языка. У меня и раньше было желание учить, поэтому после того, как нам сказали, что не хватает преподавателей, у меня загорелись глаза.
Когда я пришла, мне посоветовали говорить на уроках только на русском, язык-посредник — это не всегда хорошо. После первого урока стало понятно, что без английского здесь никак не обойтись — приехали ученики из других стран, у них абсолютно никакого русского, просто ноль. Белый лист.
Есть еще одна сложность, когда студент вообще не говорит даже на английском языке. У нас был мальчик из Гвинеи, он знал французский, и девушка, которая говорила только на арабском. С гвинейцем мы никак не смогли найти коммуникацию, сейчас его отправили в группу к таким же товарищам из Гвинеи. А с девушкой смогли решить вопрос, в группе были другие арабы и студенты переводили ей мои слова на родной язык.
Я уже второй семестр с этими ребятами и стараюсь говорить с ними только на русском или чуть-чуть с примесью английского. Я не учитель по образованию, поэтому у меня не было каких-то методик, сейчас для самобытных преподавателей сделали курсы от университета, но они появились только в конце февраля. Полгода я отработала без какой-то специальной подготовки.
Это полноценная работа, не практика и не стажировка. Сегодня я изучаю русский язык третий раз: сначала по-школьному, потом по-университетскому, а сейчас по-иностранному.
Кто и откуда приезжает учиться
У нас учатся студенты из Сирии, Китая, Вьетнама, Ирака, Ирана, Марокко, Гвинеи, Замбии, Конго, Гондураса, Джибути, Боливии, Сербии и Болгарии.
В основном едут из Китая, но я с китайцами тесно не работала, был у меня один — мне его хватило. У меня в основном арабы и африканцы. Во внеурочное время особо не общаюсь со студентами, но китаец, о котором я сказала, писал преподавателям огромные сообщения просто обо всем, что часто отвлекало.
Все иностранные ученики должны приезжать с сентября, но подтягиваться могут и до февраля. Их формируют в группы по 15 человек, без какого-то признака или отбора, мои студенты просто вместе приехали в ноябре. Дальше группы учатся семестр, после чего их делят по профилю — инженерный, технический, естественно-научный и гуманитарный. Еще год они учат язык, а потом экзамен, чтобы подтвердить знания минимум уровня B1 (первый уровень, выше базового и элементарного — прим. ред.). За 9 месяцев усердного изучения можно дойти до такого уровня, но многие студенты приезжают в декабре-феврале, а за полгода выучить язык почти нереально. Университет это не сильно волнует — заплатили деньги и учитесь.
По профессиям они распределены довольно равномерно, хотя в моей группе многие хотят стать медиками. По ощущениям, иностранцы больше идут на технические профессии.
Моя первая группа студентов была намешана из разных стран, в основном арабских, они сразу сдружились. Сейчас у меня другая группа, там есть арабы из Ирака, Афганистана и Сирии, а также африканцы из Эфиопии и Замбии. И они все разного возраста. Есть африканцы-бакалавры, а есть уже будущие магистры. Плюс, влияет родной язык — африканцы были англоговорящие и с ними было довольно просто, с арабами тоже, и акцент у них вполне понятный, фонетика им дается. Самая большая трудность, на мой взгляд, с китайцами. У них, например, в языке вообще нет звука «р» и они не воспринимают слова с этим звуком — говорят «л» или не видят отличий между звуками.
Еще у нас есть система кураторства, на которой куратор должен ходить со студентами куда-то. Мы с группой ходили на каток и это была тотальная ошибка — пойти на каток с арабами, которые никогда не стояли на коньках. У меня потом все руки были в синяках оттого, что они хватались за меня, т.к. это была «Юность», открытый каток без бортиков. Еще на экскурсию в Ельцин Центр ходили, взяли им английскую программу, не понравилось только одному мальчику из Ирака, который сказал: «Я люблю Гринвич, я не люблю музеи!».
Зачем ехать учиться в Россию
Сирийцы мне рассказывали, что они выбрали Россию только потому, что другие страны для них закрыты санкциями. В связи с их политической обстановкой, они очень боготворят Россию, что она им помогает — идеальные граждане. У одного сирийца отец — генерал. Подробности своей жизни они пишут в моих заданиях, например: «расскажи про себя» и прочее. Один ученик недавно написал письмо про своего друга Али, который вместе с нами учится: «У меня есть друг Али, ему очень нравится в России, он не хочет быть арабом, он хочет быть русским. Я тоже!».
Много студентов едет из Китая. Кто-то мне сказал, что оттуда едут ребята, которые не пристроились нигде на родине. И едут к нам, потому что здесь дешево и берут всех.
