Как жители Хамовников объявили войну «Яндекс.Лавке» Но не перестали заказывать там продукты

Мы уже привыкли к периодически возникающим в Москве конфликтам бизнеса и горожан. До недавнего времени самым известным было противостояние жителей окрестностей Патриарших прудов и местных заведений, притягивающих туда гостей из разных районов (хотя, как утверждают сами рестораторы, шумная публика к ним не ходит, а закупается спиртным в алкомаркетах и просто гуляет по улицам). Но недавно еще один заметный конфликт произошел в Хамовниках. Местные активисты пытались прорваться внутрь склада «Яндекс.Лавки» на Кооперативной улице — это самая первая точка сервиса, которая открылась летом прошлого года. Работа сервиса в районе была заблокирована, а заказы собирали на соседних складах. Разбираемся, как курьеры осложняют жизнь горожан, почему «Яндекс.Лавку» обвинили в терроризме и чем ответил сервис.
Штурм склада, или Соседский сход
«Люди начали собираться резко, было заметно, что идет целая толпа. Они выходили из-за углов, надвигались, дергали за ручки склада, стали требовать немедленно их впустить. Я не понимал, зачем они это делают», — рассказывает Шерзод, директор точки «Яндекс.Лавки» на Кооперативной улице. Он говорит, что впускать никого не собирался, во-первых, из-за санитарного режима и нахождения на складе продуктов (он добавляет, что многие были без масок), во-вторых, потому что боялся погрома.
В какой-то момент прозвучали даже обвинения в преступлениях. «Люди начали кричать: „У вас там террористы, вы террористов скрываете, делаете бомбу! Откуда мы знаем, что вы там делаете?“ Вызывали полицию, но она, конечно, никаких террористов не нашла», — вспоминает сотрудник сервиса. О ситуации со складом в Хамовниках написал в фейсбуке и генеральный директор «Лавки» Илья Красильщик. Действия жителей он назвал «настоящей атакой» с попыткой выломать двери.
Активисты говорят, работу сервиса никто не блокировал, а люди просто собирались проверить, соблюдаются ли в помещении санитарные нормы
Активисты Хамовников с таким определением не согласны. В среду, 4 ноября, к складу приехала съемочная группа телеканала «Москва 24», чтобы освещать конфликт между сервисом и местными жителями, потому они заранее договорились в фейсбуке встретиться у «Лавки» на Кооперативной улице. Создательница и администратор группы «Независимые Хамовники» Инга Тревашова уверяет, что работу сервиса никто не блокировал, а люди просто собирались проверить, соблюдаются ли в помещении санитарные нормы. На месте они застали только Шерзода. Он подтверждает, что курьеры испугались и разбежались, и в помещении находился он один.
Муниципальный депутат района Хамовники Илья Азар (по совпадению Азар и Красильщик раньше работали в издании «Медуза») в своем медиа «Мох» назвал собрание возле склада соседским сходом. Он попал на видео, но определить, что действительно происходило — штурм или мирная встреча, по нему невозможно. Репортаж «Москвы 24» пока так и не вышел.
Не гонять, не шуметь
Инга Тревашова собрала в одном посте все претензии, которые накопились у жителей Хамовников к «Лавке». Курьеры ездят на велосипедах и мопедах с большой скоростью по дворам и тротуарам, не забывая сигналить друг другу в качестве приветствия. Сотрудники отдыхают и обедают на детских площадках и во дворах, по ночам чинят транспорт во дворе и громко разговаривают под окнами. Ранее один из курьеров помял припаркованную во дворе машину, другой — сломал шлагбаум, а третий — чуть не сбил собаку. Местные также недовольны ночными разгрузками товара, шумом от промышленных кондиционеров, пустыми коробками, которые периодически лежат возле склада, а также тем, что «Лавка» пользуется общедомовыми коммуникациями, парковкой и мусорными контейнерами.
В компании планируют создать горячую линию, куда можно будет жаловаться на шум и гонки по тротуарам
В «Яндекс.Лавке» нам ответили, что готовы принять претензии местных и вести конструктивный диалог. Ранее по их просьбе уже меняли поручни у входа и кондиционеры, а сейчас время работы склада сократится до 23 часов. Для борьбы с гоняющими по дворам курьерами на электрическом транспорте установлено ограничение скорости — 20 километров в час. Также в компании запустили горячую линию, куда можно будет жаловаться на шум и гонки по тротуарам. В начале ноября на склад на Кооперативной улице в рамках плановой ротации пришел на работу опытный директор, который успешно справлялся с подобными задачами в другом районе Центрального округа. Запросов на поиск «террористов» никогда не поступало.
Местные жалуются, что руководство «Яндекс.Лавки» и раньше отвечало им о готовности договариваться, при этом нарушения продолжались. Сейчас люди настроены действовать решительно и добиваться переезда склада «Лавки», которую они называют «давкой».
Круассаны и ксенофобия
Но не все жители района оказались готовы предъявить обоснованные требования к «Яндекс.Лавке» и вести диалог. Светлана (фамилию женщина не называет, так как боится стать жертвой ботов) в интервью «Мох» призналась, что именно она сказала полицейским о возможном нахождении на складе «Лавки» террористов. Предположительно, обвинения в терроризме связаны с тем, что курьерами работают трудовые мигранты из Средней Азии. Также недавно в интернет выложили фото, на котором курьер с желтой сумкой (правда не «Лавки», а «Яндекс.Еды») прикрепил на нее фото президента Франции Эммануэля Макрона с отпечатком ботинка на лице (президент заявлял о решимости бороться с исламским сепаратизмом). В «Яндекс.Лавке» нам подтвердили, что курьер с наклейкой на сумке никогда не доставлял заказы «Лавки» в Хамовниках. Его нашли и провели с ним беседу.
Доставщик «Лавки» повредил машину во дворе, «пытаясь успеть подвезти круассан и кофе с соевым молоком местному жителю до того, как он сюда ныть придет, что ему безвозвратно испортили завтрак»
Немного бытовой ксенофобии добавил еще один пользователь Facebook Александр Бугаков. Обсуждая в группе сервиса инцидент, во время которого курьер повредил шлагбаум во дворе дома, он писал про «сотрудников „Лавки“ родом из Самарканда», которых «слили» после того, как «уголовка возбудилась». На просьбу корреспондента The Village рассказать о своих претензиях к сервису Александр сослался на свою связь с компанией «Яндекс» и ответил: «Я Аркадий Юричу лично за лавку высказал не далее как месяц назад, хватит того» (орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.).
Некоторых комментаторов под постом Красильщика в фейсбуке возмущали даже не шум или превышение скорости курьерами, а желание соседей пользоваться удобным городским сервисом. Михаил Левитин указал на то, что доставщик «Лавки» повредил машину во дворе, «пытаясь успеть подвезти круассан и кофе с соевым молоком местному жителю до того, как он сюда ныть придет, что ему безвозвратно испортили завтрак».
Дом на Кооперативной улице, откуда местные хотят выселить склад, — это небольшое шестиэтажное здание с нежилым первым этажом. В нем и нескольких соседних аналогичных домах, расположенных в этом же дворе, живут 160 постоянных клиентов «Яндекс.Лавки».