Арабы едут потому что у них нестабильная ситуация в стране. Есть один молодой человек из Афганистана в моей группе, когда речь заходит о войне или оружии, он сразу просит не говорить об этом. Мы на Новый год письма писали Деду Морозу, кто-то писал: «Я хочу Макбук», «Я хочу миллион долларов», а он написал: «Я хочу мир в моей стране». Думаю, что ему тут спокойнее, чем на родине. Многим арабским девушкам, я считаю, в России лучше, потому что они из довольно консервативных стран. У меня в первой группе были девочки, одна в хиджабе ходила, другая уже без. Для них Россия — прогрессивная страна свободы.
Один раз обсуждали общественный транспорт, что маршрутки и автобусы останавливаются только на остановках. И ученики говорят: «Но не в Сирии! В Сирии может остановиться где попросишь». Им тут кажется все очень красивое, ухоженное. Уровень жизни совсем разный.
Насчет африканцев не могу сказать, думаю, что им вообще лучше в Америку ехать, потому что они отлично знают английский. Тут им все равно тяжело из-за цвета кожи, на них бабуси какие-нибудь в автобусе всегда смотрят искоса.
У всех студенческая виза от своей страны, государство оплачивает их обучение. Арабам и африканцам точно. Им еще и стипендию платят — 13 800 рублей, почти как моя зарплата. Не знаю, есть ли у них возможность остаться тут навсегда. Али на медика сейчас 2 года в магистратуре будет учиться, потом аспирантура и дальше. Планирует оставаться в стране 7 лет минимум. Он очень заинтересован в России, в русской культуре, часто смотрит «Физрука» и «Универ». Когда мы только начинали учиться, все спрашивал: «Вот в учебниках есть слово общежитие, а общага — это то же самое? Я смотрю „Универ: Новая общага“». Он еще всем рассказывает, что читает Достоевского, Лермонтова, это прямо бальзам на душу. Приятно, когда интересуются, погружаются в культуру.
Религия
Конфликтов на религиозную тематику у меня не было, но коллеги рассказывали, что в какой-то момент студент мог встать, расстелить свой ковер и начать читать намаз. Или просто учащиеся могли уйти со словами: «Извините, у нас намаз». После этого случая коллега попросила их предупреждать о намазе заранее.
Арабы, что удивительно, нам намного ближе, чем китайцы, у которых другой менталитет. Студенты из Китая извиняются за все, лебезят перед тобой, в то же время они могут спокойно рыгать на уроке, зевать во все горло, есть во время урока и плевать на пол. И не будут за это извиняться. Им и язык тяжелее дается в целом. Нужно больше времени, чаще повторять. Они не схватывают на лету, как другие студенты.
Арабы такие южные люди, расслабленные, легче идут на контакт. Никаких проблем на религиозной почве, к счастью, не было. У меня были страхи, но работа наоборот научила тому, что, какая бы политическая обстановка в мире не была — везде есть обычные хорошие люди. Просто они родились там, где сейчас такая ситуация и все. Вопросов у нас даже не было.
Доходы
Зарплата строится из части от ставки и часов работы, полную ставку не получает никто. Допустим, четверть ставки — это три пары, конечно ты не ведешь только эти три пары. Ты ведешь десять пар, где за три платят по ставке, а за остальные по часам. Сейчас у меня 8 пар в неделю и 16 часов, мне этого достаточно. На следующий год мне хочется взять больше. Трехчасовые уроки оплачиваются, а пятичасовая подготовка к ним — нет. В месяц по ставке и часам я получаю по 20 000 рублей в месяц, это моя основная работа, но еще я подрабатывала фрилансером, уже не совсем по специальности.
В интернете очень мало материалов о преподавании русского как иностранного, не всегда можно найти что-то хорошее. Это такое непаханое поле, которому еще надо развиваться. Может, то, что в этом году к нам так много студентов приехало, говорит о положительной тенденции. Или даже взять Чемпионат Мира. У меня знакомая давно преподает русский как иностранный и она этим летом много занималась по скайпу с иностранцами, которые к чемпионату хотели выучить русский язык. В следующем году я серьезно настроена продолжать преподавать, хочется попробовать свои силы уже с опытом работа. Сейчас для меня все в новинку.
Расходы
Сейчас я полностью зарабатываю на свою жизнь, но у меня есть молодой человек, с которым мы делим расходы. Квартира наша, платим только за коммуналку, если у меня есть деньги — платим поровну, если нет, то платит только он. На продукты мы поровну тратимся, порядка 5 000 я плачу сама. Где-то 2 400 на транспорт и 3 000 на одежду, по необходимости. Всякая косметика, лекарства — это тоже 3 000 рублей. Кафешки, кофейни, это 3 500, иногда просто кофе выпью, иногда пообедаю. Еще у меня есть кот, это отдельная статья расходов, он мне в 1 500 рублей в месяц обходится. За последние полгода еще потратила 10 000 на подарки. Так люблю людей вокруг, что на подарки у меня уходит примерно по 1 500 в месяц.